В конце декабря в Днепровском академическом театре драмы и комедии состоялась громкая премьера мюзикла «Скрудж и Рождественское чудо». Главную роль в нем – того же скрягу Скруджа – играет Александр Плахтий. Увидеть его в этой роли можно будет со 2 по 7 января. Журналистка «Наше Місто» встретилась с актером для того, чтобы поговорить о театральном искусстве во время войны. О том, каким оно должно быть и должно ли быть вообще.
— Александр, как вы считаете, актерская профессия – это ваше призвание?
– Думаю так. Родом я из Павлограда, в театре им. Захавы начинался мой путь на сцену. Мой отец там работал актером. Если бы не это – наверное, я был бы хорошим шахтером. А так, еще десятилетним мальчишкой, я вышел на сцену в роли сына Сократа. Отец играл там эпизодическую роль, а вот роль Сократа досталась Владимиру Петренко – руководителю театра «Верим!». Начал заниматься в театральной студии, а затем начались мои поступления. Я поступал три раза: дважды в Киев, один – в Харьков. Не получилось – пошел работать. Был крановщиком, чернорабочим, водителем.
Очень хотел жить и учиться в Киеве – корни моей матери оттуда, я там часто бывал в детстве. Мама уговаривала меня поступить в какой-то другой столичный вуз, но я хотел быть только актером. Конечно, были мысли завязать с этим, но в конце концов своего я достиг. На четвертый год поступил в Днепропетровский театрально-художественный колледж и постепенно привык к Днепру. Конечно, были и студенческие подработки по ночам и выходным: парковщиком, охранником. Учеба была в радость, к тому же я в колледже познакомился со своей будущей женой, она была моей сокурсницей. Родители Насти – известные днепровские актеры Илона Соляник и Александр Голубенко, очень давно работают в Драмикоме. После окончания колледжа нам с женой очень захотелось оторваться от них, стать самостоятельными.
– Хотя в Драмикоме вы работаете уже много лет, знаю, что это не единственный театр в вашей жизни.
– Так и есть. Сначала мы устроились работать в Черниговский молодежный театр. Нас там приняли очень хорошо, атмосфера была отличная. Я сыграл на черниговской сцене Отелло, а Настя играла Дездемону. Но этот спектакль был экспериментальный, поэтому Отелло там никого не душил. В Чернигове мы проработали два года. Помню, меня вызвал режиссер, я должен был играть главную роль в «Трех товарищах» Ремарка. И тут мне пришлось признаться, что я возвращаюсь в Днепр. Мы тогда с Настей очень хотели детей, поэтому решили вернуться поближе к родным, которые всегда поддержат и помогут. Сейчас нашим сыновьям 14 и 4 лет. В театре им. Горького на меня роли посыпались не сразу, но я не сдавался. К тому же поступил заочно на режиссуру, наконец, в Киев.
– Вы работали в театре, преподавали в театрально-художественном колледже. Все складывалось прекрасно, но вдруг – война. Что она изменила в вашей жизни?
– На третий день после начала великой войны директор театра Сергей Мазаный сообщил, что в нашем театре открывается волонтерский центр. Имеющий возможность – приходите на помощь. И мы два месяца работали в волонтерском центре, участвовали почти все актеры. Разгружали вагоны с гуманитаркой, перебирали ее. Моя жена сидела дома с детьми, я волонтеров. А потом стали думать о том, как вернуть театр к полноценной работе. Поняли, что через русский язык у нас 70% репертуара улетают в никуда. Никто об этом не жалел – отвергли и начали набирать новый репертуар. Волонтерский центр переехал в другое место, а мы через полгода подготовили шесть премьер. Считаю это очень большим достижением.
– Гастроли театра прекратились?
– Вовсе нет. В этом году мы ездили со спектаклем «Вопреки» по Украине. Были и Чернигове, где когда-то работали вместе с Настей. Только мы были в молодежном театре, а на гастроли приехали в драмтеатр, в который в августе во время выставки дронов попала российская ракета. Мы думали, что театр после этого закроется. Но нет – они продолжают работать на малой сцене. Там мы играли свой спектакль «Вопреки». А над большим залом в черниговском театре – дыра в потолке.
— Как вы считаете, актуальна ли сейчас комедия, мелодрамы?
— Думаю, что да. Людям это нужно. Потому что война вокруг, но нужно помнить о том, ради чего воюют наши защитники. Спектакль «Люче и Феликс», в котором я играю Феликса, это о любви, прощении, отношениях между людьми. О том, что у каждой семьи есть кризисный момент. Как из него выйти? Этот спектакль мне тоже помог найти ответы на личные вопросы. Мы играем ее на малой сцене, она пользуется спросом. Но и на развлекательных спектаклях залы заполнены, и это очень вдохновляет. Каждый раз мы благодарим ВСУ за то, что можем это делать. Недавно у нас появилась традиция перед спектаклями разыгрывать билеты на следующие спектакли. Зрителям это очень нравится.
– Чем для вас лично интересна роль Скруджа в недавней премьере?
– Пожалуй, тем, что в ней есть цель не просто развеселить детей. Директор нашего театра призывает ее смотреть всей семьей вместе с родителями. Ибо там поднимаются такие вопросы, о которых в повседневной жизни с родителями не поговоришь. После этого спектакля они как раз могут обсуждаться – например, деньги. Конечно, это ярко. Танцы, песни, разные спецэффекты. Спектакль «Скрудж и Рождественское чудо» очень зрелищный.
Личная моя роль достаточно разнопланова. Режиссер Александр Глумов считает, что образ Скруджа по сложности где-то на уровне Гамлета. Ибо в нем много перерождений: сначала он щедрый, потом становится скрягой, а впоследствии снова становится добрым. Для меня эта роль принесла и новый опыт по пению. Потому что танцевать я давно умею, а вот с пением как-то не складывалось. Мой Скрудж тоже поет, но, к счастью, немного. Кстати, сейчас в Украине есть три спектакля о Скрудже. Поэтому у нашего директора даже возникла идея создания фестиваля, во время которого на одной сцене можно было бы собрать разных Скруджей – украинских и зарубежных. Это, конечно, было бы интересно.
— Так какой театр пока нужен украинскому зрителю?
— Разный, он не должен ограничиваться только большой сценой. Драмиком движется именно по такому пути. У нас работает четыре сцены: большая, две малые и «Автограф», где проводятся актерские чтения. Думаю, там можно проводить и творческие встречи с интересными людьми города или лекции. Наши актеры тоже могут быть вовлечены в это. В таких мероприятиях будет зрелищность и смысл. Нужно привлекать к нам тех, кто до сих пор считает, что театр – это нечто архаичное и безжизненное. На самом деле, это не так. Думаю, театр должен быть хабом. Он может объединить талантливых поэтов, художников и других деятелей культуры Днепра.
Напомним, как встречает Рождество днепровский артист и блогер Самвел Адамян.
Категория: Афиша, Важно, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Уникальный Днепр