Недавно вокруг Музея российско-украинской войны в Днепре, ранее называвшегося музеем АТО, разразился скандал. Здесь открылась выставка картин с изображением обнаженных женских тел. Все они искалечены, не имеют рук. Работает экспозиция в зале, где демонстрировался фильм «Днепр – форпост Украины». Выставка стала частью проекта «Отпечаток времени», посвященного полномасштабной войне.
Память или обнаженная грудь?
Это событие вызвало жаркие дискуссии в соцсетях. Начали ее, конечно, те, кто не принял экспозицию от слова вообще. Среди них оказалось много военных и волонтеров. Вот несколько самых ярких сообщений.
– Возможно, это искусство, которое я не понимаю, – признается Ольга Голубева, волонтер, участница АТО. – Мне не стыдно – мы все разные. И я честно хочу сказать, что могу не воспринимать какое-то направление, даже если это, по мнению многих, очень гениально. Но я из тех участников АТО, музея которого уже нет. И мне очень жаль. Некоторые могут сказать: «Что ты сравниваешь?» Кстати, я слышала такое уж. Но это говорили те, для которых война началась 24.02.22. А в годы АТО эти люди не считали события АТО, а позже ООС важными для себя. Но оказывается, может быть по-другому. И именно такой подход обесценивает события и участников.
— Что важнее, память об определенных исторических событиях или обнаженной груди? – пишет Вадим Джур, ветеран АТО. — Этим вопросом я задался после просмотра новостной ленты. Музея АТО уже нет. Теперь есть Музей современной русско-украинской войны. Фильма «Днепр – форпост Украины» уже нет. Его приезжали смотреть из других городов и который был известен за пределами страны. И его уже нет. А что есть? А есть нарисованная грудь. И отдельно хочется задать вопрос: «Автор этой х…и служил? Или, может, служит? Или это и есть наше культурное будущее, которое мы должны беречь?
— Открылась выставка обнаженных женских тел с изуродованными руками (кстати, почему именно женщин и именно рук?), — пишет Дарья Андрусенко-Якотюк, военнослужащая, волонтер. — Господа, вы сегодня раздавили меня. Вы своим решением перечеркнули мое прошлое. Вы стерли девять лет моей жизни. Сегодня я, ветеран АТО, ООС, мобилизованная, волонтер, вдова Героя с позывным «Бек» подполковника Алексея Башева оказалась в какой-то трагикомедии.
Вы хотя бы можете представить, сколько я, вот такая сильная и героическая, просидела на том паласе? Нет. Не можете. Для вас та комната — это просто зал, а для меня каждый кадр, который я прожила, касался самых темных глубин моей души. Вы лишили меня воспоминаний. Вы, господа, полностью уничтожили мой труд, как волонтера.
Я не ценительница искусства и не мне судить об этой экспозиции, но я, как и тысячи днепрян, являюсь историей войны Украины против российского нашествия. Вы украли нашу историю. Дамы и господа, которые согласовали этот проект, вы – мародеры.
Настоящее искусство в настоящем месте
Но есть и другие мнения об этом проекте. И они не менее убедительны. Одной из тех, кто решительно встал на его защиту, является Анна Теряник, сотрудница Музея русско-украинской войны, волонтер и писательница. Она каждое утро включает свет в зале с этими картинами, а вечером выключает. Признается, что сначала увидела в этих произведениях трагедию, а на следующий день — уже другое. Долго разглядывала лица. Взгляды. И руки. Их отсутствие тоже оказалось разным.
– Это настоящее искусство в настоящем месте, – убеждена Анна Теряник. – Автор картин – Сергей Захаров. Он из Донецка, сейчас живет в Киеве. В свое время был в плену у днровцев, они его пытали. И это первая выставка этих произведений Сергея. Для них ему позировали реальные женщины. Есть и героини из Днепра. Они знали о том, что будут изображены без рук. Далее экспозиция будет путешествовать по городам Украины и поедет за границу. Уверена, что такие выставки должны быть. Это честно и красиво – обнаженная свобода. Эти женщины стремятся к свободе, миру и нашей Победе.
– В наши дни в мире — эмпатия, а вы как из каменного века, – апеллирует к противникам выставки Ольга Бахишева. – Все смешалось у людей, которые воплотили идею за государственные средства на государственной площадке. Это как дизайнер, который выполнил дом под заказ и будет уничтожать владельцев за то, что они будут в нем жить.Напишу банально, но актуально – ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Может, вам посмотреть, как выражает эмоции, например, Гюнтер фон Хагенс. Успокойтесь и не лезьте на броневик. Кстати, такая же грязь была, когда диораму поднимали до настоящего времени. Это не мемориал. Это музей современной русско-украинской войны. Выставка от авторов, являющихся участниками событий.Трогательные картины.
О войне, Украине и красоте
Упомянутый Гюнтер фон Хагенс – это 78-летний немецкий анатом, изобретатель способа бальзамирования и консервации анатомических препаратов, получивший название пластинации. Также он известен как автор Body Worlds — выставки человеческих тел и их частей. Именно эти экспозиции принесли анатому всемирную славу и богатство. То есть запрос на такие вещи был всегда и, конечно, остается до сих пор. Какими бы шокирующими они кому-то не казались.
Что касается украинского художника Сергея Захарова, он только начинает завоевывать мировое артпространство. Свой откровенный и несколько провокационный цикл работ автор назвал «Календарь Венера войны».
— Он о войне, Украине и красоте, — объясняет Сергей Захаров. — Переосмысливая образец античной красоты, скульптурную фигуру Венеры Милосской, я вижу, что мы восхищаемся ее естественным изяществом, несмотря на отсутствие конечностей. Так и эта война калечит нас, но мы остаемся живыми. Именно красота женского тела является метафорической победой над ужасом смертей и увечий, то есть продолжением жизни. Задумано как своеобразный календарь, по месяцам, от февраля – к победе.
Люди готовы платить за сказки
Я пришла в музей около трех часов дня в будний день. Ажиотажа в зале не происходило – я была единственной посетительницей. Допускаю, что в выходные здесь более людно. Впечатления – сложные. Поначалу смотреть на венер действительно страшно. Но когда преодолеваешь отторжение, появляется желание более подробно рассмотреть их лица и фигуры. Хочу ли я прийти на эту выставку еще раз? Нет. Посоветую ли я ее близким и знакомым? Ответ будет зависеть от того, в каком именно эмоциональном состоянии сейчас находится этот человек.
Теперь именно это состояние руководит нашими желаниями и действиями. В том числе относительно того, какую музыку слушать, какое видео на ютубе смотреть, на какой спектакль или концерт пойти. Кстати, сейчас пользуются большим спросом комедии, оперетты, творческие вечера с блоггерами и стендаперами, концерты классической и популярной музыки. Я и мои родственники, знакомые тоже есть среди зрителей этих зрелищ.
Около двух месяцев назад в фейсбуке прочитала пост своей коллеги – днепровской журналистки Ольги Палий. Он мне очень отозвался. Касался пост того, что «украинцы как лосось на нерест ломанулись на «Барби», а не на украинское кино, которому деньги, капец, как нужны». Почему так произошло?
– Первое – это сказка, – пишет Ольга Палий. – Когда жизнь ужасна и постоянно под угрозой, хочется переключиться. Фильмы про трындец заходят в обществах, где все тихо, спокойно и скучно. Они приятно щекочут нервы. Но когда человек дышит войной каждую секунду, он готов заплатить за сказку. Читаю о новых украинских фильмах. Они все о войне. Я живу в ней. Понимаю, что их авторы мечтают о западных фестивальных премиях. Но совсем не думают о нуждах украинского зрителя.
Мозг знает, что для нас лучше
На самом деле мы действительно устали от войны – и это вполне естественно. Устали не только те, кто нас защищают на «нуле», ездят на передовую как волонтеры, ждут своих родных с фронта или из плена, спасают раненых. Устали обычные семейные врачи, ежедневно имеющие дело с пациентами с повышенным давлением, болезнями сердца, психическими расстройствами. Устали учителя, потому что нужно проводить уроки как онлайн, так и офлайн, а во время тревоги бежать с детьми в убежище и нести ответственность за их жизнь.
Устали женщины, которые вздрагивают от каждой сирены, потому что сейчас их дети в садике, школе, на рисовании, карате или просто гуляют где-то с друзьями. И если вдруг что – есть ли рядом укрытие, спасет ли оно? Устали мужчины, которые ждут своих жен с детьми из-за границы, и неизвестно, дождутся ли. Неудивительно, что многие из этих уставших будут выбирать Барби вместо Венер. И не надо себя за это наказывать. Таким образом, наш мозг защищается от постоянного стресса и включает режим психогигиены. Значит сейчас нам нужно именно это.
– У нас срабатывает механизм психологической защиты, – комментирует психолог Эллина Карепова. – Я ничего не вижу – так что ничего не случится. Это нормально, но терять контакт с реальностью тоже нельзя. Я знаю, что для бойцов важно знать, что люди в относительно далеких от фронта городах в курсе происходящего на передовой. Поэтому у нас появляется уважение к защитникам, а они в нем очень нуждаются.
Сейчас, по словам психолога, наше общество разделяется на несколько групп. Одну из них интересует только война и их раздражает, что другие люди живут обычной нормальной жизнью. Это последствия их личных психологических травм. А есть и те, кто не хочет смотреть фильмы, спектакли, картины, отражающие страдания.
– Я часто работаю с теми, кто из-за войны потерял близких, – отмечает Эллина Карепова. – Среди них есть те, кто постоянно находится в своих страданиях, как бы лелеют их.А есть более стойкие люди, которые, несмотря на потерю, позволяют себе жить. Многие из первой категории отказались от каких-то приятных вещей, потому что они считают, что это сейчас не ко времени. Такое состояние с течением времени меняется – срабатывают механизмы адаптации. Именно так и должно быть. Но если человек не может с этим справиться, он обычно начинает все больше погружаться в негатив. Среди фильмов и выставок их интересуют только те, которые о войне. Других они вроде бы не замечают. Часто самостоятельно выйти из такого состояния человек уже не может – он нуждается в помощи специалистов.
Так что даже о такой ужасной вещи, как война, можно и нужно говорить на разных языках. Эллина Карепова вспоминает, как в этом же музее она видела фотовыставку, посвященную бойцам и их семьям. Она была очень теплая и светлая.
Кстати, сейчас у входа в зал с «венерами» на мольбертах демонстрируются картины жены Александра Черникова, днепровского журналиста, погибшего на войне в 2015 году. Некоторым пользователям соцсетей не понравилось и это – мол, к чему в этом музее пейзажи и натюрморты? Но они, как почти все, сегодня в нашей жизни, связаны с войной очень тесно.
Ирина Горденко-Черникова предлагает всем желающим купить эти картины. Значительный процент денег от их продаж будет перечислен ВСУ.
Юлианна КОКОШКО.
Категория: Важно, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: главное