Накануне дня рождения принято подводить итоги. Вот и мы решили накануне Дня города подвести итоги года между двумя сентябрями. Каким был этот год в жизни Днепра? Какие сюрпризы готовит городская власть на этот праздник? Когда ждать окончания строительства метро? Когда построят новый аэропорт и займутся реконструкцией парка Глобы? Ответы на эти и другие вопросы — в эксклюзивном интервью Бориса Филатова «Нашому місту».
Парк и троллейбусный маршрут — к каждому дню рождения
— Борис Альбертович, подводим итоги накануне праздника. Есть ли то, что хотелось сделать за этот год, но почему-то не получилось, по какой причине?
— Мы ежегодно на протяжении шести лет делаем социологический опрос, чтобы не только видеть динамику рейтинга электоральных предпочтений наших земляков, а в том числе и видеть вопросы, связанные с городским хозяйством. Важно также, как наши земляки оценивают работу структур исполкома городского совета. Я не буду останавливаться на моем рейтинге, который сейчас достиг исторического максимума. Кому интересно, этот социологический опрос можно найти. Проанализировав результаты опроса, мы увидели, что по прошествии такого количества лет жители города позитивно оценивают работу городских властей по любым видам работ, по изменению инфраструктуры и организации социальной жизни. Целый ряд системных проблем, которые существовали десятилетиями, нам постепенно удается решать: начиная от организации проблем общественного транспорта и заканчивая вопросами, связанными с энергоэффективностью и жилым фондом.
И динамика не просто позитивная. Она показывает, что порядка 70 процентов жителей города считают, что город развивается в правильном направлении. И парадокс, что таких людей на несколько процентов больше, чем тех, кто готов голосовать за Филатова. Поэтому, когда мы говорим, что удалось сделать и что хотелось бы сделать, это долгая тема для обсуждений, поскольку город большой, городское хозяйство огромное, миллион жителей. Мы предпринимаем усилия, чтобы вести системную работу по всем направлениям. И это у нас получается. Главное, что люди это видят.
— 2022-й не за горами. Можете ли порадовать горожан анонсом гвоздевого события следующего года? К примеру, планируется еще один новый троллейбусный маршрут.
— Сенсаций не будет, скажу честно. Ведь живем в век большого информационного пузыря. Поэтому каждое слово, которое я говорю, потом оценивается и перекручивается. Есть целый ряд организаций, которые придумывают какие-то рейтинги, которые потом выходят в широкие массы. Например, рейтинг обещаний. И соответственно, если что-то начинаешь говорить и называть конкретные сроки, потом начинают цепляться и рассказывать, мол, наобещал и не сделал.
Я не хочу говорить сейчас о каких-то сенсационных вещах. Мы работаем по всем направлениям городского хозяйства. У нас в городе появилась хорошая традиция: на каждый День города мы открываем маршрут общественного транспорта и новый сквер или парк. Я бы хотел, чтобы, когда мы с вами встретимся через год и вы будете брать такое же традиционное интервью, в Днепре появились еще один новый маршрут общественного транспорта и новый парк или сквер.
Пьянок и бутербродов за счет налогоплательщиков не будет
— Впервые за долгие годы вы начнете отмечать День города на новоселье. И это для многих станет сенсацией: городская власть дает квартиры.
— По формату Дня города. Не только из-за пандемии, а еще и потому, что это была моя политическая воля, мы отказались от такого традиционно исторически сложившегося мероприятия, как прием мэра в День города. В прошлом году его не было. И никто этого не заметил. Я считаю, что неправильно устраивать пьянку или поедание бутербродов за счет налогоплательщиков. Зачем собирать депутатов и чиновников или каких-то высоких гостей, сидеть и выпивать с ними, если эти деньги лучше направить на проведение мероприятий для горожан? Поэтому приема мэра не было в прошлом году, не будет его и в этом. Мы пытаемся сейчас отойти от ненужных затратных вещей, а также поменять саму философию празднования Дня города.
И возвращаясь к теме выдачи квартир: это не только потому, что мы хотим отдать долг врачам, боровшимся с пандемией. Хотя в том числе и потому. На День города мэр должен быть с людьми и показывать результаты. Необязательно перерезать ленточки. Мы тоже уйдем от этой традиции, когда будем открывать новый троллейбусный маршрут или сквер на Слобожанском. Нельзя сказать, что эти квартиры — сенсация. Но это хороший первый шаг.
Я не хочу забегать вперед, но у нас есть и другие проекты, подобные дому на Каверина. В ближайшее время мы хотим модернизировать старое жилье и сделать там современные квартиры для учителей, врачей, наших защитников, раздавать их в качестве служебного жилья для таких категорий населения. В городе есть большая очередь на жилье, которая накапливалась десятилетиями. Мы прекрасно понимаем, что не можем повторить историю, которая была в бывшем Советском Союзе, и бесплатно раздавать квартиры. Мы живет в совершенно других исторических реалиях. Но я считаю, что люди, которые работают на благо территориальной громады (врачи, учителя, наши защитники), имеют право на получение жилья. И через открытую прозрачную процедуру соответствующих комиссий мы будем стараться и дальше раздавать квартиры.
Есть у меня еще одна задумка, хотя я не хочу забегать вперед. Скажу так, без названия адресов: есть целый ряд объектов незавершенного строительства, которые злонамеренные застройщики строили без согласования с городской властью. Надеялись договориться, каким-то образом что-то порешать. Такие объекты появлялись, как грибы после осеннего дождя, еще до момента, как я стал городским головой. И мы хотим эти объекты обратить в собственность территориальной громады, достроить их за бюджетные деньги и раздать квартиры людям. Это нельзя назвать экспроприацией, но мы продумали соответствующий правовой механизм, когда злонамеренные бизнесмены, которые считали, что город — их кормовая база, будут лишены своей собственности. И эта собственность будет отдана людям.
Тарифы в Днепре будут ниже, чем в столице и других областных центрах
— Тарифный вопрос волнует горожан, наверное, больше всего. Что изменится после передачи полномочий по регулированию тарифов на места? Можете обнадежить горожан или слегка расстроить?
— Я не буду обнадеживать или расстраивать. Это решение было в какой-то степени вынужденное. Если сказать, что меня не волнует проблема тарифов, это вообще ничего не сказать. Я об этом думаю каждый день. Утром встаю с этим вопросом и вечером ложусь спать. Если сказать, что президента или премьер-министра не волнует этот вопрос, тоже ничего не сказать. Мы сейчас в постоянном диалоге. Во время избирательной кампании на местных выборах партия власти фактически проиграла. Вы же помните, что было перед выборами? Нас, местное самоуправление, пытались постоянно сделать в чем-то виноватыми. В результате люди мало поверили в эту риторику.
Сейчас полностью изменился вектор. Фактически полностью поменялась политика в отношении местного самоуправления. Создан Конгресс региональных властей, в котором я стал членом президиума и членом правления. Поэтому надо быть максимально корректным. Не потому, что я боюсь кого-то обидеть, а потому, что я хочу быть максимально справедливым. Им казалось, что они вот этот мячик нам перебросят и скажут, мол, центральная власть отдала формирование тарифов на местный уровень. Но сейчас к ним пришло понимание, что этот мячик не получится перебросить. В том, что вырастут тарифы, все равно будет виноват президент, премьер министр и мэр. Поэтому играть в этот пинг-понг мы не будем. Да, сейчас эти полномочия пытаются переложить на наши плечи. Но мы-то не покупаем газ, у нас нет газовой трубы или скважины.
Сейчас цены на газ достигли исторического максимума. Это исторически сложившаяся ситуация во всем мире. Поэтому мы находимся в постоянном диалоге с центральной властью и прорабатываем механизм, каким образом, если поднимут тарифы, будут компенсированы расходы территориальных громад. Если сейчас оставить тариф на том же уровне, то фактически в городском бюджете будет минус полмиллиарда гривен. Тогда у нас не будет программ развития, мы будем тратить деньги только на энергоносители. С другой стороны, государство предлагает какие-то компенсаторные механизмы, которые местное самоуправление не очень устраивает. Я считаю, что они должны предоставить компенсаторные механизмы в виде субвенции местному самоуправлению, а не предлагать делать зачеты по капитальному строительству.
Я точно могу сказать: даже если будет худший сценарий, тариф в Днепре однозначно будет ниже, чем в столице и других областных центрах. Для этого мы применяем соответствующие технологии энергоэффективности и решаем вопросы, связанные с внутридомовыми сетями, утеплением зданий и прочим. И у нас тариф будет ниже по стране. У центральной власти уже есть понимание, что ни политически, ни информационно они не смогут переложить этот вопрос на плечи местного самоуправления. Поэтому сейчас мы ищем, как совместными усилиями решить эту проблему.
Финализировать метро и аэропорт — моя миссия
— Метро — объект государственный. Тем не менее спрашивают за ход его строительства с городской власти. Ваш прогноз, пессимистический и оптимистический: когда мы дождемся достройки второй линии?
— Сроки называть не буду, чтобы потом меня за эти сроки не подвешивали. Они определены дополнением к контракту, который можно прочитать: он в свободном доступе. Динамика строительства очень и очень позитивная после того, как подрядчик – турецкая компания Limak — изменил способ проходки. Идут серьезными темпами. И будут ускоряться.
По проходке выходят не на финишную прямую, а на накатанные рельсы. Но после того, как закончится проходка, необходимо еще провести техническое оборудование, проложить пути, построить станции, установить эскалаторы. Что касается метро, сейчас моя душа спокойна. Раньше я не находил себе места. Вот честно: метро для меня, как заколдованное, думаю, как и для многих жителей. У нас есть две заколдованные темы: метро и аэропорт. И только с моей пробивной способностью эти темы можно сдвинуть с мертвой точки. Потому что там большое количество злонамеренных интересантов и запущенные технические проблемы. Это два очень сложных объекта. И если мне удастся финализировать, а мне удастся, это будет в каком-то смысле моя миссия как городского головы.
— Недавно вы опубликовали в Фейсбуке пост о путешествии Марины Филатовой, где пишете, что мы мечтаем быть «киргизскими пастухами» и летать много и недорого. Но есть Коломойский. Мы так и будем зависеть от его амбиций?
— Тут многое зависит от центральных органов исполнительной власти. И если вы помните, тема с аэропортом сдвинулась с мертвой точки после того, как президент Украины принял на себя публичное обязательство его достроить. Поскольку аэропорт заколдован, он заколдован не только для Днепра и городского головы, но и в том числе для президента. Уже после того, как государство взялось за этот проект, пришлось менять подрядчика. Почему? Тот подрядчик, который зашел через открытый публичный конкурс на Prozorro, явно демпинганул с ценой. Есть субкультура активистов, которые бегают и рассказывают, мол, давайте все сейчас на Prozorro. Но это государственный инфраструктурный проект. Часто на такие серьезные проекты заходят компании, которые убивают низкой ценой. Но они не в состоянии за такую цену достроить. У них простая, при этом совершенно нехорошая логика: залезть в контракт, подписать его, убить ценой, а потом, понимая, что проект начинает провисать, уже с государства, муниципалитетов или территориальных громад начинать требовать дополнительные финансирование на якобы дополнительные работы.
С самого начала, когда в аэропорт зашел тот подрядчик, не буду его называть, и демпинганул по цене, было понятно, что он его не достроит. И поэтому государство в лице Министерства инфраструктуры проявило соответствующую политическую волю — контракт расторгли. Я считаю, что правильно сделали. Потому что по таким знаковым объектам критической инфраструктуры играться, кто даст ниже цену, — нельзя. Это не госзакупка каких-то предметов народного потребления, это серьезные вещи. Это первая причина. А вторая – когда мы говорим об интересах господина Коломойского, здесь государство должно проявить еще и волю. Нужно разделять понятия аэропорт и аэродром. Есть решение СНБО (больше чем десятилетней давности), по которому комплекс аэродрома не передавался господину Коломойскому и контролируемой им компании. Поэтому просто нужно выполнить решение СНБО предыдущих созывов. Правительство должно издать соответствующее распоряжение. Я об этом уже заявлял публично, были соответствующие журналистские расследования, эта тема находится в информационном поле. Но почему-то уважаемые государственные институции осторожничают. И моя задача как городского головы — постоянно эту тему будировать, бить в колокола, объяснять, что нужно проявить политическую волю. Тем более, что президент понимает эту проблему и проявляет политическую волю, взяв этот вопрос на личный контроль.
Я как руководитель прекрасно понимаю: у тебя как у лидера и руководителя могут быть самые благие мысли и мотивации. Но потом, когда все спускается на уровень исполнителей, очень часто может быть заторможено или переложено в долгий ящик твоими подчиненными, которые часто включают режим так называемой итальянской забастовки. Поэтому в этой истории ни в коем случае нельзя винить ни президента, ни правительство. Это на уровне исполнителей. Поэтому я об этом буду говорить постоянно. Это моя задача, я здесь рот не закрою никогда!
Парк Глобы два года будет стоять за забором
— Возможно, не такой глобальный объект, как метро или аэропорт, — парк Глобы. Мы тоже рассчитываем на помощь государственного и областного бюджетов. Когда поступят обещанные президентом деньги и начнутся работы, насколько они будут долгими и масштабными?
— Это были публичные обещания президента. Для этого мне пришлось провести серьезную работу в рамках Конгресса региональных властей, который проходил в Днепре с участием гаранта. Я не хочу называть даты. Вопрос политически решен, есть техническая документация. Парк является памятником национального садово-паркового искусства, нужно получить много согласований, проектно-сметную документацию. Псевдоактивистам, которые в этом ничего не понимают, кажется, что президент сказал и дал завтра Филатову миллиард. Филатов кого-то нанял, и завтра в парке начали копать. Но так это не работает. Мы ждем соответствующую субвенцию. Она должна пройти через областную администрацию. Сейчас процесс на стадии подготовки документов. Парк настолько сложный с точки зрения технических работ, озеро злосчастное — сложное гидросооружение. Часть парка подтапливается – нужно менять все коммуникации. Мы парк, условно, разбомбим, и я думаю, что два года (в лучшем случае) он будет стоять за забором. Но через два года это будет красота!
— Год назад Геннадий Корбан сказал, что он мечтает, чтобы там было как в Италии и на гондолах можно было плавать. А каким вы видите парк Глобы через несколько лет?
— У нас уже есть понимание, каким будет парк. Но опять же, я не хочу рассказывать, потому что это будет не совсем справедливо, в том числе и по отношению к президенту. Государство дает деньги, мне удалось убедить его выделить их. Когда мы показали тизер, гарант увидел, каким будет парк, и сказал: «Вау». Это будет знаковый объект для Украины. Это плод совместных усилий. Если я начну это продавать (в хорошем смысле слова) или рассказывать, это будет не совсем справедливо по отношению к нашим партнерам – центральным органам власти. Когда мы оформим документы, это будет презентовано. Это будет не просто парк, а единственный парк в Украине!
Только вакцинация остановит сползание в локдаун
— Борис Альбертович, готов ли город к приходу штамма «Дельта»?
— Очень бы не хотелось, чтобы мы попали в очередной локдаун. Центральная власть пытается аккуратно переложить на нас полномочия, которые понижают ее рейтинг, в том числе и в этом. Но перекинуть мячик, как с тарифами, на нас не получится, поэтому однозначно мы привязаны к показателям МОЗ. В центре говорят, мол, пусть сами вводят локдаун. Днепр — один из немногих областных центров и единственный из городов-миллионников не залетел в прошлом локдауне в красную зону. Потому что мы предпринимали усилия и предпринимаем их сейчас.
Но главное — я хотел бы, чтобы люди вакцинировались. Только вакцинация остановит сползание города и территориальной громады в очередной локдаун, который принесет убытки бизнесу, предпринимателям, людям. Нужно идти и вакцинироваться. И уже это не зависит от мэра, горздрава, закупленных кислородных концентратов и койко-мест. Это зависит напрямую от людей! Мы стимулируем этот процесс, начиная от месячного проездного на бесплатный проезд. Но мне тяжело понять логику, почему народ отказывается вакцинироваться? Я могу понять наших ближайших северных соседей, у которых нет доверия к российской вакцине. Но у нас на выбор все, что хочешь. Я недавно был в Европе – наш сертификат там принимают. Россияне, когда видят, что у нас есть сертификат в «Дії» с QR-кодом, который принимают в Европе, волосы вырывают у себя на голове от зависти. Пойди, вакцинируйся — и перед тобой открыт весь мир! Нельзя же быть питекантропом средневековым.
За каждой наливайкой — какой-то интересант
— В последнее время городская власть активно сносит все незаконное: борды, МАФы, постройки. Дошло дело до целых незаконных зданий, например, Поля, 33 с подпольным публичным домом. Город становится чище. Недавно вы написали в Фейсбуке, что рано или поздно доберетесь до каждого. Сколько понадобится времени, чтобы полностью очистить город от незаконного?
— Кроме Поля, 33, у нас уже есть еще одно здание под снос. Уже разрабатывается — в плане. Я не хочу называть адрес, чтобы завтра там не появилась «ухвала АНД суду», запрещающая городским властям подходить. В городе невозможно навести порядок до тех пор, пока в интересах интересантов, простите за тавтологию, суды выносят за деньги заказные решения и запрещают городским властям осуществлять их конституционные полномочия. Бумага же все вытерпит! Мы уже пять или шесть судей уволили: писали жалобы в течение нескольких лет. Но это время, мы его теряем. Для того, чтобы снести незаконное здание на Поля, 33, мы судились шесть лет. Всем умникам, которые сидят в соцсетях и бегают с транспарантами, кажется, что все можно решить по мановению волшебной палочки. А если бы мы это сносили за счет политической воли, я бы сразу получил уголовное дело за самоуправство. За деньги они бы договорились в полиции или прокуратуре и завели бы уголовное дело против меня или моих подчиненных.
Мы прекрасно понимаем, что за каждой наливайкой стоит какой-то интересант: бывший чиновник горсовета, прокурор, милиционер, криминальная группировка. Они обладают возможностями, деньгами, соответствующими телевизионными каналами. И поэтому они бегают и пытаются сделать какое-то уголовное дело или вылить мне на голову ушат помоев.
Космос не терпит спешки, ждем
— Известна хотя бы приблизительно дата вашего полета в космос?
— Есть одна проблема. Буквально пару дней назад государственное агентство США по авиаперевозкам приостановило полеты и начало разбирательство с Virgin Galactic. Челнок отклонился от траектории. Не буду рассказывать много технических подробностей. Компания говорит, что это был штатный режим. А соответствующий федеральный регулятор, что это был нештатный режим. Опять история подвисла. Если все шло, как шло, думаю, что к концу следующего года я бы полетел. Космос не терпит спешки, ждем. С другой стороны, после того, как в 2014 году разбился наш челнок (один пилот погиб, а второй получил тяжелые травмы), мы все опустили руки. Но сейчас, в связи с полетом Ричарда Брэнсона (ред. — основатель корпорации Virgin Group, который 11 июля 2021 года слетал к нижней границе космоса), мы все воспряли духом. Но опять федеральный регулятор что-то требует от компании. Наверное, обосновано, потому что это — безопасность не только тех, кто летит, но и тех, кто на земле. Важно, чтобы им на голову не упал этот космический корабль. Опять находимся в режиме ожидания.
— Как вам удается держать форму и не поправляться? Как часто позволяете себе съесть что-то запрещенное?
— Скажу честно, я начал опять набирать вес. Очень тяжело, похудев почти на 40 килограммов, находиться в форме. Нужно себя опять начинать ограничивать. Я привык: углеводы не ем ближе к вечеру, белковая диета, упор на овощи. Не помню, когда пил кофе с сахаром — только с сахарозаменителем. Все перекусы, ложка сахара дают серьезные цифры в пересчете на калории. Об этом нужно постоянно думать, в голове должно быть, как перфокарта.
Я просто на это не дам денег — это реально опасно!
— Когда-то вы писали, что категорически против восхождения жены Марины на Эверест. Изменили ли свое мнение сейчас?
— Остановить ее невозможно. Она пошла на пик Ленина. Это вершина, которая долго считалась самой высокой в СССР — 7134,3 м. По погодным условиям взойти не получилось, но она приехала абсолютно окрыленная. Потому что это было технически сложное восхождение. И она себя прекрасно чувствовала в своей физической форме, поднималась с опытными альпинистами, которое оценили ее дух, спортивную форму и сказали, что у нее все получится. Поэтому она приехала воодушевленная.
Мне тяжело это комментировать. Когда я слышу эти разговоры дома, у меня начинает хватать сердце. Особенно, когда дочь Катя начала говорить: «Мама, а давай с тобой залезем на Эверест, мы будем первыми мамой и дочкой в истории, которые взошли». В истории восхождений на Эверест взошла всего одна семья — сын с отцом. Я дочке сказал, чтобы она даже не думала о таком. Я просто на это не дам денег! Для меня эта тема болезненная, это реально опасно.
Вы видели сообщения, которые присылала Марина, я их публиковал в соцсетях — и обморожения, и пропавшая британка. Это все не шутки! Тем более, что сейчас глобальное потепление, мы видим это по количеству дождей. И в горах это сказывается – лавины, трещины. И само так называемое погодное окно, которым пользуются альпинисты, чтобы сделать штурмовой бросок, сейчас непрогнозируемое. Люди ездили на Эверест и тупо два месяца сидели и ждали погодного окна. Но это не гостиница, а базовый лагерь на высоте пяти тысяч метров, в палатке. Истощение моральное и физическое. Сейчас в горах тяжело, об этом говорят опытные альпинисты. С глобальным потеплением все усложнилось.
Это не оппозиция, а сброд
— Борис Альбертович, очень ли изменилась ваша команда с 2015 года? Кто стал разочарованием, а кто, возможно, позитивно удивил?
— Если говорить о близких людях, естественно, они не поменялись и не стали разочарованием. С этими людьми мы прошли и Крым, и рым, и медные трубы! Я имею в виду и Геннадия Корбана. Мы как одно целое. Жизнь прожита, мы знаем друг друга лет 25. Это близкие люди, если разочароваться в них, то это надо во всем разочароваться: в себе, жизни, установках.
А так было много попутчиков, которые потерялись в силу ряда обстоятельств. Не буду называть их фамилии, зачем делать лишнюю рекламу? Иных уж нет, другие уж далече!
А удивляли меня не позитивно, а в основном негативно. Если на этой теме остановиться вскользь, то меня часто спрашивают по поводу оппозиции. А скажите, она есть у нас в городе? Можно размахивать флагами, собирать проплаченные митинги, поливать меня грязью в Telegram-каналах. Иногда читаешь такое – это уже не грязь и помои, это на уровне животной злобы! Это не оппозиция. Оппозиция — в смыслах, идеях, она политическая. А это так – сброд, причем тот, который финансируется либо криминальными, либо промышленными группировками. Я к этому спокойно отношусь и предпочитаю не замечать. Вот сейчас начали каких-то полубывших депутатов, полужурналистов подбирать. Я на это смотрю — выброшенные деньги! Одна дама вылезает и говорит, что парк Глобы мы будем застраивать многоэтажками. Это же надо быть больным человеком! Мы с президентом сказали, что построим городу парк, а оно вылазит в телевизоре или на YouTube и говорит, что мы там будем строить многоэтажки и уже все разбили на участки. Это уже не ложь, а бред воспаленного разума. Но я привык, я же уже в гимназии №33 «делал» казино, в планетарии – торговый центр. Говорят вроде бы взрослые люди, вроде бы даже умные. Но ты понимаешь по итогу, до какой степени они бессильны, жалки и смешны. Им ничего не остается делать, кроме как переходить даже не на личные оскорбления, а на какие-то фантасмагорические категории.
Беседовали Елена МИСНИК и Дарина СУХОНОС-ТАБАЦКАЯ, фото Валерия КРАВЧЕНКО.