23 мая украинцы отмечают День Героев. Праздник появился 83 года назад, в далеком 1941-м. Тремя годами раньше именно в этот день был убит полковник армии УНР, один из главных идеологов украинского национализма Евгений Коновалец.В советское время, по понятным причинам, об этом празднике не вспоминали. Зато в независимой Украине День Героев стал знаковым днем. Особую популярность этот гордый и грустный праздник приобрел после начала российско-украинской войны. Войны, которая продолжается и сегодня. Об ее участниках, настоящих Героях Украины, расскажет «Наше місто».
Пять секунд, как вся жизнь
Друзья и знакомые Виталия Бунчикова говорят, что решительность, принципиальность и обостренное чувство справедливости у него в крови. Еще в нулевых, работая осмотрщиком вагонов в Пятихатском депо, он организовал независимый профсоюз. А в 2004-м беспокойная душа привела его на Майдан. Спустя годы наш земляк стоял на баррикадах второго Майдана.
Когда же самым опасным регионом Украины стал Донбасс, 42-летний патриот одним из первых пришел в военкомат. Тогда ему отказали, по возрасту. Но Виталий приходил и убеждал военкомов в том, что стране обязательно пригодится его опыт вэдэвэшника и уверенного во всём мужчины.
В августе 2014-го рядовой батальона «Кривбасс» Виталий Бунчиков был под Иловайском. Сражения за небольшой городок районного значения в Донецкой области стали трагедией для украинских военных. Украинские батальоны оказались в плотном вражеском кольце. А потом нашим бойцам предоставили якобы «гуманитарный коридор», для безопасного отхода. Но это была ловушка.
– Первый вражеский кордон мы проехали беспрепятственно, — рассказывал впоследствии в днепровской больнице Виталий Викторович, — Россияне нас пропустили. Они встречали нас с опущенными головами и старались не смотреть в нашу сторону. Возможно, им было стыдно или мысленно мы для них уже не существовали. Когда проехали километров десять, начался обстрел. Стреляли со всех сторон и тогда колонна рассыпалась. Кто — куда. Я ехал в УАЗике, который стал отличной мишенью в открытом поле.
Тогда вражеская пуля попала солдату под правый глаз.
– Сознание я не потерял, — вспоминал боец, — Почему-то решил: нужно во чтобы то ни стало прожить пять секунд. Как-нибудь. Продержаться, а потом уже будет легче. Дальше уже точно буду жить! И еще был очень противный звон в ушах. Никогда и нигде ничего подобного не слышал. Таких звуков вообще в природе не существует. Подумал: вот я умру, а все равно буду слышать этот звон. Кровь из-под каски заливала лицо и вспомнился парень на Майдане, которого на Институтской застрелил снайпер. У него тоже из-под каски сочилась кровь, и он на глазах затухал. Потом вспомнил о семье. Так пять секунд и прошли, и я понял: буду жить!
Десять лет назад днепровские врачи сделали все возможное, чтобы спасти Виталия, который сегодня один из героев продолжающейся войны. Обыкновенный украинец с необыкновенной судьбой.
Сохранил честь, но не жизнь
Сельский паренек Андрюша Колесник с раннего детства мечтал стать летчиком. Столько книжек о летчиках перечитал, сколько фильмов пересмотрел. Но в летное училище парня не приняли. Сам он впоследствии шутил, что слишком высокий ( его рост 1.85 м –Авт.) и в кабине пилота не поместится. Потому выучился на инженера-электромеханика.
Но послужить удалось недолго, поскольку большая страна распалась на отдельные государства, которые, казалось, всегда будут жить в мире и согласии. А Андрей вернулся в родные Чумаки. Для того, чтобы просто жить, растить детей и быть счастливым. Он женился на односельчанке Татьяне, с который дружил с восьмого класса. У них родилась дочь Аня.
А потом пришла война. Как относился Андрей Колесник к войне на Донбассе? Рвался ли он в бой?
«Даже если пойду добровольцем и кого-то убью, то мои дети и внуки будут за этот грех отвечать, — вспоминает его слова супруга Татьяна. – Очень не хотелось бы, чтоб так случилось».
Но когда 49-летнего старшего лейтенанта запаса вызвали повесткой в районный военкомат, он пришел туда в назначенное время. Ну кому еще как не ему – рослому сильному и уверенному в себе мужику защищать Украину! Кому как не ему быть героем? Еще бы! На могучих плечах Андрея три маленьких старлееевских звездочки смотрелись большими полковничьими звездами. Да и величали его сослуживцы не по воинскому званию, а по уважению – полковником.
На фронте наш земляк был ранен, вернулся домой, а потом снова ушел воевать.
– Муж тогда серьезно хромал, и я его спросила: «Ну как ты туда вернешься?», — вспоминает Татьяна, — а он в ответ: «Мамик, если бы ты видела, что там творится! Это так страшно. Я не хочу, чтобы ты, наши дети, внучка сидели в подвалах. Мерзли и голодали. Не хочу, чтобы это случилось здесь. Чтобы война пришла к нам. И потому я возвращаюсь».
В январе 2015 года старший лейтенант-полковник нес службу на 31-м блокпосту у села Красный партизан Луганской области. Именно отсюда было возможно контролировать трассу между Донецком и Горловкой. 22-го этот украинский блокпост в течение нескольких часов обстреливали из дальнобойной артиллерии, после чего завязался бой. Силы были неравны. Наши парни — старший лейтенант Андрей Колесник, младший сержант Роман Сех, солдат Сергей Слесаренко и младший сержант Альберт Саруханян отказались сдаться и были расстреляны.
Об этом семья героя узнала несколько дней спустя.
— Отец погиб в четверг 22 января, и мы еще не знали об этом, — вспоминает младшая дочь Лена, — Но с четверга на пятницу мне приснилось будто папа вернулся домой. Я так обрадовалась, обняла его: «Папочка, ты вернулся!» А он в ответ, без всяких эмоций только кивнул: «да». И тут я вижу что он полностью седой, хотя до того седина только-только тронула его волосы.
25 января, примерно в 15.30 Татьяне Колесник позвонили с незнакомого номера и мужчина, представившийся командиром ополченцев днр, сообщил, что Андрей убит.
Супруга все еще не верила страшному известию. Вся семья Колесник пыталась найти в интернете какую-то информацию об Андрее. Вскоре короткое видео о смертельном бое нашлось. На ролике снятом для российского ТВ о храбрости взвода Андрея Колесника высказался один из сепаратистов: «Старший лейтенант и трое его бойцов держались до последнего».
— На этом видео было несколько убитых парней и в том числе Андрей, — рассказывает Татьяна Колесник, — Только лицо закрывали приподнятые руки. Будто бы пытался защититься от пули. Одна нога босая и палец большой длинный. Точно он. С Андрея стащили курточку и когда я увидела голый его живот, сразу узнала: это моё!
Алина воюет за погибшего мужа
Мастер спорта международного класса Сергей Карнаухов в представлениях не нуждается. Пауэрлифтер мировой величины. В конце 1990-х начале 2000-х чемпион и призер Всеукраинских соревнований. Рекордсмен Украины, Европы и мира. Чемпион мира среди юниоров 1999 года!
В марте 2014-го прославленного днепровского спортсмена призвали в 93 отдельную механизированную бригаду «Холодный Яр». Был заряжающим орудия, потом стал наводчиком, а затем командиром пушки. Принимал участие в боях за Донецкий аэропорт.
В мае 2015-го Сергей познакомился с будущей женой Алиной, которая занималась волонтерством.
– С Сережей познакомилась на Донеччине, — рассказывает Алина Карнаухова. – Я волонтерила, а он — воевал. У него очень непростой характер. Он был совершенно бескомпромиссным человеком. Но именно это и привлекало. Смелый, сильный мужественный. В прошлом чемпион мира по пауэрлифтингу. Ценнее всего, что свои принципы он отстаивал на фронте, то, что погиб за них. За Украину. Это самая честная позиция.
Действительно Сергей после демобилизации был успешным менеджером в Бердянске, но после начала большой войны вместе с женой переехал в Днепр. Он не стал ждать повестки и пошел добровольцем в родную 93-ю бригаду.
27 мая 2022 года в Харьковской области командир отделения разведки Сергей Карнаухов погиб.
Этот роковой день Алина описала на своей фб-странице так:
«Утро 6.58 – звонок, который я очень жду. Такой короткий и такой нужный.
— Доброе утро любимая!
Я дышу, каждый раз после твоего звонка. Я дышу, живу, мечтаю о следующем и мечтаю о нашей встрече.
9.18 — опять твой голос, теплый и словно согревающий своими объятиями. Таков короткий звонок, твой последний звонок…
Люблю тебя мой родной, хочу к тебе…
Я не чувствовала, что этот день станет пугающим. Пишу, как обычно, смс. Где-нибудь обязательно будет сеть, обязательно я увижу ответ. После боя, когда будет минута…
17.04 — звонок… я держу телефон, вижу экран и сердце мое сжимается от всепоглощающего страха. Я жена военного, я знаю, почему звонят командиры… Еще две минуты надежды и пропасть…
Смерть это о других, смерть, не о нас. Я просто хочу к нему».
После гибели супруга Алина приняла решение пойти служить в ту же 93 ОМБР.
– Война забрала у меня самое дорогое в жизни и у меня нет страха за свою жизнь, — говорит Алина Карнаухова. — Это не значит, что я специально ищу смерти, но прятаться за чьими-то спинами не буду. Конечно, в учебке бывало тяжело. У меня еще и проблемы со спиной. А тут пулемет — 7,5 килограммов плюс боекомплект. Всего – 10 кг. Броник мой легкий, но тоже пять килограммчиков потянет. Так что в целом груз нормальный. Но я всё делаю на характере. Когда у тебя есть сила воли и желание, физическая боль не главное.
Родители, жены, дети Героев – тоже Герои
Самые близкие родственники мужественных защитников и защитниц нашей страны каждое мгновение ждут весточки от своих любимых. Боль от утраты близких не уходит насовсем никогда.
— Герои – это люди, которые ценность Украины поставили выше ценности собственной жизни, — считает детская писательница и волонтер, директор БО «Українська фундація «Мрія» Татьяна Комлык. – До начала войны с рф мы, в основном, ориентировались на героев прошлого. Но теперь практически каждый день в Украине появляются новые герои. Мужчины, женщины, даже дети. Очень важно, что по всей стране появляются улицы с именами этих героев. А еще сегодня очень важно быть внимательнее к семьям наших защитников. Благодарить матерей, отцов, жен, сыновей и дочерей героев Украины. Семьи, потерявшие своих близких людей, всегда будут нуждаться в нашей любви и поддержке.
Трудно не согласиться со сказанным. Тем, кто терял своих любимых, это и так понятно.
– Девять лет прошло после гибели Андрея, а рана не заживает, — рассказывает Татьяна Колесник. – Точно вчера все случилось. Боль не уходит, не утихает. Для меня, наших детей и внуков мой муж – настоящий Герой. Навсегда. Он не мог просто сдаться. Для него это было совершенно неприемлемо. Он же офицер! Ну а себя героиней не считаю. Зачем?
Фото из архивов Татьяны Колесник, Виталия Бунчикова и из открытых источников