28 сентября в криминальных сводках появилось сообщение, не вызвавшее общественного резонанса. Во Львове оперативники СБУ задержали мужчину при попытке перепродать 17 источников ионизирующего излучения за 40000 гривен. Конечно, привыкнув слышать о шестизначных суммах взяток или миллиардных потерях от злоупотреблений, откатов и других сделок, такая мелочь уже не цепляет. Но не деньги в этой истории главное, а радиоактивные отходы, которые время от времени становятся предметом не здорового интереса. Их наличие в свободном обращении заставляет специалистов по ядерной безопасности держать под рукой валерьяну. Никто не знает, сколько сотен или тысяч различных устройств и приборов с содержанием радиоактивных элементов еще где-то пылятся. Сколько килограммов радиоактивного хлама сотни лет будет достигать полураспада, угрожая людям, окружающей среде. И никто не может быть уверенным, что именно в эту минуту за стеной «кулибин» не пилит контейнер с радиоактивными материалами. Освобожденная им бездумно энергия способна сделать из здорового человека ходячего мертвеца, а из окружающей территории — маленькую Припять.
Призрак все же бродит?
Когда устройства или приборы с содержанием радиоактивных материалов в руках профессионалов — это безопасно. Потому что их никогда не доверят рабочему без надлежащей подготовки и знаний. Приспособить такое оборудование в повседневной жизни невозможно. Это не двигатель от старой стиралки, из которого выйдет електронаждак. Оборудование с радиоактивными материалами может использоваться только как элемент сложного технологического процесса. Но время от времени появляются «любители» острых ощущений, пытающиеся продать свои старые запасы такого добра, наивно мечтая легко срубить деньжат. Вот только незаконный оборот радиоактивных отходов и источников ионизирующего излучения — это довольно серьезное преступление. Любые попытки их купить или продать автоматически оказываются в поле зрения спецслужб. Львовская история — красноречивое подтверждение. За последние 10 лет за незаконный оборот радиоактивных материалов приговорены к различным срокам 28 человек.
«Конечно, на фоне количества грабежей или ДТП эта цифра мизерная. Но в действительности она вопиющая для специалистов. Ведь каждый доказанный факт преступления означает, что его участники имели доступ к материалам или отходам, которые могли создать локальную радиационную аварию с непредсказуемыми последствиями. Это свидетельствует о наличии за пределами государственного контроля опасных радиационных материалов. Их нужно собрать. Иначе мы обречены постоянно ликвидировать техногенные радиационные аварии », — говорит руководитель проекта по радиационной осведомленности« КРОК до безпеки» Елена Сальник.
«Работы у нас хватает, — добавляет Сергей Дубчак, начальник управления радиационной безопасности и охраны окружающей среды ДСП» Объединение «Радон», — за последние 11 лет специалистами спецпредприятия ликвидирована 331 локальная радиационная авария ».
И каждый вызов «радоновцев» — это как лотерея. Никто не знает, какого джинна придется укрощать и какие последствия ликвидировать.
«Предотвратить — значит спасти»
Размер имеет значение. Чем больше защитный контейнер, тем опаснее источник находится в нем. Но даже маленькое по размеру ИИИ способно наделать огромной беды. История знает много примеров, когда бездумное поведение или незаконное использование радиоактивных предметов приводили к трагедиям. Не таким масштабным как Чернобыль или Фукусима, но людям, потерявшим родных, свое здоровье или имущество — от этого не легче. В начале 80-х в Краматорске появилась «плохая квартира». Там очень быстро умирали владельцы. И когда во второй семье, вселившейся в квартиру, тоже начались внезапные смерти — провели расследование и обнаружили в стене когда-то утерянную в карьере капсулу с цезием 137.
«Поэтому мы и начали информационную кампанию« КРОК до безпеки » в Днепропетровской области, чтобы исключить появление похожих историй, — говорит руководитель проекта Елена Сальник. Через СМИ мы много общаемся с простыми людьми, рассказываем и объясняем им правила поведения при контакте с ИИИ, а также доносим информацию, что добровольное сообщение о наличии или выявления ИИИ не наказуемо законом. А чтобы реагирование на радиационные вызовы было эффективным, нужна не только добрая воля людей сообщить о находке, но и совершенная система действий со стороны местных органов власти и спасательных служб. »
В Украине этот порядок регламентирован постановлением Кабмина №813. Но оно требует изменений, поскольку в документе упоминаются государственные органы, которых уже нет, а их полномочия распределены между другими ведомствами. Таким образом, местные органы власти лишены единого предписывающего порядок действий документа. В Государственной инспекции ядерного регулирования, отвечающей за контроль обращения и утилизацию радиоактивных отходов и источников ионизирующего излучения, о проблеме знают. В рамках проекта «КРОК до безпеки » проводился детальный анализ нормативных актов и предоставлен детальный отчет в котором определены все пробелы. Теперь изменения нужно подавать на повторное рассмотрение и утверждение Правительством. Поскольку речь идет о радиационной безопасности, то решение этого вопроса назрело. А пока местные органы власти действуют по собственным процедурам, разработанным на уровне областных управлений гражданской защиты.
«Нам очень важно сотрудничество специалистов на местах и проекта« КРОК до безпеки », — говорит Маргарита Раец из Центра организационно-технического и информационного обеспечения Зоны отчуждения, — особенно в этих условиях. Ведь просвещение — большой ресурс для повышения безопасности густонаселенных территории. Проект дает знания, которые останутся с людьми на долгие годы. А знания — это правильные действия, конвертирующиеся в деньги. Поскольку в случае локальной радиационной аварии ее последствия придется преодолевать за счет местного бюджета. И если население знает, как вести себя в случае выявления ИИИ, то и ликвидировать последствий не надо, только сам источник »
Радиационный хлам без присмотра — это как бомба замедленного действия. Когда-то все равно рванет. Даже если закрыть глаза на проблему, считать ее малозначительной, она все равно достанет и молчаливых, и равнодушных, и активных. Источники ионизирующего излучения безопасны только в специальных условиях хранения. Профессор Днепропетровского государственного аграрно-экономического университета, заведующая кафедрой экологии Валентина Черная не один десяток лет исследует миграцию радионуклидов через воду, почву и пищевые цепочки к человеку. И у нее нет сомнений, что даже маломощный источник ионизирующего излучения способен десятилетиями отравлять жизнь людям на расстоянии.
«Никто не может быть уверенным в собственной безопасности, пока по всей стране, время от времени, обнаруживают брошенные или неучтенные источники ионизирующего излучения, — говорит Елена Сальник, руководитель проекта« КРОК до безпеки ». Мы должны осознавать, что сами по себе они никуда не исчезнут. О наличии или находке ИИИ нужно сообщить. полиции, спасателям, местному органу власти. Ведь последствия от попыток бездумного использования ИИИ печальные. Как в случае с тем человеком, которого задержали во Львове за незаконную торговлю источниками. Он мог бы их сдать и наслаждаться жизнью. А вместо этого испортил ее себе на годы. »
При обнаружении ИИИ звоните ГСЧС 101, Полиции 102, для консультаций — на горячую линию проекта «КРОК до безпеки» 0800 21 41 61.