2 мая, в Светлое Христово Воскресение, в этом мире стало меньше на одного необычайно светлого и талантливого человека. На 85-м году жизни ушел в вечность Жан Мельников – корифей театральной сцены Днепра, актер, режиссер, поэт, композитор, член-корреспондент Национальной академии искусств Украины, народный артист Украины, почетный гражданина нашего города.
Ты не Жан, а Женя!
Он был коренным дніпропетровцем. Редкое имя Жан мальчику дали родители, которые зачитывались романом «Отверженные» Виктора Гюго. Одного из главных героев этого произведения звали Жан Вальжан. Звучное иностранное имя в советское время доставляло его обладателю немало проблем. Мельников вспоминал, что рьяные строители коммунизма не раз советовали ему называться не Жаном, а Женей, чтобы избежать налета буржуазности.
Разумеется, отказываться от удивительного имени Жан Александрович не собирался, а нес его по жизни с огромным удовольствием. Те, кто наблюдали его не только на сцене, но и в повседневной жизни, знают, каким элегантным он был, с каким шармом одевался. Истинно французским! Хотя в Париже так ни разу и не побывал.
Воспитала улица, спас театр
У него было нелегкое детство: Жан Александрович не раз вспоминал, как он завидовал другим мальчишкам, отцы которых вернулись с фронта. А его папа еще в 1941 году погиб под Нарвой.
Будучи уже известным актером и режиссером, ко Дню Победы он почти каждый год готовил сценические программы, посвященные памяти жертв нацизма. Его воспитала улица: у подростка Жана были все шансы стать отпетым хулиганом. Но в юности в его жизнь вошел театр, который определил судьбу.
После окончания Днепропетровского театрального училища Жан Мельников попал в труппу Днепропетровского театра русской драмы им. М Горького (ныне – Днепровский театр драмы и комедии). Этому храму искусств он отдал всю жизнь: здесь он сыграл множество ролей, стал прекрасным режиссером, долгое время был художественным руководителем большого, сложного и разнопланового коллектива. В последние годы корифей занимал должность главного режиссера.
Женя Лукашин родился в Днепропетровске
За время служения своему родному и единственному театру он сыграл около 150 ролей. Зрители разных поколений смеялись и плакали вместе с его Иваном в «Иване и Мадонне», Королем Лиром в одноименной пьесе Шекспира, Женей Лукашиным в «Однажды в новогоднюю ночь».
Да-да, днепропетровский спектакль о приключениях врача-травматолога, который после бани случайно сел в самолет и оказался в Ленинграде, появился раньше, чем знаменитый фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» Эта постановка шла в нашем городе с постоянными аншлагами, так же, как и в фильме, в ней было много музыки и песен. Только играл Женя-Жан не на гитаре, а на фортепиано. Этот сложный инструмент Мельников освоил сам, без всяких музыкальных школ. В его кабинете стоял рояль, играл он великолепно, а еще сочинял музыку – такую же прекрасную, как его огромная добрая душа. Снимался и в кино, конечно, не так много, как мог бы, если бы жил в столице. Но ксендз Деревацкий из телесериала «Преступление со многими неизвестными» украсил богатейшую палитру его ролей.
Его Тевье аплодировали стоя
В последние годы самой яркой ролью Жана Мельникова был Тевье-молочник из спектакля «Мир дому твоему». В дуэте со своей великолепной партнершей Людмилой Вершининой, которая всегда ласково называла его Жанчик, он воплотил на сцене образ не просто вечно гонимого еврея, а человека, который не может жить без своих корней.
Зрители на этом спектакле не могли сдержать слез. Они снова и снова приходили на встречу с мудрым Тевье. И каждый раз, словно из чистого источника, черпали силы для того, чтобы жить дальше и в любой ситуации оставаться людьми. Например, автор этих строк ходила на «Мир дому твоему» пять раз. Особую актуальность эта постановка обрела после событий 2014 года, когда в нашей стране появилось множество людей, утративших родной дом.
Вспоминается такая забавная история, которую мне рассказывал Жан Александрович. Дело было несколько лет назад, на следующий день после того, как он в очередной раз под аплодисменты публики сыграл Тевье. Вечером, после спектакля, Мельников по традиции сбрил бороду, которую практически каждый раз отращивал специально для этой роли, а утром ехал из дома в театр в первом трамвае. Присаживаясь на одно из сидений, он случайно задел локтем женщину, и та громко возмутилась: «Ты смотри, какой хам, толкается! А еще на известного артиста похож». «Та шо вы, никакой я не артист, я сантехником в ЖЕКе работаю», — тут же стал импровизировать великий актер. «Да оно и видно, что сантехник! — не унималась дама. – Похож, но не он. Я вчера была на его спектакле. Если бы вы хоть раз в жизни сходили в театр и увидели этого артиста, вы бы гордились, что так похожи на него». Разумеется, Мельников так и не раскололся. В таких хохмах был весь Жан.
Великий артист был заядлым болельщиком
Когда его спрашивали, как дела, Жан Александрович обычно отвечал: «Как во всей стране: хочу, чтобы было лучше». Уверена: у каждого, кто общался с ним, остались совершенно особенные, ни с кем и ни с чем не сравнимые воспоминания.
Кому-то он из собственного кармана дал денег на первую постановку, кому-то помог советом, кому-то — связями. Его обожали и сильные мира сего, и простые люди. Все они, независимо от возраста, званий, должностей, одинаково замирали в зрительном зале, околдованные магией его таланта. Мельников был преданным болельщиком футбольного клуба «Днепр». Его часто можно было увидеть на трибунах стадиона и на различных мероприятиях, посвященных любимой команде.
В последнее время Жан Александрович серьезно болел, но об этом знали только его родные и близкие. В родной театр, который считал домом, он продолжал ходить едва ли не до последнего дня.
Юлианна Кокошко