Skip to content

Яблоки и волшебная палочка Гарри Поттера: как психологи в Днепре помогают детям преодолеть травмы войны

Почти год в Украине идет полномасштабная война. Кто-то из-за опасности был вынужден переехать в другие регионы, а некоторые отправились за границу. Одни ученики получили возможность сесть за парты в учебных заведениях Украины, а другие продолжили обучение в онлайн-формате.

Образовательный фонд GoGlobal и исследовательская компания Gradus Research провели опрос среди учителей и администраций украинских школ. В центре внимания, в частности, проблемы адаптации учащихся среди ВПЛ, потребность в психологически-методической поддержке учителей и их профессиональное выгорание.

По результатам опроса выяснилось, что 75% детей имеют признаки когнитивного проявления стресса, 24% проявляют тревожность и обеспокоенность, у 22% учеников отсутствует мотивация к обучению, а 13% испытывают апатию и равнодушие.

Большинство учителей также отметили, что дети быстро повзрослели: это положительно с точки зрения национальной самоидентификации и формирования патриотизма, но в то же время это признак тревожного состояния. Закономерно, что в школах существенно возросла потребность в психологической помощи.

Большое внимание вопросу психологической поддержки уделяют, в частности, в учебных заведениях Днепра. Город относительно безопасен, в то же время Днепропетровская область – это прифронтовый регион, где нашли убежище многие внутренне перемещенные лица. Здесь школьные психологи помогают детям и родителям справиться с травмами войны.

Днепровский сайт «Наше Місто» совместно с «Новою українською школою» пообщались со школьными психологами и некоторыми родителями. В новой статье читайте об опыте психологической поддержки учащихся Днепра.

«СНАЧАЛА ПОМОЧЬ СЕБЕ БЫТЬ В РЕСУРСЕ»: КАК РАБОТАЮТ С УЧИТЕЛЯМИ И ПСИХОЛОГАМИ

Фото: Элла Загребельная

Летом 2022 года в центре профессионального развития «Образовательная траектория» Днепровского городского совета для психологов, школьных педагогов и воспитателей ввели обучение по поддержке и развитию стрессоустойчивости.

С тех пор подобные учения в центре еженедельно проходят работники психологической службы учебных заведений Днепра. После тренингов они делятся полученными знаниями с педагогами в своих учебных заведениях. Таким образом психологи помогают учителям и учащимся бороться со стрессом.

«Мы все оказались в ситуации, в которой раньше не были и опыта не имели, поэтому «Образовательная траектория» организовала такую форму работы. В июне был марафон для психологов и школьных педагогов, а уже в сентябре к нему присоединились воспитатели детских садов. Главная цель – поддержка и развитие стрессоустойчивости. Чтобы люди, работающие с детьми, могли помочь и быть в ресурсе. Только тогда они смогут помогать другим», – рассказала Элла Загребельная, консультант центра профессионального развития «Образовательная траектория».

«НЕ ДЕЛИМ ДЕТЕЙ НА ВПЛ И МЕСТНЫХ»: КАК РАБОТАЮТ С ДЕТЬМИ

Фото: Елена Сурда

Для эмоциональной поддержки детей психологи в учебных заведениях Днепра проводят встречи в каждом классе как минимум раз в месяц. На таких встречах специалисты показывают действенные упражнения, которые помогут преодолеть стресс.

«Наши встречи называются «Учимся жить вместе». Мы все находимся в одинаковой ситуации, испытываем стресс, и эта программа подходит для всех, поэтому мы не отделяем внутри перемещенных детей от местных. Мы учим их самостоятельно разрешать кризисные ситуации, а если не удалось – обращаться за помощью к специалистам», – рассказала Элла Загребельная.

Сейчас все учебные заведения Днепра работают в дистанционном формате. Но школьные психологи проводят не только онлайн-встречи – при возникновении личных вопросов учащиеся, родители или учителя могут прийти на индивидуальную консультацию в заведение.

Так, Элла рассказывает о том, что к сигналам воздушной тревоги большинство уже привыкло, а вот отключение света привело к повышению тревожности у детей и подростков. На индивидуальной консультации одна девочка рассказала, что действительно боится мрака и не может преодолеть этот страх. Ей показали упражнения скорой самопомощи.

«Всегда помогает стакан воды, который нужно медленно выпить маленькими глотками. Это уравновешивает эмоциональный баланс. Также мы попытались сосчитать предметы одного цвета, которые находятся в комнате. Еще одно упражнение, которое мы выполнили – вдыхаем аромат воображаемого цветка и задуваем свечу. Это возвращает эмоциональную сферу на второй план и страхи отступают», – рассказала Элла Загребельная.

А еще психолог посоветовала упражнение, которое поможет не только детям, но и взрослым. Надо есть яблоки и при этом не стоять на месте. По ее словам, при стрессе зажимаются мышцы челюстей и для расслабления желательно жевать что-то твердое и параллельно ходить.

Также в Днепре успешно работает психологическая кризисная служба. Здесь занимаются программой «Дети и война». В некоторых группах школьников учат специальным техникам, с помощью которых можно преодолеть тревожность и успокоить себя. Чтобы попасть в одну из таких групп, родителям ребенка нужно откликнуться на сообщение кризисной службы в Facebook.

«Младшие школьники боятся громких звуков. Был такой случай: на улице бушевала непогода, и во время занятия раздался гром, а ребенок, сидевший у окна, весь вздрогнул от этого звука. Мы начали обсуждать тему, диагностировать и поняли, что школьник очень боится. Потому мы подобрали технику, специальные упражнения и игры. Даже сказки и любимые герои помогают детям преодолевать страхи. В этом случае подействовала «волшебная палочка Гарри Поттера», – рассказала Елена Сурда, практический психолог кризисной службы психологической помощи Днепра и Днепропетровской области и психолог ФЭЛ.

Фото: Елена Сурда

Это лишь один пример успешного разрешения проблемной ситуации, говорит Елена. А вообще психологам удается помочь почти каждому обратившемуся ребенку.

Дети уже третий год на дистанционном обучении, это невероятно повлияло на учеников, которым 11, 12 лет. Страдает коммуникативность, уверенность и социальная адаптированность школьников. К психологу они приходят неуверенными в себе, замкнутыми. Но шаг за шагом с детьми происходит трансформация. Уже по завершению курса их не узнать – все улыбаются, обмениваются номерами телефонов, становятся более раскрепощенными. Это главное в нашей работе», – признается Елена Сурда.

Основные три проблемы, беспокоящие психологов – тревожность, агрессия и зависимость от гаджетов. Поэтому родители должны обращать внимание на поведение детей и их настроение и не стесняться обратиться за помощью к специалистам.

«ЭТО БЫЛ ПЕРВЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ И ОН ОЧЕНЬ УДАЧНЫЙ»: КАК РАБОТАЮТ С РОДИТЕЛЯМИ

Фото: Элла Загребельная

Психологи учебных заведений проводят консультации со всеми участниками образовательного процесса. Кроме учеников, обращаются также родители и педагоги, говорит Виктория Силиченко, психолог школы №126.

«Родители обращаются, когда дети начинают задавать им сложные вопросы: «А что будет, когда в нас попадут? Что будет, когда я останусь один? А что мы будем делать, если потеряем дом? В первую очередь, нужно работать с родителями, чтобы был ресурсный взрослый, который будет транслировать уверенность и иметь алгоритм действий на случай непредсказуемых ситуаций», – делится Виктория.

Психологи советуют родителям не забывать восстанавливать собственное душевное спокойствие. Общение с семьей, друзьями и единомышленниками, дыхательные упражнения и умеренная физическая нагрузка могут оказаться поддержкой в этот непростой период.

«Прежде всего, нужно осознать, что ты боишься и не можешь с этим справиться. Не питай иллюзий «я сильный и все смогу». Просто скажи себе, что ты беспомощен, не знаешь, что делать, находишься в отчаянии. Мы не можем предсказать будущее. Надо это осознать, а потом уже искать свои ресурсы. Вспомнить, что тебя радует, взять себя в руки, организовать режим дня», – говорит психолог.

Преодолев свои страхи, родители будут в состоянии поддержать своих детей. Ведь именно дети тонко чувствуют наше настроение, берут со взрослых пример, и, конечно, опасаются, что с папой или мамой может что-нибудь произойти.

«Ребенок пришел со страхами, не мог из-за этого хорошо учиться. Мы применили песочную терапию (мальчик лил воду в песок, размешивал это руками). Таким образом, мы дошли до проблемы. Как выяснилось, мама была вынуждена сменить работу, и во время ночных смен ее не было дома. Для ребенка было испытанием находиться под наблюдением бабушки. Более того, мальчик боялся, что в это время с мамой что-то случится. Когда мы поняли суть проблемы, она начала решаться. Мама отвела сына на свою работу, показала, что она там делает и продемонстрировала, что опасности на предприятии нет. Пока у этой семьи все хорошо», – говорит Виктория Силиченко.

По ее словам, особенно болезненные переживания испытывают дети, родные и близкие которых вступили в ряды ВСУ.

«Обратилась мама учеников, отец которых погиб, защищая Украину. Дети были в состоянии горя и отчаяния. Пришлось находить опорные моменты, выстраивать ресурс и показывать перспективу, как обычно мы делаем это на консультациях», – делится психолог.

Для детей очень важно понимать, что им всегда помогут. Они должны знать о работе школьных психологов и понимать, что в случае необходимости могут обратиться и получить консультацию.

Татьяна Талаш, мама ученика 3 класса одной из днепровских школ, делится опытом обращения к школьному психологу.

Новини Дніпра: як діти долають травми війни - Наше Місто

Фото: Татьяна Талаш

Несколько месяцев с начала полномасштабного вторжения они с сыном провели на западе Украины. Этот период запомнился ребенку скорее как тяжелое путешествие в переполненном поезде, а дальше – как отдых. Пусть и вдали от родного города, папы, друзей, но эмоции сын получал более положительные, чем отрицательные. Взрывов там не было, только сирена. О войне с мамой говорили многие, но Татьяна пыталась успокоить ребенка, объяснить, что это временно, все пройдет, впереди Победа и возвращение домой.

Летом Татьяна с сыном вернулись в Днепр, но уже после первой массированной атаки начались проблемы.

«В тот день россия выпустила по Украине более ста ракет. Они летели у нашего дома, а мы убегали в укрытие и сидели там до конца тревоги. Тогда ребенок получил сильный стресс. Он стал плохо спать, слыша звук тревоги, сразу шел к нам с мужем в постель. Сначала мы относились с пониманием, но чем дальше, тем становилось хуже. Малыш стал спать с нами каждую ночь, а мужчина перебрался на его место», – рассказывает Татьяна.

Мама признается, что говорила с сыном, объясняла, что он уже взрослый, что нечего бояться, но ничего не срабатывало. Ребенку чаще стали сниться ужасы. То ракета, то взрывы. Татьяна поняла, что необходима помощь специалиста.

«Наш школьный психолог очень помогла. Она посоветовала сначала обратиться к детскому неврологу по поводу ночных ужасов, а затем прийти к ней. Несколько раз общалась с сыном, а также со мной и мужем. Несколько таких разговоров сделали чудо: сын снова перебрался в свою кровать. Сначала просил засыпать с ним, а затем стал слушать на ночь сказки, спокойную музыку и засыпать сам. Это был первый опыт обращения к школьному психологу, и для нашей семьи он был очень удачен».

Конечно, за помощью к психологам Днепра обращаются и родители и дети, эвакуированные из особо опасных регионов. Одна из таких семей приехала из Донецкой области – Светлана Калантай с 13-летней дочерью Алиной.

Они поняли, что оставаться в Донецкой области опасно и поселились в Днепре. Девочка начала учиться в одной из местных школ, но найти друзей ей не удавалось, потому что образовательный процесс проходит в онлайн-формате.

«Алина очень скучает по своим друзьям и одноклассникам. Большинство из них уехали в другие города Украины и за границу. А есть и такие, кто остался с родителями в Донецкой области. Особенно она расстроилась, когда во время онлайн-урока дети рассказывали о своих домашних любимцах. Обидно, но кошку мы не смогли взять с собой, она осталась с папой, который, кстати, тоже не смог уехать из Донбасса», – говорит Светлана.

С каждым днем Алина все больше замыкалась в себе. Поэтому мама решила обратиться к школьному психологу. После первой встречи женщина поняла, что в помощи нуждается и она тоже. Вместе с дочерью они посетили семь занятий, на которых они научились преодолевать трудности и выстраивать коммуникацию с людьми.

ИСТЕРИКА У РЕБЕНКА: ДЕЙСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Если у ребенка произошла истерика или возникло паническое состояние, психологи советуют взрослым прежде всего успокоиться самим. В частности, Елена Сурда советует:

  • взрослый должен сказать себе: «Я больше, чем эта эмоция. Понимаю, что мне страшно, но в моей жизни много других событий», то есть нужно перефокусироваться;
  • родителям следует спокойным, уравновешенным тоном сказать ребенку: «Посмотри на меня, я рядом»;
  • следует выполнить вместе с ребенком упражнения на дыхание: вдыхать глубоко и выдыхать медленно через рот. Это поможет стабилизироваться;
  • далее можно произвести заземление, найти сопротивление. Вы должны стать ровно и покачиваться, почувствовать пальцы ног, прижать их к полу и напрячь ноги до колен. Затем – почувствовать напряжение от колен до пояса, постепенно дойти до грудины, затем напрячь плечи, руки, шею и голову. На счет «один, два, три» отпускаем напряжение. Это должно помочь;
  • когда ребенок немного успокоится, можно поговорить о каких-то общих делах, подчеркнуть, что вы всегда рядом.

Титульное фото: Елена Сурда

Категория: Интервью, Новости Днепра

Метки: , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: