Стены Днепровского главпочтамта, здание которого имеет статус памятника архитектуры местного значения, помнят еще Нестора Махно, Дмитрия Яворницкого, Максима Рыльского, Олеся Гончара и многих других известных людей. Почтовая служба уже почти два века размещается на главном проспекте нашего города, менялось только здание. И даже сейчас, когда открываешь массивные двери главпочтамта и оказываешься в помпезном помещении с почтовым ящиком и витринами с конвертами для писем, кажется, что время откатилось на несколько десятилетий назад. На днях Укрпочте исполнилось 30 лет. Как изменилась ее работа за это время, разбирался корреспондент «Нашего міста».
История Укрпочты началась 2 февраля 1994 года, когда на базе Украинской почты СССР было создано Украинское объединение почтовой связи Укрпочта.
За 30 лет своего существования “Укрпочта” превратилась из советской монополии в акционерное общество и предлагает спектр почтовых, логистических, финансовых услуг и даже торгует продуктами. При этом монополия на некоторые услуги сохраняется, что не всегда работает на их качество.
Руководство “Укрпочты” говорит об активной диджитализации предприятия и развитии онлайн-сервисов. Однако почтальоны по-старому доставляют корреспонденцию собственными ногами с газовым баллончиком в кармане.
Ходят пешком и торгуют
Она ежедневно в любую погоду проходит пешком не менее 6 километров с тяжелыми сумками с газетами, пенсиями, иногда письмами и продуктами для пожилых людей. Анна Виноградова 5 лет работает почтальоном и с прошлого лета после сокращений на работе обслуживает огромную территорию — первый Парус и часть второго. И все это — своими ногами и за минимальную зарплату.
Я уже втянулась — все время бегаю. Туда отнесла заказные письма, туда газеты, пенсию побежала принесла. Это не сложно, но надо бегать, — улыбается Анна.
Каждый рабочий день начинается с возврата заказных писем, которые не удалось вручить адресатам. Анна говорит, что чаще всего днепрянам такие письма приходят из налоговой, судов и инспекции по парковке.
Речь о тех письмах, которые уже сроки прошли и их пора возвращать. Если судебная повестка, то на вручение всего три дня отводится. И если никто не пришел, то нам надо его вернуть, иначе по компьютеру день не закроется. После этого я разбираю новые заказные письма. Потом деньги получила на пенсии и побежала за адресами.
Женщина не заходит в подъезды с незнакомцами и держит наготове газовый баллончик, потому что ее задача доставить пенсии без происшествий. На ее участке 234 пенсионера. Процесс доставки им денег растягивается во времени, ведь большие суммы почтальон не носит. Анна говорит, что война не особо повлияла на ее работу.
Мы как работали, так и работаем. Пенсионеры как были так и есть. Газеты выписывают, товар берут. Тревога ни тревога — вышел и ушел, — говорит женщина.
В Украине работа почтальона очень изменилась еще до войны — существенно возросла нагрузка. Теперь надо еще и торговать продуктами и бытовой химией. От того, сколько почтальон продаст, зависит надбавка к ее минимальной зарплате.
Надо крутиться и бегать. Для надбавок надо, чтобы было вручение заказных писем и продажа товара. Вот у меня есть крупа, масло, макароны, конфеты, печенье. Пенсионеры мне заказывают, я в сумочку сложила и принесла. Бывает так, что две здоровые сумки тащишь, когда два пенсионера в один день что-то заказали, — .объясняет почтальон.
Иногда ей на работе помогает муж, но такое бывает очень редко. А дети считают, что у мамы хорошая работа — гулять на улице.
Монополист «убивает» газеты
“Укрпочта” остается монополистом на рынке подписки печатных изданий и их доставки. С ноября государственная компания обновила тарифы — услуга по приему подписки на периодические печатные медиа (на один адрес независимо от количества изданий) будет составлять 15 грн без НДС. Кроме подписки, нужно будет платить за доставку: за общегосударственное издание — пять гривен, за местное — четыре. Деньги берут, а гарантии своевременной доставки не дают.
«Почтовая доставка украинских газет некачественная», — заявляют в Национальном союзе журналистов Украины, ссылаясь на собственное исследование. А редакторы украинских газет бьют тревогу — ситуация катастрофическая! Из-за закрытия почтовых отделений и сокращения почтальонов происходит срыв доставки прессы к подписчикам. Не получая своих газет, читатели не видят смысла в дальнейшей подписке. Таким образом редакции теряют доход и оказываются перед угрозой закрытия.
НСЖУ представил отчет о результатах исследования состояния почтовой доставки в Украине. Специалисты проанализировали 1063 обращения подписчиков периодики, поступивших на «горячую линию» НСЖУ в августе-сентябре 2023 года. 100% полученных жалоб — о работе «Укрпочты». В ходе исследования также провели опрос 152 редакторов украинских газет.
По словам, председателя Союза Сергея Томиленко, исследование проведено благодаря сотрудничеству Союза журналистов с Институтом региональной прессы и информации (IRMI), а также швейцарским Фондом «Ирондель».
Одно из реформаторских достижений “Укрпочты” — передвижные отделения почтовой связи. В компании их позиционируют как полноценные почтовые отделения, которые приезжают в небольшие села и хутора с населением до 1200 жителей. В Днепровской организации НСЖУ говорят, что на практике качество доставки газет передвижными отделениями сомнительное.
С каждым годом у нас ситуация с предоплатой, доставкой газет периодических изданий все хуже и хуже. А еще ухудшилась ситуация после так называемых реформ “Укрпочты”. Мы видим и фиксируем огромное количество нареканий. Из последнего — на днях пожаловался наш читатель пожилого возраста из города Марганец, который находится под вражескими обстрелами. Он выписал газету на 2024 год и еще не получил ни одного номера. Наши специалисты находят в Марганце это отделение связи. Там говорят, что эти газеты лежат стопочкой. Дело в том, что у подписчика изменилось почтовое отделение, изменился индекс и его должно обслуживать передвижное отделение “Укрпочты”, — рассказывает Алексей Ковальчук, директор печатного медиа и председатель Днепровской организации НСЖУ.
По его словам, есть жалобы подписчиков, что передвижные отделения “Укрпочты” не доставляют газеты по адресам и в Криничанском районе.
Раньше, когда там работала почтальон, она была заинтересована в том, чтобы люди выписывали прессу, чтобы они приобретали у нее товары. А сейчас сотрудники передвижных отделений “Укрпочты” и не знают, кто выписал эти газеты. Почтальоны по селу не ходят, газеты не разносят. В лучшем случае в центре села оставят стопочку прессы в магазине у какого-то предпринимателя, — добавляет Ковальчук.
В селах и маленьких городах ситуация с доставкой газет хуже, чем в Днепре, говорят в Днепровском союзе НСЖУ.
По данным “Укрпочты”, сейчас на Днепропетровщине работают более 600 почтальонов.
Прежде всего работа почтальона — это доставка заказных писем, пенсий, субсидий, выплат, счетов, а также продажа наших товаров — продуктов, бытовой химии, — говорит Людмила Биличенко, региональный менеджер по развитию сети Днепровского региона.
По ее словам, сейчас не так много подписных изданий, в основном подписчиками газет являются пенсионеры.
В Днепре — ежедневно логистические маршруты. Если это отдаленный населенный пункт, то газета скорее всего дойдет с опозданием — завтра или послезавтра. Это зависит от логистики — не вовремя доставили, не вовремя отправили на отделение. Также имеет значение физическая нагрузка почтальонов — не успели отработать. Но оно дойдет на следующий день-два, — говорит Людмила Биличенко.
Днепровская почтальон Анна Виноградова признает, что газеты невозможно доставить день в день.
Если газеты вовремя привозят, то мы носим их 2-3 дня. Просто физически все не вытянешь. Четверг, пятница, суббота — это дни максимальной нагрузки. На фитнес уже не надо. Но слава богу, что есть работа, — говорит почтальон.
Уступает частному конкуренту
В Днепре далеко не все горожане пользуются услугами “Укрпочты”. Люди называют главным минусом государственной компании низкую мобильность доставки посылок и выбирают услуги известного частного оператора. А среди плюсов “Укрпочты” — значительно ниже стоимость услуг по сравнению с частными конкурентами.
Я не пользуюсь услугами “Укрпочты”, последний раз, когда я заказывал, то посылка очень долго шла, — говорит житель Днепра Дмитрий.
Также днепрянам кажется, что в отделениях “Укрпочты” не очень рады клиентам.
На “Укрпочте” очень много всяких задержек. И какие-то они совсем не рады нас видеть в своих отделениях, — говорит днепрянин Алексей.
А беженка из Донецкой области Людмила говорит, что часто пользуется “Укрпочтой”.
Я и отправляла, и получала посылки. Я из Торецка Донецкой области, у нас там только “Укрпочта”, — говорит Людмила.
Напомним, ранее мы писали, что “Укрпочта” предупредила днепрян о новой мошеннической схеме.
Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня
Метки: главное, Днепр, Новости Днепра