Волонтер из Днепра Сергей Табачук еще в марте отправился в Мариуполь, чтобы вывезти людей из охваченного огнем города. На одном из вражеских блокпостов мужчину задержали. С тех пор о нем ничего не известно. Передает корреспондент «Наше Місто» со ссылкой на ДніпротВ.
Родные Сергея делают все возможное, чтобы разыскать его, обратились в прокуратуру, СБУ, полицию, Красный Крест и Координационный штаб по вопросам обращения с военнопленными.
«До сих пор никаких результатов нет. Нет свидетельств, где он находится. Была информация, что он находится в Еленовской колонии. Колоний в Еленовке две, не одна не подтверждает, что он там действительно находится», — сообщил Вячеслав Волывач, брат Сергея Табачука.
Вячеслав выступал в Вене на внеочередной сессии ОБСЕ. Европейцы узнали, что оккупанты берут в заложники гражданских людей и не соблюдают нормы Женевской конвенции.
«Таких людей нельзя задерживать. Это нарушает все правила войны и их нужно отпускать. Они не подлежат обмену, как военнопленные. Гражданских нужно отпускать. Это мы пытались донести, чтобы мировое сообщество вмешалось и что-то делало», — отмечает Вячеслав Воливач, брат Сергея Табачука.
Официальный статус Сергея Табачука – пропавший без вести. Похожего на него человека видели в колонии те, кого удалось спасти из плена во время обмена.
А это другая история пленника. Рашисты задержали Игоря на блокпосту между Мангушем и Мариуполем, когда он эвакуировал людей. В плену за первые недели потерял 15 килограммов. Украинских военных и гражданских там пытали. Некоторые свидетельствовали против себя, чтобы остаться в живых.
«УБОП больше всего запоминается. Там были и стены прострелены, и людей просто убирали из камеры. Прямо под камерой прибивали и забрасывали туда назад».
Однажды Игоря отпустили. Рассказывает: в колонии видел людей, которые в Украине считаются пропавшими без вести. Ибо враг не предоставляет информацию об их местонахождении. Мужчина предполагает: подобная ситуация сложилась и с Сергеем Табачуком.
«Я думаю, он просто где-то потерялся в списках. Потому что там прямо на коленках записывали фамилию, имя. И передавали их из рук в руки, там списки часто терялись», — сообщил Игорь Талалай, находившийся в плену волонтер.
Если военные имеют статус пленных и их могут обменивать, гражданских должны просто отпустить. В противном случае – это серьезное военное преступление, утверждают адвокаты.
«Когда мы говорим о гражданском лице, государство не имеет права удерживать. Оно может только скрывать это, как сейчас делает. Это серьезное нарушение законов и обычаев войны, и мы это называем военным преступлением», – сообщил Андрей Яковлев, эксперт регионального центра по правам человека.
Вячеслав собирается ехать на место, где пленили брата. Надеется найти свидетелей происшествия среди местных жителей. По данным Минобороны Украины, пропавшими без вести числятся почти 7 тысяч наших соотечественников. Сколько из них находятся в плену — неизвестно.