Май 2021-го навсегда останется черным месяцем в истории Днепровского академического театра драмы и комедии. Он потерял сразу двух легенд: 2 мая ушел из жизни Жан Мельников, а 19-го – его искренний друг и многолетняя партнерша по сцене Людмила Вершинина. Актриса с уникальным талантом, женщина с невероятной харизмой. А еще — Человек с бездонным сердцем.
ПОСТОЯННО СОБОЙ НЕДОВОЛЬНА
Регалии Людмилы Вершининой можно перечислять долго: народная артистка Украины, почетный гражданин Днепра, наставник молодежи. В полной мере осознать, что потеряла днепровская культура с уходом Людмилы Ивановны, смогут только те, кто видел ее на сцене. Еще в большей мере – те, кто общался с ней. На протяжении многих лет я не раз встречала Вершинину за кулисами, в зрительном зале других театров, брала у нее интервью. И ни разу не вспомню Людмилу Ивановну без улыбки, без излучавшего добро взгляда. Не улыбнуться в ответ, не попасть в ауру ее обаяния, не влюбиться в нее было просто невозможно.
Она — яркое доказательство того, что актерами не становятся, а рождаются, тем более – великими. В жизни Людмилы Вершининой было только одно учебное заведение – Днепропетровское театральное училище. Однако его с лихвой хватило для того, чтобы на долгие годы стать примой Днепропетровского академического театра русской драмы им. М. Горького (ныне — театр драмы и комедии). Другие сцены были в ее жизни только в начале карьеры.
С 1948 по 1955 го- ды, сразу же пос — ле училища, молодая Вершинина работала в Днепропетровском театре им. Т. Г. Шевченко. Поначалу в спектаклях ей приходилось играть роли мальчиков. На творческих встречах актриса часто рассказывала, как для роли Жигана в спектакле «Р.В.С.» она специально научилась играть на ложках и громко свистеть. Это потрясающее стремление быть настоящей во всем навсегда стало ее отличительной чертой. С 1955 по 1958 годы Людмила Ивановна работала в Национальном академическом драматическом театре им. М. Заньковецкой. Все остальные 63 года своей жизни она посвятила родному городу и одному театру.
— Я ведь постоянно была собой недовольна, — признавалась Людмила Ивановна, будучи уже давным-давно примой те атра. — Мне казалось, что я недостойна своих партнеров по сцене. И в то же время меня по жизни всегда ведет Господь, ведь я играю такие роли! Перед выходом на сцену всегда выставляю в гримерке на столик икону Богоматери с младенцем. Думаю, Господь держит меня, потому что я все еще могу работать. Надеюсь, не доживу до того, что когда-нибудь забуду слова из своей роли.
В 91 ГОД ЕЩЕ ВЫХОДИЛА НА СЦЕНУ
Жизнь этой актрисы всегда была без остатка отдана людям – родным, близким, друзьям, коллегам. Именно по этой причине Вершинина в свое время открыла благотворительный фонд, посредством которого поддерживала как ветеранов сцены, так и талантливую молодежь, тратя при этом личные средства. Отдавать для нее было физиологической потребностью — так же, как дышать.
В 91 год, за два года до своего ухода, она еще выходила на сцену. Однако уже думала, кому передаст свои роли. Особенно ей был дорог спектакль «Странная миссис Сэвидж», который поставил когда-то ее муж — режиссер Виталий Ковалевский. Среди тех, кого Вершинина «примеряла» на роль Сэвидж, была и директор-художественный руководитель Днепровского телетеатра Ольга Волошина.
— Именно Людмила Ивановна и ее супруг Виталий Иннокентьевич подвигли меня в свое время на создание телетеатра, — вспоминает Ольга Волошина. — Многие люди только притворяются, что любят всех, а она на самом деле была такой. Недаром она почти всех в театре называла «лапушка», «лапа», а ей актеры дали трогательное прозвище Лапчик. Я часто общалась с Людмилой Ивановной буквально до ее последних дней. Пока она могла ходить, всегда привозила ее на премьеры в теле театре. Для меня было важно, что она скажет о каждой нашей новой работе. А сказать она могла не только комплименты, а иногда и совершенно неожиданные вещи. Например, увидев меня в мелодраме «Ночь Святого Валентина», она резюмировала: «Оля, все хорошо, но ты должна играть не в телесных, а в серых колготках. Так ты будешь выглядеть более сексуально». А было ей тогда под 90.
ЗРИТЕЛИ ВЕРИЛИ ЕЙ БЕЗОГОВОРОЧНО
За более чем 70 лет служения театру Людмила Вершинина сыграла около 200 разноплановых ролей. Ее таланту было подвластно все – от трагедии до комедии. Офелия в «Гамлете», Клеопатра в «Антоний и Клеопатра», Мамаша Кураж в «Мамаша Кураж и ее дети», Бабушка в «Деревья умирают стоя», Голда в «Мир дому твоему», Растопчина в «Афинских вечерах». В каждой роли она находила такие краски, которые буквально с первых минут спектакля заставляли зрителей верить ей безоговорочно. И каждый раз в финале аплодировать стоя. А она, будучи любимицей публики, даже в преклонном возрасте продолжала оставаться невероятно требовательной к себе.
— Я познакомился с ней в далеком 1968 году: в театре имени Горького полным ходом шла работа над спектаклем «Летят женихи», где Вершинина играла старуху, — рассказывает Григорий Богомаз-Бабий, преподаватель Днепровского колледжа культуры и искусств. — Будучи молодой актрисой, она преображалась невероятным образом. Это стало для меня настоящим потрясением. Много лет спустя нас свели «Афинские вечера»: этот спектакль должен был ставить ее муж – Виталий Ковалевский, который, к сожалению, скоропостижно ушел из жизни. И Вершинина искала режиссера, который согласился бы работать над этой семейной комедией. С годами все мы становимся более серьезными, возможно, более черствыми. Людмила Ивановна всегда оставалась ребенком, излучая внутренний свет. Она тщательно готовилась к каждому спектаклю. И всегда после «Афинских вечеров» спрашивала меня, что она сделала не так. Поразительная самокритичность!
Юлианна КОКОШКО