Site icon Наше Місто

Мир вспоминает жертв Холокоста: нацисты уничтожили на Днепропетровщине около 50 тысяч евреев

Мир вспоминает жертв Холокоста: нацисты уничтожили на Днепропетровщине около 50 тысяч евреев

27 января 1945 года советские войска освободили концлагерь Освенцим, в котором были убиты около миллиона евреев. А спустя 60 лет, в 2005-м Генеральная Ассамблея ООН определила этот день, как Международный день памяти жертв Холокоста.

В годы Второй мировой войны на территории Европы нацисты убили 6 миллионов евреев. В Украине погибли 1,5 миллионов человек. А на Днепропетровщине истребили около 50 тысяч представителей этого народа.

Как вспоминают сегодня трагедию еврейского народа? В теме Холокоста разбирался журналист «НМ».

Как нацисты решали еврейский вопрос в Днепропетровске

Холокост (в переводе с древнегреческого -«всесожжение») представлял собой систематический и спонсируемый государством режим преследований и убийств. Действовал он всего 12 лет: в 1933-1945 годах. Но последствие его просто катастрофические. Не зря же Холокост также иногда называют «Шоа», что на иврите и означает «катастрофа».

Символом Холокоста в Украине стало урочище Бабий Яр в Киеве, где в сентябре 1941-го расстреляли десятки тысяч евреев. Всего же за два года оккупации в украинской столице погибли более 100 тысяч гражданских и военнопленных.

Как известно, свой Бабий Яр есть и в Днепре.

– Расстрел еврейского населения в Днепропетровске проходил 13–14 октября (по данным некоторых исследователей – 14–15 октября) 1941 года, — рассказывает Ирина Радченко, кандидат исторических наук, директор музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине».  — Согласно свидетельствам жертв и распоряжений нацистских оккупационных властей, утром 13 октября все еврейское население города было собрано на площади за Универмагом, на проспекте Карла Маркса (ныне – Дмитрия Яворницкого). Эсэсовцы обыскивали людей, забирали все ценные вещи, одежду, после чего выстроили евреев в колонну по четыре человека и под охраной погнали по улице Карла Либкнехта (ныне Михаила Грушевского) в направлении Транспортного института (сейчас часть Украинского государственного университета науки и технологий).

Историк отмечает, что среди жертв были женщины и девушки, пожилые люди, мужчины и дети всех возрастов.

– Всех жертв нацисты подводили к местному оврагу; тех, кто сопротивлялся – били и силой тянули к месту уничтожения, где ставили в шеренгу и стреляли из автоматов в спину. – продолжает Ирина Радченко. — Погибшие падали в яму, после чего нацисты проверяли и добивали тех, кому удалось выжить. В течение двух дней были убиты около 11 тысяч днепропетровских евреев. А на протяжении следующего месяца погибли еще около тысячи евреев.

Расстреливали не только в Ботаническом саду

Место расстрела мирных горожан в Ботаническом саду ДНУ известно всем днепрянам. Но это не единственное место беспощадной казни ни в чем не повинных людей.

–  Печально известным фактом является уничтожение тысяч невинных лиц на территории противотанкового рва вблизи еврейского кладбища (ныне территория парка имени Писаржевского) и в противотанковом рве неподалеку от поселка Верхнее (ныне – на углу ул. Янгеля и Энергетической), — резюмирует директор музея. — В общем, во время Холокоста в нашем городе были уничтожены около 20 тысяч евреев.

Но, конечно, за сухими статистическими данными скрываются человеческие судьбы. Истории и трагедии, которые и сегодня трудно вспомнить без слез.

– В нашем музее есть экспонат, который один может рассказать о всей трагедии евреев нашего города во время Холокоста, — рассказывает Марина Стрельчук, научный сотрудник музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине». —  Это кукла, которая принадлежала маленькой еврейской девочке Аде Сигаловской. Она, вместе с мамой Верой и бабушкой Этл Цилькер, осталась в оккупированном городе. В октябре 1941-го, когда евреям было приказано собраться у Центрального универмага, взяв ценные вещи, малышка захватила с собой куклу – самое большое свое сокровище. В колонне, которая конвоировалась к месту расстрела, семью опознала их соседка Ирина Подгайная. Она подошла, чтобы попрощаться, и Ада передала ей свою игрушку, попросив накормить куклу и уложить спать и пообещав вечером вернуться за ней. Однако вечером эта девочка, вместе с семьей и тысячами других людей, была убита нацистами.

В итоге «еврейский вопрос» в Днепропетровске фашистами был решен. Самым радикальным образом.

– Согласно информационной справке, подготовленной паспортным столом городской управы, на 7 мая 1943 года, в Днепропетровске было зарегистрировано 173 533 человека, из которых не было ни одного еврея, — констатирует историк. — Против графы «Евреи» прочерки также стояли в статистических сводках по рождаемости и браках.

На месте расстрелов, спустя десятилетия, находили человеческие останки

Там, где нацисты демонстрировали жестокость и цинизм, проявились лучшие человеческие качества наших земляков. Были люди, которые, невзирая на смертельную опасность, спасали евреев. Впоследствии их наградят почетным званием «Праведник народов мира».

Сегодня большинства из них нет в живых. Состарились даже их дети.

Сергею,  сыну Праведницы Натальи Левченко (Бабенко) Сергею уже далеко за шестьдесят. Его мама умерла, но ее воспоминания о спасенном мальчике Лене Гольверке, Сергей Владимирович запомнил на всю жизнь.

– Память о тех страшных событиях будет жить в поколениях, -рассказывает Сергей Левченко. – У нас в Новомосковске в 1960-х на месте расстрела евреев находили человеческие кости, фаланги пальцев. Гитлеровцы вошли в Новомосковск в сентябре 1941-го. Потом захватчики пошли дальше, а в городе осталась оккупационная власть, которая везде и всюду развесила объявления: «За малейшее нарушение или неповиновение – расстрел». Акции по уничтожению евреев начались в марте 1942-го. Естественно, любая помощь бедным людям каралась смертью. Расстреливали людей в песчаной шахте на другом берегу реки, куда их доставляли  на лодках. Мама и вся ее родня жила неподалеку от места переправы и все видела своими глазами. Вообще наша семья с евреями  дружила. Родители мамы и соседская еврейская семья имели общую корову.  Выпасали ее по очереди, молоко делили поровну.

В последней  «расстрельной» лодке находился 12-летний Леня Гольвер. Он выпрыгнул из лодки и едва не замерз в ледяной воде. Подростка увидела 14-летняя Наташа.  Вместе с другими членами семьи отважная девочка  спрятала Леню на дне лодки и отвела в свой дом. Мальчика согрели и переодели, а с наступлением темноты дети сели в лодку и уплыли за пределы города.

– Потом Леонид оказался в воинской части авиаполка, с которым прошел всю войну, — продолжает рассказ Сергей Левченко. – После победы Леонид жил в Москве. Он приезжал к маме. Они вспоминали драматические события Второй мировой. А моя мама вышла замуж, родила двух сыновей и всю жизнь оставалась домохозяйкой.

Евреи помогали украинцам в Голодомор, а украинцы спасали евреев в годы Холокоста

Случались и удивительные случаи, когда люди разных национальностей в разное время помогали друг другу выжить. Потому, что они люди. Изучением этих ситуаций занимался днепровский историк Валентин Рыбалка.

– Действительно по всей Украине были случаи, когда во время Холокоста наши земляки спасали евреев, которые ранее спасли их от верной смерти в годы Голодомора, — отмечает историк.

Об одном из таких случаев Валентин Рыбалка рассказал журналисту «НМ».

— В 1930-х годах, когда Украина переживала страшнейший в истории страны голод, еврей Моисей Рушайло работал в Житомире на мельнице, — рассказывает историк. —  В то время он помогал семье церковного сторожа Семена Мальчевского  деньгами, благодаря чему они не умерли голодной смертью. В 1941-ом году, когда немцы оккупировали Украину, и началось массовое уничтожение евреев, Мальчевский решил оказать Рушайло ответную помощь. Он смог спрятать его 15-летнего сына Ефима в своем доме, под полом в амбаре. Из-за тяжелых условий мальчик очень ослабел, и повариха детского дома Анна Кролик предложила перевезти Ефима в Киев.   После этого Семен Мальчевский, несмотря на огромную опасность,  прятал у себя и старшего Рушайло. Более года он укрывал от преследования своего еврейского друга у себя, пока 12 ноября 1943 года Житомир не был освобожден. Ефим прятался в доме Анны Кролик до самого освобождения Киева 6 ноября 1943-го.

Что к сказанному добавить? Нет пределов нечеловеческой жестокости. Также беспредельно и человеческое милосердие.  Нам еще не раз предстоит в этом убедиться.

Александр Разумный,  фотографии предоставлены Музеем «Память еврейского народа и Холокост в Украине».

Категория: Война, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Тема дня

Метки: ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також:

Exit mobile version