Он в кабине поезда в компании только любимых рычагов и кнопок на пульте управления. За ним — три вагона с пассажирами, а впереди — километры тоннеля. В дороге машинист метрополитена Днепра в любом случае рассчитывает только на себя, поэтому внимательно контролирует движение. На поезде он и механик, и даже психолог, если понадобится работать с пассажирами. Как выглядит днепровская подземка сейчас и что изменилось за 28 лет ее существования. Об этом рассказывает «Наше місто».
Днепрянин Андрей Бордок со школьной скамьи мечтал работать в метро — еще когда в Днепре подземка была в далеких планах. Ее открыли только когда парень был в выпускном классе. Он учился в железнодорожном техникуме, потом работал на испытательной станции, где тестировал новые локомотивы. И только в 2018-м он пришел в метро и полюбил его так, что даже привел сюда работать свою жену.
Мне очень нравится движение и то, что в работе мало общения Со стороны может показаться, что эта работа монотонная, но во время движения могут быть различные нештатные ситуации, которые очень разбавляют монотонность. Например у меня был случай, когда я заметил провисание провода. Если произошло бы нарушение габаритов, то это могло бы плохо закончиться, — говорит Андрей.
По его словам, машинисту нужны крепкие нервы и 100-процентное зрение, иначе человек здесь не сможет работать.
В Днепре поезд метро проходит свой маршрут в одну сторону чуть больше, чем за 12 минут. Полезная длина подземки — восемь километров, а общая — 12. Да. Днепряне — обладатели самого маленького в мире метрополитена, который был заложен в начале 80-х годов прошлого века, а первая ветка открыта в 1995-м. Схема, по которой метрополитен покрывает оба берега нашего города так и осталась лишь на бумаге.
Ждали почти полтора десятилетия
28 лет назад под Новый год в присутствии президента Леонида Кучмы и премьер-министра Павла Лазаренко Днепр наконец стал третьим городом Украины с метрополитеном. Долгожданную первую линию, которая объединила шесть станций, строили более 13 лет и срок ввода в эксплуатацию неоднократно переносили: 1990-й, 1991-й, 1992-й и наконец — конец 1995-го.
Мы гордились тем, что мы первые. В Днепре тогда не знали такой профессии, как метрополитеновец. На открытии мы в новенькой форме стояли на платформе и чувствовали себя первопроходцами. Это был настоящий праздник, — вспоминает поездной диспетчер Денис Приходько.
Тогда ему было всего 19. Он, выпускник железнодорожного техникума, пришел работать в метро Днепра в августе 1995-го, за четыре месяца до его открытия. Он учился новому делу и даже сдавал экзамены, а также готовил метро к открытию.
Мы мыли, убирали, чистили — все было в строительном растворе и бетоне. А на открытии все блестело, была идеальная чистота, — говорит Денис Приходько, который в те времена работал дежурным по станции «Вокзальная».
Метро так долго ждали, что даже когда открыли, то не все осознавали реальность этого события. За месяц до открытия произошла какая-то задержка с закупкой поездов. Все они российского производства и говорят, что украинская сторона рассчиталась за них зерном.
Тогда купили девять поездов — все они, пережив капремонты и модернизации, возят пассажиров и сейчас.
Когда в 2014-м году разорвали отношения с Россией, то было очень сложно с запчастями, но сейчас нам помогают украинские производители, — говорит заместитель начальника электродепо Сергей Леонов.
Он — один из первых машинистов нашего метро. Говорит, что за 28 лет его существования многое изменилось.
Произошла модернизация многих процессов — они стали автоматизированы, установили камеры видеонаблюдения, энергосберегающее освещение на подвижном составе, на станциях. Установили пусковые на эскалаторы — когда на них нет пассажиров, то они замедляют движение и это экономит электроэнергию. Мобильную связь и интернет провели, обустроили укрытие, — добавляет Сергей Леонов.
На случай ядерного удара
Метрополитен Днепра был заложен в разгар холодной войны в мире, а в то время наш город был центром ракетостроения и находился в зоне возможного ядерного удара. С самого начала метро в Днепре строили как бомбоубежище.
- Станции метро были построены из монолитного железобетона толщиной до 2 метров. Этот материал обеспечивает надежную защиту от ударной волны и осколков.
- Станции имеют двухъярусные платформы. Это позволяет разместить на них больше людей.
- Станции имеют систему вентиляции, которая обеспечивает подачу свежего воздуха и отвод загрязненного. Это позволяет людям находиться в метро в течение длительного времени без вреда для здоровья.
Заместитель начальника электродепо Сергей Леонов, как один из первых машинистов нашего метрополитена, вспоминает, что никто из сотрудников метро до последнего не верил, что его придется использовать в качестве бомбоубежища.
Я с открытия метрополитена работал машинистом, у нас всегда были занятия по гражданской защите и мы не очень серьезно относились к тому, когда нам рассказывали о работе метро во время войны. Мы не верили, что такое когда-то будет, — добавляет Сергей Леонов.о в феврале 2022-го метрополитен Днепра впервые заработал, как укрытие от вражеских ракетных атак.
Самое сложное было в ноябре 2022-го, когда в Днепре произошел первый блэкаут и метро впервые было полностью обесточено. К такой ситуации готовились — отработали техническую документацию, подготовили дизельгенераторы.
На тот момент два поезда были в тоннеле. Один отправился с «Вокзальной» и остановился на перегоне. А второй — выехал с «Покровской» — эта станция неглубокая, порядка 10 метров, а следующая — «Проспект свободы» — глубже. Поэтому машинист просто отпустил тормоза и по склону он дотянул до следующей станции. А на «Вокзальной» людей пришлось выводить из тоннеля — включили аварийное освещение от генераторов, связь с машинистом была. Именно он и выводил людей из тоннеля, рассказал поездной диспетчер Денис Приходько.
Больше, чем транспорт
Ежедневно метрополитен Днепра с шестью станциями перевозит около 10 тысяч пассажиров. Как и все другие, даже крупные, метрополитены, он дотационный, и дорогой в содержании и обслуживании. Теперь здесь прячутся от ракетных атак, проводят концерты и даже вручают аттестаты выпускникам школ.
Сейчас такая функция метро как гражданская защита вышла на первый план. Это одно из немногих сооружений в Днепре, которое действительно может защитить от вражеских атак, — говорит Иван Васючков, заместитель начальника управления транспорта департамента транспорта и транспортной инфраструктуры Днепровского горсовета.
Фото: Валерий Кравченко
Сотрудникам станций метро приходится не только выполнять все регламентные технические работы, но и учиться оказанию домедицинской и психологической помощи людям.
До сих пор наш метрополитен Кабмином не отнесен к объектам критической инфраструктуры. Метрополитеновцы попадают под мобилизационные мероприятия. А надо отметить, что подготовка водителя трамвая или троллейбуса длится 3-6 месяцев, а машиниста поезда метро надо обучать 5-6 лет. И если машинист уходит на фронт, его трудно заменить — это большая проблема для метрополитена. Также метрополитен должен быть отнесен к тем объектам, отключение электричества на которых невозможно, метрополитен должен работать круглосуточно, ведь его остановка может привести даже к техногенной катастрофе — это большие масштабы полостей под землей, которые надо обслуживать в любом случае, — говорит Иван Васючков.
Напомним, ранее мы писали, что в Днепре на станции метро «Вокзальная» поселилась женщина с кучей вещей.
Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня, Транспорт в Днепре, Уникальный Днепр
Метки: главное, Метро, Новости Днепра, Транспорт Днепра