Site icon Наше Місто

От краха до автономного хода: как в Днепре троллейбус стал самым надежным пассажирским транспортом

троллейбусы Днепра

Ежедневно в Днепре на маршруты выходят около сотни троллейбусов, чтобы доставить к местам назначения более 50 тысяч пассажиров. Они везут людей в любую погоду, они дотируются за счет городского бюджета и полезны для горожан. Уже более 75 лет троллейбус в нашем городе остается надежным, экологическим и даже почти незаменимым общественным транспортом, который научился работать даже без контактной сети. За это время он перевез более 2 миллиардов пассажиров. Как менялся днепровский троллейбус на протяжении трех четвертей века рассказывает «Наше місто».

Когда не было маршруток — брали штурмом

В период с начала 1970-х до начала 1990-х желтенькие чешские троллейбусы Škoda 9Tr добавляли яркости дорогам Днепра и были почти единственной надеждой горожан на то, чтобы доехать до места назначения. Большинство днепрян 40+ хорошо помнят те времена, когда еще не существовало маршруток. На остановках троллейбус ждало большое количество пассажиров и транспортное средство в полном смысле «брали штурмом». 

С тех времен прошло несколько десятилетий. И мы уже больше никогда не увидим эту модель троллейбуса на улицах Днепра.

Все эти троллейбусы были списаны. Возникает вопрос к тогдашней власти, почему не сохранили ни одного, как историю, — рассказывает Никита Керенцев, ведущий специалист КП «Днепровский электротранспорт”. У нас было желание запустить по городу ретро-троллейбус по примеру ретро-трамвайчика. Мы искали по Украине, может где-то сохранились, хотели приобрести, но нет.

Альтернативой троллейбусам стали маршрутки, но «рогатые» не перестают быть востребованными у днепрян — они стали более современными и комфортными, а льготники могут пользоваться этим видом транспорта без ограничений. А что бывает, когда троллейбусы Днепра внезапно остановятся мы видели в 2022-м во время массовых блэкаутов из-за вражеских обстрелов. Тогда из-за остановки электротранспорта весь пассажиропоток пришелся на автобусные маршруты, из-за чего пассажиры почувствовали сложности в личной логистике и настоящий дискомфорт.

Без троллейбуса жить в большом городе сложно, — говорит Виктор Ефремов, водитель троллейбуса с 20-летним стажем. — Троллейбусы удобны для перевозок пассажиров. Они многовместительны по сравнению с маршрутками, более стабильны — у нас графики, от которых невозможно отклониться. Люди знают, что троллейбус обязательно будет и ждут его. Очень редко бывают сбои в движении — когда какая-то неприятность на дороге. Но она быстро устраняется нашими службами и мы приступаем к перевозке пассажиров, которые накопились на остановках.

Один из старейших в Украине

Он был основан 7 ноября 1947 года. Днепровскому троллейбусу уже более 76 и он является одной из старейших троллейбусных систем в Украине. Первым в Днепропетровске был пущен маршрут от хлебозавода до ул. Баррикадной. На нем курсировало четыре машины. В 1948-м в нашем городе построили новую троллейбусную линию от горисполкома до парка им. Шевченко и открыли второй маршрут. А в 1949-м троллейбус впервые поехал по деревянному мосту через реку, соединив правый и левый берега города. Новый маршрут курсировал от ул. Центральной до исполкома АНД района.

Историю днепровского троллейбуса разделяют на несколько периодов:

Упадок троллейбусного движения в Днепре произошел в первое десятилетие XXI века — закрывали маршруты, списывали подвижные единицы, капремонтов не делали, а замены подвижного состава почти не было. С начала каденции городского головы Днепра Бориса Филатова начали реализацию программы обновления муниципального электротранспорта. Открылось много маршрутов — на жилые массивы Парус, Солнечный, Приднепровский, Сокол. Там люди уже десятки лет ждали муниципальный электротранспорт, — говорит Никита Керенцев.

Как спасают троллейбусы

В троллейбусном парке Днепра существует около 10 модификаций подвижного состава. С 2015 года город начал закупать современные троллейбусы с транзисторно-импульсной системой управления, которая расходует меньше электроэнергии во время движения. Первая партия троллейбусов работает на дорогах города уже более 8 лет, но потребности в капремонтах пока нет. В 2021 году Днепр получил последние современные троллейбусы из партии, закупка которой началась в 2019-м. Из-за невысокого темпа производства «рогатых» поставку новых троллейбусов приходится ждать годами.

Сейчас один существующий шаг обновления парка — капитальный ремонт троллейбусов с заменой кузова, — рассказывает Иван Васючков, заместитель начальника управления транспорта департамента транспорта и транспортной инфраструктуры ДГС. — Таким образом мы можем сделать из уже изношенного троллейбуса почти новую единицу подвижного состава. Для капитальных ремонтов задействованы силы нашей специализированной вагоноремонтной мастерской. То есть все капитальные ремонты выполняются силами КП «Днепровский электротранспорт».

Во время капитального ремонта троллейбусов ремонтируют кузов, рамы, сопутствующее электрооборудование, тяговые электродвигатели, заменяют отделку салона. Также становится более комфортным рабочее место водителя. После завершения капитального ремонта троллейбус может работать до 10 лет, или ездить 300 тысяч км.

Старые и новые — это небо и земля

Виктор Ефремов работает водителем троллейбуса более 20 лет. Он управлял различными моделями троллейбуса.

Сначала были ЗИУ (завод им. Урицкого г. Энгельс), потом с редукторными дверями, потом с пневмодверями, — рассказывает он. — Тогда казалось, что это самое лучшее. Потом троллейбусы “Южмаша”. — еще лучше. А уж те троллейбусы, что у нас сейчас, их невозможно сравнить со старым парком. Они очень комфортные для водителя и пассажиров. Они очень теплые, без ступенек — с низким полом, что удобно для детей, пожилых людей, для колясок.

Старые и новые троллейбусы — это небо и земля, говорит главный инженер депо № 2 Александр Дворниченко. Он считает троллейбус самым надежным пассажирским транспортом. Одно из главных преимуществ современных троллейбусов — возможность автономного хода. Таким образом можно объезжать препятствия на дороге — ДТП и обрыв контактной сети больше не останавливают движение такого «рогатого».

Современные троллейбусы — это электронная машина, а старые — электрическая,  объясняет Александр Дворниченко. — Это совершенно разные системы управления. На смену контакторам пришла импульсная система. Троллейбус движется плавнее — это чувствуют пассажиры. Салон уже более современный.

В КП «Днепровский электротранспорт» говорят, что днепровский троллейбус отличают необычные новации. Например, маршрут №6 обслуживают троллейбусы с динамической зарядкой аккумуляторов, курсирующие на автономном ходу без применения контактной сети по участку от ж/м Победа до ж/м Приднепровский.

Также именно в Днепре впервые в Украине задействовали технологию автономного хода для открытия новых направлений, так в 2017 году был открыт маршрут №14 до ж/м Солнечный. Сейчас там уже есть контактная сеть и курсируют классические троллейбусы. 

Какие новые маршруты появились

Троллейбус в тренде

Фото: Валерий Кравченко

В современном мире все больше городов делают ставку на экологичные и эффективные виды транспорта. Троллейбус является одним из таких. От него нет выбросов выхлопных газов, загрязняющих атмосферу. Он экономнее в эксплуатации, чем автобус и имеет плавный ход, что делает поездку более комфортной для пассажиров.

Стоимость топлива сейчас высокая, — говорит Иван Васючков. — Стоимость электроэнергии растет, но город еще может удерживать стоимость проезда на довоенном уровне — 8 гривен, поэтому пассажиры изменений не ощущают.

По его данным, перевозка одного пассажира в коммунальном троллейбусе стоит примерно 20 грн, из которых пассажир оплачивает только 8 грн, остальная часть покрывается за счет городского бюджета.

Интересные факты о днепровском троллейбусе

Напомним, ранее мы писали о коммунальных автобусах Днепра: как помощь от Киева и Кельна спасла город от транспортного коллапса.

Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня, Транспорт в Днепре

Метки: , , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також:

Exit mobile version