Детская больница матери и ребенка им. проф. Руднева — старейшая на Юго-Востоке Украины. Это больница-легенда, в которой работают врачи, способные творить чудеса. В частности, спасать и выхаживать младенцев весом от 600 граммов, ставить на ноги деток с ДЦП и другими тяжелыми патологиями, удлинять пациентам конечности и, главное, дарить шанс на полноценную и счастливую жизнь.
Новая эпоха в развитии медучреждения началась в 2018 году, когда открылся капитально отремонтированный хирургический корпус больниц. Его построили на месте старого, который, увы, не подлежал восстановлению. Медучреждение укомплектовали современным оборудованием и сделали комфортным для пребывания маленьких пациентов и их родителей.
В июне 2021 года центр матери и ребенка им. проф. Руднева из областного подчинения передали в городское и переименовали в многопрофильную больницу матери и ребенка им. Руднева. Это решение открыло перед больницей новые перспективы. В ближайших планах — проведение нескольких реконструкций, в том числе и неонатального корпуса. На его первом и третьем этажах появится родильный дом, на втором — отделение гинекологии. Об этих изменениях, возможностях больницы им. Руднева, тарифах НСЗУ на медицинские услуги, которые требуют срочного пересмотра, новых реалиях украинской послереформенной медицины мы пообщались с генеральным директором медучреждения, заслуженным врачом Украины Игорем Александровичем Македонским.
— Игорь Александрович, больницу Руднева отлично знают и в регионе, и в Украине, и во многих зарубежных странах. Но вот как раз среди днепрян есть убеждение, что это областное медучреждение, поэтому обращаться к вам нет смысла. Проясните, что такое больница Руднева сегодня и кто ваши пациенты?
— Наши пациенты — это дети. Двери больницы открыты для всех. Вне зависимости от того, где они родились и где живут. Тем более, что согласно медреформе, у нас теперь единое медицинское пространство. Правда, пока далеко не все пациенты это понимают. Приезжают без электронного направления. Мол, мы знаем, что у вас самые лучшие специалисты, проконсультируйте. Но ведь, если нет направления, то нет и денег от НСЗУ. А это зарплаты наших врачей.
Всего в больнице 15 отделений. Комплексную медицинскую помощь получают малыши с самого рождения и до 18 лет, в том числе и те дети, которые родились в критическом состоянии и нуждаются в неотложной помощи, реанимационных мероприятиях. А также младенцы, которые появились на свет преждевременно, с врожденными пороками развития и требуют оперативного вмешательства.
Также у нас есть клинико-диагностическое отделение, где по направлению семейного врача ведут прием специалисты: окулисты, ЛОР-врачи, хирурги, травматологи, ортопеды, пульмонологи, нефрологи, иммунологи и другие. Но в неотложных случаях приезжают и без направления. Мы оказываем срочную хирургическую, травматологическую, нейрохирургическую помощь. Есть и челюстно-лицевая хирургия, включая стоматологию. Охвачен весь спектр детских болезней.
— Опыт больницы Руднева в лечении новорожденных с патологиями и выхаживании недоношенных детей стал легендой. Расскажите подробнее об оборудовании, о методиках лечения, которые используются, о ваших победах.
— Отделение реанимации новорожденных в нашей клинике было первым в Украине. Более 35 лет коллеги ездили в Москву, подписывали разрешение на открытие. Там еще удивились, что не в Киеве, Одессе или Львове, а в Днепре. Ну, разрешение подписали. Дальше началось самое сложное и интересное. Опыта спасения новорожденных в стране не было. Считалось, что оборудование для детей подходит и для младенцев, которым несколько дней от роду. Что новорожденный – это просто уменьшенная копия здорового человека. Пришлось ломать стереотипы. За помощью в приобретении и поставке оборудования обратились к транснациональной компании Monsanto Company, которая за короткое время собрала б/у оборудование в США и привезла его к нам. Наши специалисты его доработали, установили недостающие элементы, в том числе увлажнители, перевели на наш вольтаж.
Чего скрывать, вначале было очень тяжело. В Днепропетровской области работало 36 роддомов, до 40 тыс. родов ежегодно. А у нас было всего 12 коек. Отделение задыхалось, пока акушеров-гинекологов и акушерок в районах не стали обучать оказывать первую помощь. Сделали учебный центр первичной реанимации новорожденных, в чем нам помогли Американский Фонд помощи детям Чернобыля и наша медакадемия. Используя наш опыт и традиции, в Украине развивалась неонатальная помощь, создавали перинатальные центры по всей стране.
Больницу Руднева по сравнению с другими медучреждениями выделяет еще и то, что в нашей структуре есть родом, который находится на территории 2-й городской больнице. Все его знают как «роддом на 2-й Рабочей». Наш родильный дом специализируется на родоразрешении женщин, у которых есть подозрение на врожденные патологии. Наиболее тяжелые акушерские случаи принимают там. У нас есть возможность экстренно оказать помощь как новорожденным, так и их мамам.
Для спасения только родившихся у нас сейчас есть реанимобиль, оснащенный по последнему слову техники, и неонатальная реанимационная бригада. Это подарок Фонда Рината Ахметова. В нем есть специальные антивибрационные подушки, дыхательный аппарат, приборы слежения за пациентами, кондиционер, подогрев и пр. Только за последнюю недель реанимобиль привез из Днепра и области 12 малышей. Это и глубоко недоношенные дети, и пострадавшие во время родов, и с другими патологиями. Несмотря на уменьшение рождаемости в последние годы, количество детей, которым нужна помощь после родов, остается примерно таким же. В год это около тысячи детей.
— Отделение детской травматологии и ортопедии. Врачи центра творят чудеса, ставят на ноги деток, которые годами не могли ходить, удлиняют конечности, исправляют самые тяжелые патологии. К вам едут пациенты не только со всех уголков Украины, но и из-за рубежа. Например, 16-летней Юлии, которая в детстве переболела остеомиелитом, удлинили ногу на 13 см. Проводится уникальное артроскопическое лечение патологии коленного сустава.
— Да, это правда. В отделении подобралась команда отличных специалистов, энтузиастов, которые постоянно совершенствуются. Для этого мы простажировали наших ортопедов-травматологов в ведущей клинике в Австрии. Венская школа считается одной из лучших в мире.
Операции выполняются, начиная с самого раннего возраста. Особая категория наших пациентов – дети с ДЦП. У них высокая вероятность врожденного вывиха бедра, что делает их немобильными. Таким деткам выполняется целый ряд операций, который в будущем позволяем им двигаться.
— Буквально недавно врачи Руднева за несколько дней поставили на ноги девочку с компрессионным переломом позвоночника, которая упала с парапета в лагере. Это же просто фантастика! Ранее с такими переломами лежали месяцами. Как вам это удалось?
Напомним, что 16-летняя Даша Ковалева упала с высоты 3-го этажа на газон, что и спасло ей жизнь. Но травмы получила ужасные. Ей диагностировали: ЗЧМТ, сотрясение мозга, перелом правой ключицы, кататравму, ушиб обоих легких, посттравматическую пневмонию, плеврит, перелом двух позвонков, нарушение работы тазовых органов по типу задержки.
— Вместе с командой вертебрологов и нейрофизилогов из университетской клиники ХНМУ (г. Харьков) ортопеды Руднева провели 3,5-часовую операцию. На следующий день пациентка самостоятельно двигалась. Еще через 4-5 дней ее выписали домой.
Оказать помощь на столь высоком уровне мы смогли благодаря БФ «Мама+Я», который купил стабилизационную систему за 67 тыс. грн. К слову, Национальная служба здоровья Украины выделяет на хирургических пациентов 4,7 тыс. грн. Понятно, что такой сумы ни на что не хватает.
— Интересно, сколько же тогда выделяют на лечение других травм или болезней?
— Оказание стоматологической помощи ребенку – 120 грн. При этом 80 грн уходит только на одноразовые шпателя и перчатки. Ни о каком наркозе речь не идет. При таких бюджетах зубы детям надо рвать без наркоза. К сожалению, тарифы НСЗУ не обоснованы реальностью.
Что касается спасения новорожденных, то сумы, конечно же, выше — 120 тыс. грн. Но если сравнить с Германией, Францией, Польшей, то там тоже 120 тысяч, но не гривен, а евро. Хотя медикаменты в Украине такие же по цене, а иногда даже дороже, чем в этих странах. Дети лежат на вентиляции легких месяц и больше, это энтеральное питание для младенцев, многочисленные обследования, это мамы, которых тоже нужно кормить. В тариф на лечение заложена наша зарплата, медикаменты и питание. И 120 тыс. грн – это сумма, которая выделяется на новорожденных весом до 1,5 кг. Если вес больше – то 30 тыс. грн с хвостиком. Хотя средства на спасение и выхаживание нужны иногда даже большие, чем на 700-граммового кроху.
Смотрим дальше. Операция на сердце новорожденного ребенка – тоже 4700. Хотя тот же оксигенатор стоит порядка 18 тыс. грн. Весь комплекс расходных материалов для такой операции – около 90 тыс. грн.
Мы с нетерпением ждем, что ситуация изменится. Руководство страны знает об этих проблемах. Владимир Зеленский заявил, что система здравоохранения требует радикальных изменений. Сейчас разрабатываются разные варианты. Будет ли это страховая медицина либо какая-то другая. Но изменения нужны. Например, сейчас, чтобы получить деньги от НСЗУ, нужно оформить электронные документы. И делать это приходится в специальной системе, которая постоянно совершенствуется. Это занимает часы. И времени, чтобы поговорить с пациентом, не остается. А если не оформишь документы, не получишь зарплату. У врача не должно быть столько электронной бюрократической работы.
— Игорь Александрович, с 2020 года вы в новом составе Днепропетровского облсовета? Какие направления там развиваете?
— Работали над проектами объединения больниц с целью уменьшения административных расходов. Чтобы высвободить средства на повышение зарплат и приобретение медикаментов. Также в планах сельская медицина, потому что ситуация там аховая. В районах хирургическая помощь на грани прекращения. Здесь нужны кардинальные шаги, чтобы ее изменить.
Справочно. Македонский Игорь Александрович родился в 1961 году, в Харькове.
В 1984 году окончил Днепропетровский медицинский институт по специальности «Педиатрия». В 2018 году – ДРИГУ НАГУ по специальности «Государственное управление в сфере здравоохранения».
Трудовой путь начал в 1984 году с должности врача-интерна в Кировоградской детской областной больнице. Работал врачом-хирургом в детской поликлинике №1 Кировограда.
В 1999 году возглавил Днепропетровскую детскую городскую больницу № 3 им. М. Ф. Руднева.
В 2014 году назначен и. о. директора департамента здравоохранения ДнепрОГА.
Доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической лабораторной диагностики.
Награжден: медалью «За заслуги перед городом» (2003), Почетной грамотой Верховной Рады Украины (2005), медалью «За заслуги перед народом Украины» (2005), грамотой департамента здравоохранения Днепропетровского (ныне Днепровского) городского совета (2012), благодарностью городского головы в 2013 году, нагрудным знаком «За развитие региона» – в 2014 году; в 2013 году стал кандидатом в лауреаты Национальной медицинской премии.
В октябре 2020 года избран депутатом Днепропетровского областного совета от партии «Оппозиционная платформа – За жизнь». Вошел в состав постоянной комиссии по вопросам охраны здоровья, детства и материнства.
Справочно. Больница матери и ребенка им. проф. Руднева была построена в 1913 году на средства купца Ивана Алексеенко. У купца и его супруги не было своих детей, поэтому они решили сделать доброе дело для чужих. И на собственные средства построили больницу, потратив весьма значительную сумму – 30 тысяч рублей золотом. На открытии лечебного учреждения побывал даже российский император Николай Второй – настолько значимым событием это было для всего региона. Перед смертью часть своих денег Иван Мартынович отдал городским властям. Согласно его завещанию, средства пошли на содержание больницы. С того времени это лечебное учреждение стало одним из самых значимых в Малороссии, а позже — в Украине.
Категория: Интервью, Новости Днепра, Новости здоровья Днепра, Спорт
Метки: больница им. Руднева