Интернет пестрит сообщениями: в Житомире и Львове проезд в маршрутках дорожает на две гривни, в Хмельницком – на три, в Виннице сразу на четыре: днем по 10, ночью по 12. Киев с марта ездит по десятке! У нас в городе тоже не один месяц ходили слухи о возможном повышении стоимость проезда в маршрутных такси. Так чего же ждать днепрянам?
— В мае повышения стоимости проезда точно не будет, — заверил Иван Васючков, специалист городского департамента транспорта и транспортной инфраструктуры. — Реализация такого решения после голосования в исполкоме становится возможной только через 30 дней, отведенных на обсуждение и общественные слушания. По завершении этого срока мы начнем подписывать договора с перевозчиками, только тогда тариф можно будет повысить. Или нет, если ситуация снова изменится. В любом случае это точно не произойдет раньше середины июня.
Виноваты Медведчук и пандемия
Впервые о необходимости повышения тарифа днепровские перевозчики заговорили в прошлом году, недели за полторы до введения в Днепре особого режима на время локдауна. Выбор у городской власти был непростой: остановить весь общественный транспорт, как это сделали в большинстве украинских городов, либо взять все в свои руки и обеспечить проезд работникам критической инфраструктуры. Тогда на маршрутах оставили 115 автобусов из 1100, обычно выходивших на линию, а условно бесплатные для пассажиров перевозки оплатил город.
Осенью 2020-го удержать тариф на месте даже при упавшем в два с половиной раза пассажиропотоке помогли вовремя введенные США санкции против России. Топливо тогда резко подешевело в полтора раза. Но к зиме пассажиропоток все еще оставался процентов на 30 ниже докарантинного.
И тут в Верховную Раду вдруг подали проект закона о повышении акциза на газ в пять раз. Естественно, топливный рынок взорвался и пошел на опережение. Цены на метан мгновенно выросли с 10,50 до 16 гривен и растут до сих пор — 18 грн с 1 мая. Кстати, закон, который спровоцировал такой рост цен, до сих пор не приняли.
Параллельно из-за небольшого подорожания нефти на глобальном рынке поднялась и цена на дизель: с 23 до тогда еще 25—26 гривен за литр. Была надежда, что на этом она и остановится. Но тут подоспели президентские санкции против владельца запрещенных теперь телеканалов и по совместительству собственника 26-ти процентов оптового рынка дизельного топлива в Украине. Всего через пару дней солярку продавали уже по 26—27 грн. Необходимость повышения стоимости проезда стала очевидной и для тех АТП, которых повышение цены на газ практически не задело.
Арифметика тарифа
Сейчас в Днепре около 65 процентов автобусов ездят на метане. Каждый из них расходует 70—75 литров газа на 100 км. 300 км дневного пробега – это 215—220 литров топлива. Чтобы окупить хотя бы заправку, водителю надо перевезти 450 платных пассажиров. Но где их взять, тем более что количество людей в салоне сейчас строго ограничено?
В АТП «Днепробас», «Смит», «Технополис» для 80 процентов автобусного парка горючим служит метан. Почти двукратный рост его стоимости больнее всего ударил именно по этим предприятиям, и они первыми пришли в городской департамент транспорта и транспортной инфраструктуры: «Спасайте, нам скоро не хватит даже на заправку». Понятно, что начинать процедуру повышения тарифа только для троих предприятий не стали, но в начале марта дизель вырос до 27, стало понятно, что 28—29 уже не за горами. Подтянулись еще 13 из оставшихся 15 автопредприятий: «Мы не можем работать в таком режиме, подорожало все, дайте хоть какую-то компенсацию».
— Проблему надо решать: либо город едет, но за десять, либо стоит, но за восемь, — говорит Иван Васючков. – Перед тем, как приступить к предусмотренной законом процедуре, мы хорошо проанализировали ситуацию. Проверили все цифры в предоставленных перевозчиками расчетах: от стоимости запчастей и топлива до размеров пассажиропотока, даже запрашивали видео с камер в салонах.
К счастью для пассажиров, аппетиты перевозчиков в результате удалось существенно поумерить. Ведь, когда в департамент транспорта посыпались расчеты новых тарифов от всех городских АТП, цифры на выходе были впечатляющие.
— Департамент просили повысить стоимость проезда до 12, 13 и даже 19 гривен, — рассказывает Игорь Маковцев, директор городского департамента транспорта и транспортной инфраструктуры. — Нам удалось договориться на 10 гривнах за одну поездку. Трудно сказать, когда будет принято окончательное решение. И не факт, что оно точно будет принято. Если через месяц топливо подешевеет на три—четыре гривни, естественно, тариф никто не поднимет. Принятие нового регуляторного акта не означает автоматического повышения тарифа. Мы будем и дальше наблюдать, ежедневно мониторить ситуацию. Мы не можем стоять в стороне или давить на перевозчиков, чтобы они ездили в убыток. Предприниматели могут просто закрыть АТП и загнать автобусы в парк. Что из этого выйдет? Думаю, ничего хорошего.
Инна Внукова
Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Самые читаемые
Метки: проезд в маршрутках Днепра