Любое действие рождает противодействие. С этим законом столкнулись в Украине россияне-агрессоры, которые столкнулись с невероятным сопротивлением по всем фронтам. Подавляющее большинство украинцев не хотят иметь ничего общего с бывшими братьями. Неудивительно, что по стране прокатилась первая и наверняка не последняя волна переименований улиц, демонтажа памятников.
Увековечили память и поблагодарили за помощь
В 2015-16 годах нечто подобное мы уже проходили – во исполнение Закона о декоммунизации. В частности, в Днепре сменили около трех сотен топонимов (в том числе название самого города), убрали ранее знаковые памятники Петровскому и Ленину. Критиков и критиканов тогда было довольно много: от ностальгирующих по «великому и могучему» до проплаченных интернет-ботов – однако страшилки об огромных тратах и необходимости менять все документы не сработали. Наибольшим неудобством для горожан стала необходимость запомнить новое название остановки общественного транспорта.
Спустя семь лет декоммунизацию дополнила дерусификация. Решение горсовета состояло из двух частей: переименование улиц в честь защитников и защитниц Украины (Рыбинская и Челюскина стали соответственно улицами 25-й Сичеславской Бригады и 93-й Холодноярской Бригады) и переименование топонимов, связанных с государством-агрессором.
Часть улиц переименовали в честь территориальных громад, пострадавших от российской агрессии; отметили стойкость «Азовстали», поблагодарили за поддержку польский народ. Мэр Днепра Борис Филатов подчеркнул, что для жителей города переименование не создаст никаких проблем. Не будет неудобств с перерегистрацией документов или дополнительных расходов.
Рискнем утверждать с уверенностью, что в нынешнюю волну переименований недовольства не будет. Ненависть ко всему российскому буквально полыхает. Важно только не перестараться и, как говорится, не выплеснуть ребенка вместе с водой: все же культурное и историческое наследие во многом пересекается.
— Я очень рада переименованию, — говорит журналист Алена Полуянова, чья улица называется теперь в честь знаменитой 93-й Холодноярской Бригады. — Много знаю об этой бригаде – их подвиг по-настоящему значимый. Когда сообщила соседям о переименовании, первая реакция некоторых была «Ого, как длинно!». Челюскина, конечно, было произносить проще, и, думаю, они еще нескоро начнут эту улицу называть иначе. Но у меня переименование вызывает только позитивные эмоции, тем более что и документы не нужно менять – это удобно. Считаю, нужно избавляться от всех российских топонимов. В первую очередь, от названия нашей области, и после войны сделать все возможное для переименования Днепропетровской и Кировоградской областей. То, что область названа в честь Петровского – в наше время просто позор! Также меня всегда несколько смущали названия городов Павлограда и Новомосковска. Хорошо, что убирают советские знаки, стелы – их у нас не так много осталось. А вот избавляться от памятников Пушкину или Лермонтову, как делают в некоторых других городах – перебор. Так мы можем зайти слишком далеко. У многих из нас есть русские корни, но это не умаляет нашей любви к Украине.
Готовятся новые переименования
Осветить принятый документ подробнее и рассказать о планирующихся дальнейших шагах мы попросили главного архитектора нашего города Дмитрия Волика, который входит в комиссию горсовета по переименованию.
— В чем отличие новой волны переименований от предыдущей? Кто предлагает новые названия и участвует в обсуждении?
— Принципиальное отличие в том, что тогда переименование происходило в рамках Закона о декоммунизации. Сейчас же законодательно дерусификация не предусмотрена, а значит, не прописана и специфическая процедура. Местные советы действуют в соответствии со своим пониманием задачи. В то же время к нам поступает много обращений граждан и общественных организаций либо о переименовании конкретных улиц, либо о ликвидации российских топонимов в принципе. Все обсуждается на заседании рабочей группы комиссии по переименованию, а затем комиссия принимает решение. При возникновении сомнений или разночтений, мы откладываем вопрос для дальнейшего более широкого обсуждения. В случае же консенсуса предложение выносится на рассмотрение в горсовет.
— Получаете ли вы обратную связь от горожан?
— Конкретных обращений к нам не поступало, но мы следим за реакцией в соцсетях. Видим, что эта работа проводится своевременно и отражает общественное мнение, а не только позицию депутатского корпуса. Дерусификация – тема острая и актуальная, и мы понимаем, что будем продолжать ей заниматься. На ближайшую сессию горсовета готовится предложение о переименовании еще двух десятков топонимов. Следом будем готовить новые предложения. Этот процесс не очень быстрый, потому что наши специалисты изучают вопрос глубоко – ряду улиц стараемся вернуть исторические названия, либо отразить в них исторические названия местности. Последние предложения, например, отрабатывались именно таким образом. Мы не придумываем новые топонимы просто для замены связанных с Россией, а пытаемся найти историческое обоснование.
— Будет ли продолжение демонтажа стел, знаков, розеток на домах?
— Думаю, этот процесс будет организован более системно. Ведь необходимо соблюдать процедурные моменты по ряду памятников, которые зарегистрированы и охраняются Законом Украины. По ним предстоит дополнительная работа. Снесены были объекты, которые не находились под охраной как культурное наследие, или те, по которым подобная процедура была уже проведена.
— Пожалуй, самый болезненный вопрос касается судьбы памятников писателям, поэтам…
— Это вопрос более широкой дискуссии и более широкого понимания того, что на самом деле несет опасность для Украины с культурологической точки зрения. Не хотелось бы дойти в этом процессе до абсурда. Нужно подходить взвешенно, дифференцированно и системно изучать ситуацию.
— А как вы относитесь к идеям называть улицы по номерам или нейтрально (Абрикосовая, Виноградная), чтобы уж точно не было раздора по этому поводу?
— Если проанализировать наши последние предложения, то мы и стараемся как можно меньше привязывать топонимы к персоналиям. Стараемся использовать местные особенности, чтобы эти названия были не выдуманными, а являлись географическими идентификаторами.
Вопрос Новомосковска – после победы
Декоммунизация, которую в Днепре продолжил демонтаж знаков на бульваре Славы и в парке имени Глобы, розеток на доме по улице Титова, не ограничивается областным центром. Недавно была снесена стела «Новомосковский район» с гербом СССР.
Само же название Новомосковска уже давно «просится» уйти в историю. Но с этим вопросом не так все просто. Детально на проблеме в специальном заявлении остановился мэр города Сергей Резник, отметивший, что «только рабы могут называть свои улицы, площади и города в честь завоевателей».
— Название нашего города напрямую под действие этого закона не подпадает, потому что к Новомосковску нельзя применить ни одно из предусмотренных в законе определений – «коммунистическое», «нацистское» или «тоталитарное», — разъяснил Сергей Резник. — На переименовании города не настаивал и украинский институт национальной памяти.
Сейчас в Верховной Раде зарегистрирован законопроект о деколонизации топонимии. То есть предлагается запретить названия пропагандирующих и символизирующих государство-оккупанта географических объектов – российскую федерацию. И даже если этот законопроект не будет поддержан народными депутатами, то вопрос – переименовывать или оставить название нашего города — мы все равно будем поднимать.
При этом мэр Новомосковска указывает на несколько ключевых моментов, влияющих на процесс и скорость принятия решения. Городская власть не может самостоятельно переименовать свой населенный пункт – она готовит представление, а решение принимает Верховная Рада. Кроме того, важно обсудить этот вопрос с горожанами – не только в соцсетях, а со всеми категориями. Нельзя забывать и то, что значительная часть населения сейчас выехала из Новомосковска: военнослужащие и эвакуированные. Без них, мягко говоря, некорректно давать городу новое имя. А значит, нужно дождаться победы.
Перечень переименований топонимов, связанных с государством-агрессором
- Ул. 30-й Иркутской дивизии – Украинских воинов.
- Ул. Абхазская — Ирпенская.
- Пер. Абхазский — Ирпенский.
- Ул. Алтайская — Чечеловская.
- Ул. Белгородская — Научных работников.
- Ул. Беломорская — Чернобаевская.
- Пер. Беломорский — Чернобаевский.
- Пер. Бурятский — Бучанский.
- Пер. Воркутинский — Волевой.
- Ул. Домодедовская — Ворзельская.
- Ул. Кабардинская — Гостомельская.
- Ул. Кронштадтская — Бородянская.
- Ул. Магаданская — Волонтерская.
- Ул. Мытищинская — Польская.
- Пер. Московский — Азовстали.
- Ул. Орская — Краматорская.
- Ул. Псковская — Авдеевская.
- Ул. Пулковская — Дебальцевская.
- Ул. Ростовская — Конотопская.
- Пер. Ростовский — Конотопский.
- Туп. Ростовский — Конотопский.
- Ул. Саратовская — Новокаховская.
- Ул. Сахалинская — Бахмутская.
- Ул. Тагильская — Новоазовская.
- Пер. Тагильский — Новоазовский.
- Ул. Уфимская — Деснянская.
- Ул. Хабаровская — Салтовская.
- Ул. Шереметьевская — Бориспольская.
- Ул. Шушинская — Молочанская.
- Ул. Якутская — Высокопольская.
- Ул. Ярославская — Вышгородская.
Автор: Михаил Польский.
Категория: Война, Новости Днепра
Метки: Декоммунизация в Днепре, Новомосковск, переименование улиц, Украина Россия война