Site icon Наше Місто

Бывшая жемчужина города: история днепровской флотилии юных моряков и речников

Бывшая жемчужина города: история днепровской флотилии юных моряков и речников

Одной из многих, но очень ценных жемчужин украшающих наш город, является уже почти забытая и по сравнению с прошлыми временами немного потускневшая Днепропетровская флотилия юных моряков и речников, корреспондент «Наше місто» расскажет историю днепровской флотилии юных моряков и речников.

Идея создания флотилии возникла у отставного офицера ВМФ, Владимира Днепровского. Он после демобилизации вернулся в Днепропетровск и вместе с зампредом Кировского райсовета — тоже моряком, североморцем, начали воплощать идею в реальность.

Горисполком одобрил, выделил здание на Московской, со штатом  7 человек  и буксир «Храбрый». Рекламы по телевизору в те годы не было, Днепровский сам ходил по школам и агитировал ребятишек. Так набрали первый курс учащихся. Это был 1965 год.

Заручившись поддержкой и письмом горисполкома, создатели флотилии отправились к командующему Черноморским флотом. Тот радужно встретил гостей и дал команду выделить детской флотилии списанный малый противолодочный корабль, который военные моряки пригнали в Днепропетровск, и оборудование для учебных классов. Корабль во флотилии окрестили «Комсомольской правдой».

Новость о созданной флотилии распространилась по городу очень быстро. Гороно выделило средства, и в короткие сроки была сшита ребятишкам морская форма. Даже в дни когда во флотилии не было занятий дети по городу ходили в тельняшках. В троллейбусах и автобусах постоянно мелькали бескозырки с ленточками.

Как-то в город должен был приехать Брежнев. И тогдашний первый секретарь Днепропетровского обкома Алексей Ватченко захотел чем-то удивить генсека.

Тогда-то и задумали облачить курсантов в военно-морскую форму и научить прилично маршировать — как в Нахимовском училище. А учебный корабль с выстроенными на палубе юными моряками по-взрослому задействовать в траурной церемонии спуска на воду венков в память о погибших.

Мало сказать, что задумка удалась. Благодаря наблюдавшему за всем этим и расчувствовавшемуся Брежневу идея получила всесоюзную огласку и была рекомендована к повсеместному применению.

На первом курсе преподавались лишь общеобразовательные дисциплины морского направления: устройство корабля, история флота, вязание морских узлов, семафорная азбука и др. Даже был кружок судомоделизма. Занятия проводились три раза в неделю по два часа утром или вечером.

В конце каждого полугодия сдавались зачеты или экзамены, по итогам которых и отбирались кандидаты на прохождение летней корабельной практики. Троечники, прогульщики, злостные нарушители дисциплины не допускались к практике.

Для штрафников был стоящий на косе жилмассива «Красный Камень» дореволюционный колесно-лопастный теплоход, переоборудованный под плавбазу, а попросту — специализированный пионерлагерь. Там-то, на берегу, первокурсники и нерадивые субчики постигали не усвоенные зимой навыки моряцкого ремесла.

А примерно сотня счастливчиков, уплатив  17 советских рублей за торжественно выданную путевку на одну из трех партий на 24-дневный учебно-тренировочный поход по маршруту Днепропетровск — Киев — Днепропетровск — Николаев — Очаков — Одесса — Днепропетровск, с нетерпением ожидала распределения по кораблям.

Красный диплом выпускника давал уникальную для днепропетровских мальчишек возможность поступления в любое военно-морское или училище гражданского флота без конкурса.

На девочек (их насчитывалось немного) это также распространялось, но они, как правило, рвались в Николаевский кораблестроительный институт.

Днепровская флотилия полвека размещалась в историческом здании на улице Московской (В. Мономаха),17 .Но два года назад будущие капитаны и их преподаватели были отселены во Дворец молодежи и юношества, бывший Дворец пионеров на Набережной Победы,5.

Единственная печаль в плане техники: у ребят нет в распоряжении настоящего корабля. Когда-то  в пользовании юных моряков Днепропетровска было два корабля. Но один давно проржавел и его порезали на металл. Второй – стоит на якоре.

А в бывшем здании флотилии был произведен капремонт, сейчас там кабинеты чиновников  Департамента  «Благоустрою та інфраструктури» .

По материалам  Евгения Евтушенко (газета «Заря» ) и Константина Шруба сайт (gorod.dp ua)

Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також:

Exit mobile version