Site icon Наше Місто

Одежда, оберег и тренд: тайны вышиванки Днепропетровщины

вишиванки Дніпра 100 років назад та зараз

Вышиванку считают символом украинской культуры, истории и единения. А ее роль в жизни украинцев сложно переоценить. Иногда вышитая рубашка могла даже решить судьбу. В давние времена, когда парень не мог выбрать невесту из нескольких девушек, ему помогала именно вышиванка. Преобладала та, у кого она лучшая. На протяжении веков украинская национальная рубашка объединяла, защищала и вдохновляла. Сегодня Всемирный день вышиванки. Какой она была и есть на Днепропетровщине, выясняла корреспондентка «Нашого міста». 

История праздника

Всемирный день вышиванки отмечают уже в восемнадцатый раз. Все началось в 2006-м с акции, которую предложила провести Леся Воронюк, студентка Черновицкого национального университета. Девушка предложила студентам выбрать один день и всем вместе одеть вышиванки. На это согласились несколько десятков студентов и несколько преподавателей. И уже в течение следующих лет праздник разросся до всеукраинского уровня, в нем начала участвовать украинская диаспора по всему миру, а также сторонники Украины.

Нижняя рубашка

У днепрянки Оксаны Тижненко сейчас в производстве пять вышиванок, а за ее спиной их уже сотни. Женщина — народная мастерица. Из-под ее иглы выходят почти аутентичные сорочки. Каждый стежок — ручная работа. И речь не только о вышивке, но и о сборе вещи. Все это стоит очень дорого. Самая дешевая обойдется в 20 тысяч гривен, а самая дорогая может затянуть и на 50 тысяч гривен. Мастерица говорит, что цена зависит от зашива рукава — будут ли вышиты только плечи, или весь рукав. Процесс создания этого произведения искусства в среднем три месяца, хотя бывает и дольше.

Одну рубашку уже собираю, одна — только в начале работы, еще одну уже довышивала, надо постирать и начать сборку, — говорит Оксана Тижненко. — Это постоянный процесс. Когда с одной рубашкой работаешь три месяца или полгода, то хочется отвлечься и что-то еще сделать. Каждый день надо пришивать хоть одну ниточку к рубашке. Ежедневно 3-4 часа я вышиваю — это минимум. Но было, что я и по 10 часов в день сидела за рубашкой.

Она виртуозно владеет иглой, мастерство отточено многими тысячами стежков. Оксана говорит, что сейчас крой вышиванки сложнее, чем был 100 лет назад.

В давние времена рубашки делали из прямоугольников, было безотходное производство, — объясняет мастерица. — Ткань нарезали на правильные прямоугольники. Ведь тогда рубашку считали нижней одеждой, а сверху на нее одевали другие вещи, которые убирали все недостатки кроя. А сейчас, рубашка стала верхней одеждой и чтобы она лучше лежала на фигуре, мы используем более современный крой.

Давний тренд и изысканная вещь 

С давних времен вышиванка была неотъемлемой частью повседневной жизни украинца. Ее носили взрослые и дети, мужчины и женщины, в праздники и будни. Она была не только одеждой, но и оберегом, который защищал от злых сил. 

Еще 100 лет назад вышиванка была очень популярной одеждой на Екатеринославщине. Со старых фото на нас смотрят наши предки, которые жили в поселке Лоц-Каменка, на месте которого сейчас стоит часть жилого массива Победа. Старые фотографии свидетельствуют о том, что в семьях лоцманов вышиванка была одеждой номер один.

Обратите внимание, что на этих фото все жители Лоц-Каменки, а это династии лоцманов, они все в вышиванках, — говорит Елена Нелюб, старший научный сотрудник Музея истории Днепра. — Некоторые из них следуют моде, которую в те времена ввел известный писатель Иван Франко. Он надевал вышиванку, а на нее европейский пиджак.

В экспозиции музея не только древние фото, но и рубашки, которые были вышиты женами екатеринославских лоцманов.

В экспозиции представлены несколько аутентичных рубашек, которые вышивались женами лоцманов из Лоц-Каменки, — объясняет Елена Нелюб. — Также здесь есть вышиванка одного из последних лоцманов Григория Омельченко, который собирал историю о лоцманах днепровских порогов из Лоц-Каменки. Это человек из династии лоцманов, пережил репрессии, был политзаключенным.

Более 200 техник вышивки

Пока будет жива украинская песня и украинская вышивка Украина не погибнет, считала Ольга Косач-Кривинюк, младшая сестра известной поэтессы Леси Украинки. Женщина девять лет жила в Екатеринославе, где собирала истории украинской народной вышивки. В 1928 году она за свой счет опубликовала книгу «Украинский народный узор». Это был альбом не о так называемом «дамском рукоделии», а бесценный сборник старинных украинских узоров.

Она собирала образцы вышивки Екатеринославщины и почти все старинные техники, — рассказывает Елена Нелюб. — Затем они вошли в книгу “Украинские народные узоры”. В семье Ольги Косач вышивали все — и ее мама, и ее известная сестра. Сама Ольга садилась за вышивку, когда хотела успокоиться.

Каждый регион Украины может похвастаться своим уникальными вышиванками. Они отличаются фасонами, цветом, способом вышивания, орнаментом и узорами. По словам народной мастерицы Оксаны Тижненко, техник вышивания украинской сорочки очень много — более 200. На одной вышиванке можно встретить до семи техник. Обычно вышивали лиштвой (прямая гладь — Авт.). Очень распространены на Днепропетровщине были мережки, с помощью которых делали кружево. Также популярна техника вырезания (прозрачная белая шитье, создающая геометрические орнаменты — Авт.). Считается, что Днепропетровщине присущи рубашки, вышитые в красно-черных цветах. Но народная мастерица говорит, что это не совсем так.

В давние времена черный цвет был очень дорогим, — говорит Оксана Тижненко. — Красители были природные и прокрасить нить до черного было чрезвычайно сложно. Поэтому скорее нити были темно-коричневого или темно-синего цветов. Ну, а на самом деле у нас не обязательно были красный и черный. Более 100 лет назад у нас были более светлые цвета и геометрические узоры — без роз, которые мы часто сейчас видим. И крестик почти не использовали — это была одна из техник вышивания, но не основная. 

Что такое вышиванка для украинцев

Сегодня вышиванка переживает настоящее возрождение. Ее носят не только на праздники и торжественные события, но и в повседневной жизни. Вышиванка стала модным трендом не только в Украине, но и в мире.

В Днепре воссоздали вышиванку Ивана Франко

Днепровский бренд HISTROV, который специализируется на создании качественных вышиванок, бросил вызов не только себе, но и времени, взявшись за воспроизведение известной миллионам людей вышиванки выдающегося украинского писателя Ивана Франко. Именно в ней он изображен на 20-гривневой купюре.

Иван Франко — не просто писатель, он — символ украинской идентичности. Именно он одним из первых соединил вышиванку с повседневной одеждой, сделал ее не только элементом народного костюма, но и модным трендом.

Воссоздать вышивку с черно-белой фотографии — не простая задача. Команда HISTROV разделилась на группы, каждая из которых имела свою специализацию, — рассказывает Татьяна Щурова, основательница бренда. — Благодаря использованию искусственного интеллекта (AI) и тщательному анализу фотографии нам удалось разработать схему вышивки и подобрать цвета шелковых нитей.

По ее словам, изображенный на фото фасон вышиванки был неоднозначным. Поэтому главный дизайнер бренда приняла решение создать современную интерпретацию, сохранив при этом аутентичность узоров и цветов. Вышиванка выполнена из высококачественного 100% льна, имеет современный крой от HISTROV, а все швы аккуратно запакованы.

В результате проекта «Воссоздание вышиванки» мы сделали две уникальные вещи: традиционную, которая полностью соответствует тому образу, который мы знаем с фотографии Ивана Франко,  — рассказала Татьяна Щурова. —  Ее оценят поклонники классики и ценители аутентичности. И вышиванку от HISTROV, на которой воспроизвели вышивку с рубашки Ивана Франко. Она создана с использованием современных кроев и технологий. Эта модель вышиванки соответствует современным требованиям и отражает изысканный стиль нашего бренда.

Для HISTROV этот проект был не просто созданием вышиванки. Это удачная попытка популяризировать украинскую культуру и искусство вышивки. 

Каждая наша вышиванка несет в себе историю украинского народа и культурные особенности украинцев, а мы стараемся делать это культурное наследие доступным и современным, — добавляет основательница бренда Татьяна Щурова.

Напомним, ранее мы писали, как модные дизайнеры Днепра работают во время войны и продвигают Украину.

Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня, Уникальный Днепр

Метки: , , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також:

Exit mobile version