Зайдя в супермаркет с нами может случиться неприятность, случайно зацепили и повредили товар, разбили бутылку или цветочный горшок. После чего охрана или администрация магазина требует оплатить стоимость поврежденного товара или даже уплатить штраф. Что в таких случаях делать, узнавали журналисты сайта «Наше Місто».
Разъяснение Госпродпотребслужбы
Во-первых, следует успокоиться и вспомнить статью 323 Гражданского кодекса Украины, устанавливающую, что «риск случайного уничтожения и случайного повреждения (порчи) имущества несет его владелец». Владельцем товара является магазин и он несет ответственность за товар, поэтому покупатель не должен платить средства за разбитый товар, поскольку он еще не приобрел его. Во-вторых, частью 2 статьи 17 Закона Украины «О защите прав потребителей» предусмотрено, что «запрещается принуждать потребителя приобрести продукцию ненадлежащего качества или не требуемого ему ассортимента». Разбитый товар является товаром ненадлежащего качества.
Итак, если вы случайно повредили товар, законодательство на вашей стороне. Супермаркеты хорошо знающие законодательство, не будут заставлять вас возместить стоимость поврежденного товара и просто списывают такой товар.
Однако, если сотрудники магазина не реагируют на вышеуказанные статьи законов и все же требуют от вас оплаты за разбитый товар, требуйте составить акт о повреждении или уничтожении товара, в котором укажите, что повреждение произошло не по вашей вине и по возможности укажите свидетелей. Вы должны помнить – ничего на месте не оплачивается, только на месте фиксируется. Объясните, что вы отказываетесь платить, и что такие выплаты будут осуществлены только на основании судебного решения (если будет доказана ваша вина).
Если администрация/охрана магазина переходит к более решительным действиям и вообще не выпускает вас из помещения, следует упомянуть еще и части 1, 4 и 5 статьи 19 Закона Украины «О защите прав потребителей», в которых говорится о запрете нечестной предпринимательской практики и агрессивной деятельности.
Так, агрессивной считается предпринимательская практика, которая фактически содержит элементы принуждения, докучения или ненадлежащего влияния и оказывает существенное влияние или может влиять на свободу выбора или поведение потребителя относительно приобретения продукции». Кроме того, в качестве агрессивных запрещаются следующие формы предпринимательской практики: создание впечатления, что потребитель не может покинуть помещение продавца (исполнителя) без заключения договора или осуществления оплаты, а также требование оплаты продукции, предоставленной продавцом (исполнителем), если потребитель не давал прямого и недвусмысленного согласия на его приобретение. В случае, когда после всех аргументов все равно продолжают заставлять платить за разбитый/поврежденный товар и отказываются составлять акт и фиксировать ситуацию на месте, смело вызывайте полицию.
Следует помнить, что возмещение средств за поврежденный/уничтоженный товар производится исключительно в судебном порядке. Но уже в суде магазин должен будет доказать, что вы сделали это намеренно. И такие случаи встречаются очень редко, ведь расходы магазина на обращение в суд и услуги адвоката будут стоить в разы больше разбитого вами товара.
Категория: Важно, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: Закон