Юрий и Виктория познакомились в родном Мариуполе. Это произошло во время вечеринки с друзьями на берегу моря. «Я его сразу заметила и поняла, что это судьба!» — вспоминает Виктория. В 2014 году поженились, через год на свет появилась доченька София. Юрий — профессиональный военный. В 2018-м подписал контракт и пошел служить в Мариупольскую 56-ю бригаду, пишет «Наше місто«.
Их городу, казалось, ничто не может угрожать. Каждая улица постепенно наполнялась теплом, совсем скоро должны были расцвести цветы, которыми так славится Мариуполь. Виктория вспоминает, каким прекрасным был парк Гурова, где во Дворце металлургов дочка занималась в цирковой студии.
Война началась 24 февраля. А 27 февраля дочери исполнилось 7 лет. Юрий уже был в подразделении и пришел лишь поздравить Софию. Это был последний счастливый день семьи Клименко в Мариуполе.
Потом начался кошмар, россияне стали бомбить город. Звуки взрывов сливались в постоянный гул. Виктория видела, как люди начали привыкать к бомбежкам. И это было самым страшным. В бомбоубежище они с дочкой не ходили. Виктория понимала, что даже там было опасно. Потом она решила поговорить с дочерью и решить, что делать дальше.
«Я сказала ей: не бойся, пожалуйста, и давай уедем, — вспоминает Виктория. — Она поняла. Мы взяли себя в руки и уехали к родственникам, пересидеть.
Именно уехав, они спаслись.
Первое – спасительное
Все это время Виктория думала о муже. Она знала, что он воюет, но информации о нем не было никакой. Воспоминания о жизни на Белосарайской косе, куда они с дочкой уехали, тоже тяжелые. Не было света, продуктов, хлеб получали по номерам. Настоящая война. Поняли, что надо ехать дальше. И выехали в Запорожье, а спустя несколько дней — в Днепр. Виктория постоянно отправляла сообщения на телефон Юрия и от безызвестности не знала, что и думать.
И вот, наконец-то, пришел ответ, но не с номера Юрия. Смс выглядело как фотография записки, почерк мужа Виктория сразу узнала. Юрий написал:
«Любимая моя, родная! Скоро мы победим и я устрою венчание, как ты хотела!!! Очень рад, что вы в безопасности. Сильно скучаю и люблю вас, мои дорогие! Береги Софийку, обнимай, как я, скажешь — папа скоро приедет!!! Храни вас Господь! Люблю! Юра К.»
Какое это было облегчение! Виктория еще не знала, что при эвакуации с «Азовстали» украинских воинов продолжали обстреливать, несколько побратимов Юрия на его глазах погибли, а он получил сильный ожог. Повреждено было 30 процентов кожи. В плену, как потом рассказывал Юрий, раненые почти не получали лечения. Он испытывал жуткую боль.
Виктория не знала об этом, но чувствовала, что Юрий ранен. Страх за него переполнял сердце. Она помнит то чувство беспомощности: «Когда понимаешь, что ему плохо и ничем не можешь помочь. Что делать и где искать?»
Второе – удивительное
Потом выяснилось, что второе смс отправила сердобольная санитарка госпиталя в плену, очень набожная женщина Татьяна. Юрий попросил ее об этом. Татьяна написала очень коротко: «Не переживайте! Живой!»
Теперь Виктории Клименко надо было надеяться на обмен. Уже разговоры об обменах военнопленными активно велись. Первый состоялся 29 июня, но с третьей попытки, как потом рассказал Юрий. Он попал в группу «144 на 144».
Третье – радостное
«У меня день рождения 4 июля, — говорит Виктория. — Юра никогда не оставлял меня без подарков. Я ждала и на этот раз». Сюрприз произошел накануне, еще 30 июня. Он написал: «Я дома, любимая! Я дома, я в Украине. Нас обменяли, я в Запорожье!»
Потом позвонил, а вскоре приехал.
«Мы встретились 2 июля в Днепре, — рассказывает Виктория. — Не буду описывать чувства. Это была радость, счастье и жалость! Ведь мой муж был ранен и все еще не выздоровел. Я сильно переживала, но все равно мы с Софийкой были счастливы! Он живой!»
С восстановлением здоровья Юрию Клименко помогли днепровские волонтеры, они нашли средства на дорогие лекарства и терапию. Ему стало гораздо лучше, боль постепенно уходила.
Юрий не забыл об обещании обвенчаться с Викторией, и 17 июля они пошли в храм.
«Если Бог оставил меня в живых, значит, мы будем под его защитой и дальше», — сказал Юрий.
И только после того, как они вышли из храма, Виктория почувствовала облегчение: «Стало легко дышать. И это ощущение сохраняется до сих пор».
Кира САЙКО.
Об этом и многом другом интересном читайте в ближайшем номере газеты «Наш город», который выйдет в четверг, 16 февраля.