Люди, катающиеся на электросамокатах, являются участниками дорожного движения, а значит обязаны соблюдать ПДР и отвечать за их нарушение. Суды в Украине уже неоднократно признавали виновными водителей электросамокатов, которые либо на тротуаре наносили увечья переходам, либо на проезжей части провоцировали ДТП с автомобилями. Ответственность может быть как административная, так и уголовная.
Электросамокат – это транспортное средство
Электросамокат полностью отвечает определению «транспортное средство» из ПДР – устройство, предназначенное для перевозки людей и/или груза, а также установленного на нем специального оборудования и механизмов.
Это стало основанием для принятия обвинительного решения судом в Запорожье в отношении женщины на электросамокате, покалечевшей пешехода. Дело рассматривалось в апреле 2021. В случае гибели или нанесения серьезных травм наказание определяется Уголовным кодексом Украины:
— штраф 34-85 тысяч гривен
— исправительные работы до 2 лет
— ограничение или лишение свободы до 5 лет
То есть считается преступлением движение на электросамокате по тротуару, если вследствие столкновения с ним погиб или травмировался человек.
Возмещение материального и морального ущерба
В рамках процесса против нарушившего правила водителя самоката можно требовать возмещения материального и морального ущерба. В вышеуказанном случае суд вынес решение о выплате в пользу пострадавшей пенсионерки (она сломала шейку бедра) 102 тысячи гривен материального и 23 тысячи гривен морального ущерба.
С другой стороны, компенсацию морального ущерба может потребовать и водитель электросамоката, который поврежден в результате столкновения с автомобилем. Суд в Киеве постановил взыскать 8 тысяч морального ущерба с водителя автомобиля. А вот в компенсации материального ущерба было отказано, поскольку машина была застрахована, и иск нужно было подавать не к водителю, а к его страховой компании.
Электросамокат на проезжей части
Вместе с тем, апелляционные суды не всегда придерживаются позиции, что электросамокат – это транспортное средство. Но при этом все равно считают, что статус пешехода не лишает водителя обязанности соблюдать ПДР на проезжей части.
Так, в мае 2021 Киевский апелляционный суд признал, что водитель самоката нарушил правила дорожного движения, допустив столкновение с автомобилем, выезжавшим из домовой арки.
В другом деле тот же суд решил, что водитель электросамоката ответственный за совершение ДТП, поскольку был участником дорожного движения и не уступил дорогу автомобилю. Водители электросамокатов должны перед выездом на проезжую часть уступать дорогу.
Суд пояснил, что по статье 124 КУпАП даже пешеход, двигаясь по проезжей части, является участником дорожного движения и должен придерживаться ПДР. Таким образом, самокатчики, считающие себя пешеходами, все равно будут нести ответственность, если при выезде на дорогу столкнулись с автомобилем.
Безопасная дистанция
Очевидно, что отсутствие прямых упоминаний и требований к движению электросамокатов не выводит их из правового поля. Но важно и поведение других участников дорожного движения. Например, Луцкий суд закрыл дело против водителя, чей электросамокат отлетел после удара автомобилем и повредил другую машину. Суд постановил, что именно водитель автомобиля, выполняя поворот с нарушением, создал опасность для других участников дорожного движения.
А суд Ахтырки взыскал в июле 2021 850 гривен штрафа с водителя автомобиля, которая, открывая двери, повредила электросамокат. Во внимание приняли и то, что водитель электросамоката нарушил правила ПДР, не выдержав безопасный интервал при объезде транспортного средства.
Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Украина
Метки: укрнет