Skip to content

ЕКСКЛЮЗИВ Поддержка и забота: как в Днепре помогают ликвидаторам последствий Чернобыльской катастрофы

Дніпро згадує героїзм чорнобильців

Ежегодно 26 апреля в Украине отмечается годовщина Чернобыльской катастрофы. В 2024-м исполняется 38 лет с того трагического дня, когда взрыв на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС привел к выбросу в атмосферу радиоактивных веществ. Первыми в борьбу с губительным атомом вступили ликвидаторы — мужественные люди, которые рисковали своей жизнью, чтобы остановить распространение радиации и спасти миллионы. Среди них были не только спасатели и военные, но и обычные люди. От Днепропетровской области в взяли участие более 24 тысяч человек. Все о подвиге ликвидаторов, их настоящем и поддержке власти — читайте в материале «Наше місто».

Днепр — пример для всей Украины

В Днепре функционирует ОО «Союз Чернобыль» — организация, которая объединяет ликвидаторов аварии и оказывает им поддержку. Ее деятельность направлена на улучшение жизни этих людей, решение их социальных и медицинских проблем, а также на сохранение памяти о трагедии.

як у Дніпрі допомагають ліквідаторам наслідків Чорнобильської катастрофи

-Наш союз объединяет всех чернобыльцев города. Я очень благодарен городскому голове Днепра Борису Филатову за постоянную поддержку и безграничное доверие, — сказал депутат городского совета, председатель ОО «Союз-Чернобыль» Игорь Турчин. — Отмечу, что все городские программы по поддержке чернобыльцев в Днепре успешно работают. И с каждым годом финансирование увеличивается. В 2024-м — это более 20,5 миллионов гривен. 

Медицинское обслуживание — одна из основных тем, которая волнует ликвидаторов. Потому что защищая мир от радиации, они потеряли собственное здоровье.

— Если чернобылец приходит к нам за помощью, мы всегда делаем все возможное, чтобы ему помочь, — добавил Игорь Турчин. — Мы ведем прием каждый первый и третий понедельник месяца. В основном люди приходят с проблемами, связанными со здоровьем. Они стремятся получить помощь на лечение. Отмечу, что есть уникальная Программа, которая работает только в Днепре. Городской голова Борис Филатов выделил специальный пункт в этой Программе, в котором говорится о выделении 1 миллиона 200 тысяч гривен на лечение ликвидаторов. Это могут быть операции, химиотерапия, применение дорогостоящих лекарств, которых нет в перечне бесплатных по государственной программе. За четыре месяца текущего года в Днепре 22 ликвидатора уже получили материальную помощь на общую сумму — 420 тысяч гривен.

В Днепре уделяется большое внимание и оздоровлению чернобыльцев. На санаторно-курортное лечение направлено более 3,4 млн грн.

Дніпро згадує героїзм чорнобильців

-Дело в том, что во время войны, государство не может выделять путевки для оздоровления. Поэтому город взял эти расходы на себя, — пояснил Игорь Турчин. — Ликвидаторы первой и второй категории получают путевки за счет городского бюджета Днепра.

По словам председателя ОО «Союз Чернобыль», сейчас ликвидаторы 2, 3 категории и вдовы получают материальную помощь от города.

 -По инициативе городского головы Днепра Бориса Филатова, к 38-й годовщине Чернобыльской катастрофы будет оказана материальная поддержка из городского бюджета: 1378 вдовам — по 3800 грн, 1744 ликвидаторам II категории — по 1200 грн, 404 ликвидаторам III категории — по 1000 грн. Всего охвачено более 3500 человек на общую сумму более 7,6 млн грн, — сообщил Игорь Турчин. — Также обязательно ко Дню чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получают помощь чернобыльцы с инвалидностью. Поэтому с уверенностью могу сказать, что Днепр — пример для всей Украины.

В соответствии с Программой, жены и мужья умерших граждан, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС, получают ежемесячную адресную помощь на оплату жилищно-коммунальных услуг. Она составляет более 1,9 млн грн. Каждый получит 500 грн ежемесячно в неотапливаемый период и 700 грн — в отопительный.

-Отмечу, что согласно государственной программе, каждая вдова должна доказать, что ее муж умер из-за последствий, вызванных аварией на ЧАЭС, — подчеркнул Игорь Турчин. — Но не все женщины имеют возможность это доказать. И они теряют любимого мужа и все льготы, гарантированные государством. Поэтому Борис Альбертович инициировал помощь таким вдовам от города. Ежемесячно они получают средства на оплату коммунальных услуг. 

Как в Днепре чтят память ликвидаторов 

Украина уже в третий раз вынуждена чтить годовщину трагедии в условиях полномасштабной войны. Несмотря на это, Днепр продолжает поддерживать тех, кого 38 лет назад напрямую коснулось то страшное событие и чтит память тех, кого уже нет с нами. Традиционно проходят торжественные возложения цветов в знак уважения героям, которые отдали жизнь и здоровье ради ликвидации последствий аварии.

як у Дніпрі допомагають ліквідаторам наслідків Чорнобильської катастрофи

Также в помещении Днепровского городского совета действует постоянная выставка, посвященная ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

-14 декабря 2023 года в Днепр приезжала делегация из Израиля. Они вручили награды нашим ликвидаторам, — рассказал депутат Днепровского городского совета, председатель ОО «Союз-Чернобыль» Игорь Турчин. — В Израиле проживают полторы тысячи ликвидаторов аварии на ЧАЭС.  В декабре там открыли монумент в честь тех, кто спасал мир от техногенной катастрофы. А в Днепре глава «Натив» Министерства Премьер-министра Израиля Алон Шоам вручил медали и благодарности днепрянам, которые победили неуправляемый атом.

По словам Игоря Турчина, в Музее истории Днепра был установлен стилизованный маникен в защитном снаряжении. Также на выставке есть дозиметры, которыми измеряли радиацию в те времена. Но именно они не из зоны отчуждения — те давно утилизированы. Эта инсталляция призвана донести до общества важность подвига, который совершили наши земляки.

— В 1986-м году в Днепр приезжало много переселенцев из Припяти и самого Чернобыля. Наш город одним из первых принимал эвакуированных из опасной зоны, вспоминает Игорь Турчин. — Тогда было мирное время и слово «эвакуация» звучало странно и непонятно. Очень много переселенцев поселились на Победе, а также в Самарском и АНД районах. Раньше в Днепре было очень много ликвидаторов. Сейчас, к сожалению, их значительно меньше. Более 2,5 тысяч чернобыльцев за эти годы ушли из жизни.

Истории самопожертвования и подвига героев Чернобыля

14 декабря 1986 года было завершено строительство защитного саркофага над четвертым разрушенным энергоблоком. Кстати, к его сооружению приложили усилия и жители Днепропетровщины. Среди них — Владимир, который был в составе сводного отряда Днепропетровской области. В 1986-м он работал на станции.

Дніпро згадує героїзм чорнобильців

-Пробыл чуть больше месяца, получил очень большую дозу облучения, — вспоминает Владимир. — Было много разной работы. На самой АЭС была комната-могильник. Туда сносили одежду, которая «фонила». Далее все сбрасывали на грузовики и вывозили, потом закапывали.

Каждый ликвидатор имеет свою историю о Чернобыле. Это истории о мужестве и самопожертвовании, о страхе и боли, о потерях и вере. Виктор — один из тех, кто принимал непосредственное участие в ликвидации последствий аварии.

як у Дніпрі допомагають ліквідаторам наслідків Чорнобильської катастрофи

-Помню все, что было, каждый свой шаг. Я там был 210 дней, — вспоминает Виктор. — Все отпечаталось в памяти, остались такие впечатления, что невозможно передать. Многих уже нет. Из шестерых я один остался — из тех, кого призывали, — рассказывает Виктор. 

Мы спросили у депутата городского совета, председателя ОО «Союз-Чернобыль» Игоря Турчина о его участии в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Дніпро згадує героїзм чорнобильців

-Я учился в химико-технологическом институте. Там была военная кафедра. После окончания учебы были трехмесячные сборы, а потом мне присвоили звание старшего лейтенанта, — рассказал Игорь Турчин. — Моя специальность — химик-разведчик. Я работал на заводе ИТР. Вскоре после взрыва на Чернобыльской АЭС я пошел в местный военкомат и поинтересовался, почему меня не вызывают. Но только в августе меня привлекли к ликвидации последствий аварии. Сначала я поехал в Белую Церковь, а затем — в одно из сел, недалеко от Чернобыля. Я попал в батальон разведки. Меня назначили старшим по выездам на станцию. С 24 августа по 1 октября у меня было 33 выезда. Также было несколько выходов на крышу третьего энергоблока. Сейчас я имею инвалидность. К сожалению, многих ребят, с которыми я был в Чернобыле, уже нет на этом свете. Меня держит то, что постоянно занят работой.

Игорь Владимирович закончил химико-технологический институт. Он хорошо знал, что такое радиация и облучение. Но это его не остановило.

-Я понимал, что через несколько лет меня достанут болезни. Но я также понимал, что я должен это делать. И это не просто слова, я действительно думал: если не я, то кто, — подчеркнул Игорь Турчин. — Я специалист, мне государство дало знания, и я должен был их применить. У меня была команда из 16 человек. Я выводил на крышу третьего энергоблока по четверо, показывал объект и спускался. У нас был технический этаж. Там был специальный кабинет, окруженный свинцом, в нем сидели ученые. А уже они на мониторах показывали мне, что нужно делать. 

На станции, конечно, были определенные меры защиты от радиации. Но достаточно ли их было — вопрос без ответа.

як у Дніпрі допомагають ліквідаторам наслідків Чорнобильської катастрофи

-На самой станции мы были в своей рабочей форме, также нам давали такие лепестки — вот и все средства защиты, — признается Игорь Турчин. — После проделанной работы мы шли в баню, там были специальные шампуни, которыми мы себя обрабатывали, мылись. А на выходе стояли дозиметры японского производства, которые подавали сигнал в случае радиации. Один раз со мной произошел такой случай. После бани у меня звенели сапоги. Меня охрана не выпустила. Я начал мыть сапоги, но бесполезно — они все равно звенят. А меня ребята ждут, потому что машина наша уже должна ехать. Я попросил охрану, чтобы так пропустили, а они стоят на своем! К счастью, я встретил знакомого, который предложил принести мне новую пару обуви со склада. И таким образом он мне помог — я переобулся и уехал. Когда уже прошло много лет, я понял, что он спас мне жизнь. Если бы тот охранник не был таким принципиальным и выпустил меня в зараженных радиацией сапогах, я бы сейчас с вами не разговаривал. 

Истории ликвидаторов — это не только рассказы о Чернобыльской трагедии, но и о мужестве, самопожертвовании и единении людей перед лицом общего врага. Сегодня Украина снова борется за свою свободу, за будущее своих детей. Как и тогда, когда ликвидаторы рисковали своей жизнью, чтобы спасти мир от ядерной катастрофы, украинские воины сегодня борются за нашу независимость, за право жить в мирной стране.

Фото Валерия Кравченко, ОВА, ДГС и из отрытых источников.

Категория: Важно, Власть, Интервью, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня

Метки: 

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: