Буллинг или систематическая травля, физическая или моральная, оставляет глубокие травмы на всю жизнь. Психологи говорят, что жертва буллинга чаще всего подвергается насилию вновь и вновь. И нередко пострадавший сам становится агрессором.
День сурка для пострадавшего
Двенадцатилетний Влад из Днепра (имена героев изменены. – Прим. ред.) уже не первый год страдает от травли и побоев одноклассников. Но поначалу его буллили педагоги. В трехлетнем возрасте мальчика обижала воспитательница в детском саду. У малыша регулярно отбирали игрушки. Случай, когда мама забрала его из детсада в порванной курточке, стал последней каплей. Недобросовестного педагога уволили.
Влад пошел в школу, и все повторилось. Учительница начальных классов обзывала его и даже обвинила в воровстве, которого ребенок не совершал. Влад сменил школу. В следующей легче не стало. Там учительница била мальчика головой об парту, за что и поплатилась рабочим местом.
Родители перевели Влада в третью школу, но ад продолжился. Здесь парня забрасывают камнями. Недавно подросток рассказал старшей сестре, которая учится на психолога, что в классе появилась новая игра. Заключается она в том, чтобы ударом ладошкой по руке передать эстафету. Кто получает вызов, должен такое же количество раз ударить Влада после уроков. Мальчика поджидают у ворот школы и расправляются. Не раз посторонние свидетели приводили его домой в слезах.
У Влада гиперактивность: он более эмоционален и подвижен, чем остальные дети. Влад быстро устает на занятиях, с трудом концентрируется и не высиживает долго в скованной позе. В ходе урока он может вслух комментировать услышанное, чем вызывает раздражение учителей. Однако делает это не специально и не со зла. А несдержанная ответная реакция педагогов провоцирует агрессию одноклассников и как бы приглашает их коллективно вымещать недовольство на парне, следуя примеру старших.
— Ему сложно сидеть за партой весь урок, не двигаясь и не разговаривая, — поделилась Марина, мама Влада. — Он физически на это не способен. Коррекцией поведения сына сейчас занимается психолог и психотерапевт Юлия Силина. Владу комфортно общаться с нею, он любит к ней приходить. И за полгода мы видим результат: сын стал спокойнее. Но это небыстрый процесс. Выяснили, что травма, вероятно, родом из раннего детства. Мне приходилось в младенчестве оставлять малыша с бабушкой. Специалист предполагает, это могло ранить ребенка, он почувствовал себя брошенным. В остальном сын взрослел, как обычные дети. Позже, с трех лет, в детском саду он стал подвергаться издевкам со стороны воспитателей. Это могло усугубить состояние его психики. При этом ничто в нем и сегодня не выдает проблемы, пока ситуация не касается занятий в классе. Дома он более покладистый, помогает по хозяйству, с удовольствием работает в огороде. Почему школьные психологи и педагоги не находят с ним общего языка, для меня, увы, загадка. Могу предположить, не очень хотят напрягаться. Проще махнуть рукой. Нам уже неоднократно предлагали формат домашнего обучения. Работал с нами и тьютор, по программе инклюзивного образования. Особо на ситуацию это не повлияло.
Коррекция психики очень важна
Bullying дословно с английского переводится как «быкование», то есть буквально — собачья травля быков бультерьерами. Это понятие появилось в XX веке, но современное его значение, запугивание группой школьников кого-то одного, оно приобрело благодаря Дану Ольвеусу, норвежскому профессору психологии, автору книги «Буллинг в школе». Чаще всего причиной для травли среди учащихся становятся внешность, национальность, особенности психического развития или социальный статус детей. Буллинг бывает с применением физической силы, угроз или оскорблений на словах. Может быть и экономическим – с насильственным изъятием денег у жертвы. Троллинг в сети и сексуальные домогательства – тоже виды травли.
В ней всегда задействованы зачинщик-агрессор, жертва и третья сторона – свидетели. Они являются соучастниками происходящего, но тоже получают травму. Именно от их поведения напрямую зависит, будет ли дальше распространяться насилие.
То, что Влад переживает повторение кошмара, в котором над ним издеваются и отвергают, закономерно, считают психологи. Жертва получает травмы, в дальнейшем провоцирующие повторение ситуации. Повышенная тревожность или глубинные проблемы с самооценкой – то, на что реагирует новый агрессор.
— В случаях, когда ребенка буллят, родители часто принимают решение сменить школу или учебное заведение, — говорит Юлия Силина, практикующий психолог и психотерапевт. — Это может быть неплохим вариантом, но, вероятнее всего, в другой школе ребенок столкнется с такой же проблемой. Чтобы остановить травлю, нужна корректирующая работа со специалистом. Длительность периода преодоления травмы, зависит от вида буллинга и главным образом того, как быстро на него отреагировали взрослые.
Иногда у пережившего насилие включается защитный механизм психики, и тогда пострадавший сам превращается в тирана. Без помощи психолога такая жертва не способна справиться с загнанным под кожу страхом и болью. И пострадавший наверняка будет причинять все это другим.
Агрессия как следствие пережитого насилия может быть направлена и на себя самого. Подростки, испытывающие аутоагрессию, часто ввязываются в плохие компании, балуются алкоголем или наркотиками, теряют интерес к учебе и социальным перспективам. Травмотерапия в таком случае заключается в том, чтобы высвободить враждебные настроения, например, путем игр.
— Современное общество очень нервное, — резюмирует психотерапевт Юлия Силина. — В нем проявление эмоциональной неустойчивости происходит чаще, чем хотелось бы. Увеличилось число детей с поведенческими и мыслительными отклонениями, которые попадают в зону риска или становятся провокаторами.
Агрессор не раскаивается
Буллинг – это систематическое запугивание и унижение жертвы. В этом его отличие от обычных конфликтов.
— Дети могут толкаться. Так они решают какие-то эмоциональные вопросы, — говорит Виктория Лихошерстная, педагог и психолог днепровской школы №143 (15 лет стажа). – Это, в общем-то, нормально, если не становится явлением постоянным, когда все на одного. Родителям важно это понимать. Ситуативная драка – одно. Системная травля – совсем другое.
Психолог считает, что педагогам стоит быть внимательнее к поведению школьников на уроках и после них. Если к школьному психологу обратились за помощью по предполагаемому факту буллинга, он обязан поинтересоваться, как часто повторяются эпизоды, что именно происходит, как действует агрессор, сколько человек входит в группу буллеров и наблюдателей. Ведь буллинг – явление групповое.
Важно понимать, что дети редко рассказывают о травле по собственной инициативе. Агрессор же никогда или почти никогда не раскаивается, вне зависимости от того, разоблачили его или нет. Публичное наказание не только не способствует этому, а и противопоказано. Оно, скорее всего, спровоцирует новый виток агрессивных настроений и выпадов. С трудом раскрывается и жертва. Честно поговорить о том, что происходит, ребенок может с близкими или учителями только при условии, что полностью доверяет им.
Часто буллеры – продукт семьи с нездоровой атмосферой. А это сегодня, как утверждают психологи, каждый второй ребенок в Украине. Потому так важно понять, что травмировало и привело к садистическим наклонностям неокрепшую личность. А уже затем растолковать ребенку, почему действовать агрессивно — неэффективно, зарядить его на конструктив.
Агрессором в равной степени может быть ребенок как из неблагополучной семьи, так и из семьи с высоким материальным достатком. Во взрослой жизни без психокоррекции такой человек будет испытывать усиление невроза, постоянную депрессию, панические атаки и даже суицидальные настроения.
Наказание за буллинг
Если буллинг проявляется на физическом и сексуальном уровнях и несет непосредственную угрозу жизни и здоровью ребенка, к процессу внутри школьного расследования в обязательном порядке привлекаются социальные службы и полиция.
— В разрешении вопроса многое зависит от квалификации психолога, — подчеркивает Виктория Лихошерстная. — Если реакции психолога нет, а ребенка продолжают обижать, родителям стоит обратиться к администрации школы. В этом случае нужно написать заявление на имя директора учебного учреждения. Созданная вслед за тем комиссия по расследованию насильственных эпизодов сообщит о случившемся в полицию и службу по делам несовершеннолетних. В таких случаях не время думать об имидже школы, безопасность детей – куда важнее.
За последние три месяца прошлого учебного года в Днепропетровской области полицейские ювенальной превенции посетили 185 школ с плановыми лекциями, воркшопами и викторинами о буллинге. Также они составили восемь административных протоколов по ст.173-4 КУоАП (буллинг в школах).
— С этого учебного года стартовало новшество, — рассказала Наталья Лазаренко, начальник отдела ювенальной превенции управления превентивной деятельности ГУНП Днепропетровской области. – Согласно приказу Министерства внутренних дел Украины от 25 июня этого года детей, совершивших буллинг, будут ставить на учет в полиции. Раньше согласно Закону о противодействии буллингу №2657-VIII ограничивались штрафами. Для подростков от 14 до 16 лет предусматривались штрафы в размере от 850 до 1700 гривен или общественные работы на 20—40 часов, возлагаемые на родителей. Если нарушала группа лиц или же это случалось повторно в течение года, то штраф составлял 1700—3400 гривен или общественные работы на срок 40—60 часов. Кроме того, закон предусматривал штраф для руководителя учреждения образования, в размере 850—1700 гривен или исправительные работы на срок до одного месяца с отчислением 20 процентов заработка, если тот не сообщал в Нацполицию о фактах буллинга.
Автор Ольга СМИРНОВА.
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: буллинг в Днепре