Творчество на минном поле: в Днепре презентовали фотовыставку известного фотографа
Юлианна Кокошко
До 31 января в Днепровском художественном музее (ул. Шевченко, 21) проходит выставка фотографий «Лирическая исповедь. За пределами чувств». Ее автор Диана Антонюк — молодая 24-летняя фотохудожница из Запорожья. С 2019 года она завоевывает мир художественной фотографии работами в стилистике сюрреализма и символизма. В работах Дианы можно увидеть взаимосвязь между природой, человеком и его чувствами и эмоциями. Журналистка «Наше Місто» взяла эксклюзивное интервью у талантливой девушки.
— Диана, расскажите о себе. Как вы погрузились в мир фотографии?
— Я родилась и живу в Запорожье – в городе, где cерые оттенки промышленности вплетены в каждый уголок. Моя любовь к творчеству расцвела не благодаря этим обстоятельствам, а напротив – вопреки им. Еще с детства я чувствовала, что должна быть причастна к искусству, а именно к фотографии. Эта мечта жила в моем сердце целых шесть лет, пока я впервые не взяла камеру в 16. Сразу поняла: это занятие, которое будет сопровождать меня всю жизнь. Я не из богатой семьи, творческих людей в семье нет. Мама – медик, отец – автоэлектрик. Очень поддерживает мое творчество бабушка: ей не нужно объяснять, какой смысл я закладываю в ту или иную работу, она сама все «шарит». Сейчас фотография – это моя жизнь, а работа в ИТ-сфере позволяет мне существовать, организовывать съемки. Потому что искусство пока, к сожалению, не приносит доход.
— Как вы нашли свой собственный стиль?
— Настоящая любовь к фотоискусству в стилистике символизма и сюрреализма появилась в 2019 году, после пяти лет поисков собственного стиля и получения технического образования в университете «Запорожская политехника». К большому удивлению, само обучение в вузе по технической специальности дало мне окончательную уверенность в том, что искусство — это моя настоящая стихия. Тогда у меня зародилось мнение, что расцвет фотографии возможен только в самоотверженном и бескорыстном творчестве, далеком от коммерческих съемок.
Процесс создания фотографий всегда с моим личным вызовом. Я разрабатываю идеи, создаю концепции, делаю реквизит своими руками, ищу локации и выбираю героев для сюжетов. Подготовка к каждой съемке может длиться до двух месяцев, но это не потраченное время, а путь к воплощению моей художественной мечты. Что касается средств – их действительно нужно немало. К примеру, одна из съемок обошлась мне примерно в 10 тысяч гривен. Она, кстати, пока не состоялась из-за большой войны. Но реквизит уже закуплен, поэтому надеюсь, все когда-нибудь сбудется.
— Что именно требует наибольших затрат?
— Их достаточно много. Это ткань, дымовые шашки, разнообразный реквизит. А также транспортные расходы. В качестве моделей я приглашаю тех, кто согласен сниматься бесплатно. Обычно это мои друзья, знакомые, а также муж Евгений. Он также айтишник, мы познакомились еще во время учебы в вузе.
Особое внимание я уделяю созданию снимков с обнаженными людьми. Такие фотографии позволяют мне оттенить глубину человеческих эмоций и чувств в их чистейшем проявлении. Человеческая душа становится главным героем моих фотографий. В то же время яркие цвета и природа также играют немаловажную роль в моем творчестве. К примеру, красный выступает как средство выразительного акцента. Каждая съемка – это только одна фотография. На фото абсолютно все реально: локации, реквизит, вода и даже огонь. В своих работах избегаю значительных редактирований в специальных программах. На мой взгляд, именно так рождается подлинное искусство фотографии, а не фотоколлаж или рисунок.
— Сейчас Запорожская область является частично оккупированной врагом. Есть ли у вас в такой ситуации вдохновение продолжать заниматься искусством?
— В Запорожье сфера культуры всегда была менее развитой по сравнению, например, с Днепром. Да еще у нас такая специфика: нужно уже иметь имя, чтобы сделать выставку в родном городе. Поэтому новичкам очень сложно. Я живу как на минном поле – в самом центре города. Рядом хватает зданий, разрушенных российскими ракетами. В туристско-информационном центре, где у меня была выставка, полностью разрушен один подъезд. Полная жесть была осенью 2022 года. Почти весь октябрь были прилеты по жилым домам. Естественно, в этом году тоже были взрывы, баллистика. Однажды я была в торговом центре, вышла из него во время тревоги, и тут в соседний дом попала ракета. Да, это рулетка. Я сейчас стараюсь обо всем этом не думать, потому что мозг очень устал. Просто живу и делаю то, что делаю, чтобы после себя что-нибудь оставить. Наслаждаюсь жизнью, больше внимания уделяю общению с родными. Потому что сегодня мы есть, а завтра – нет.
— Где именно проводите фотосъемки и насколько это сложно во время войны?
— До войны многие из них проходили на Хортице, в заповедной зоне. К сожалению, сейчас туда нет прохода. Продолжаю снимать в Запорожье, за городом. Несмотря на то, что я работаю в ІТ, пока не могу позволить себе большую квартиру или переезд в другой город. Переезжать заграницу не планирую, потому что здесь у меня любимый человек – мой муж. К тому же в Украине у меня есть фундамент, который трудно оставлять. С другой стороны, я понимаю, что за границей, где жизнь более спокойная и финансово обеспеченная, лучше развиваться творческим людям. Так что, возможно, я попробую сделать себе имя в Европе, но это будет после нашей Победы.
— Почему ни одна из ваших работ нет названия?
— Потому что название дает направление – куда нужно двигаться. А мне хочется, чтобы человек ни к чему не был привязан. Чтобы он рефлексировал через призму своих чувств, восприятия жизни. Ибо наблюдение за произведением искусства может быть определенным сеансом психотерапии. Пусть каждый ориентируется на собственное видение мира.