Старомостовая площадь была и остается одним из ключевых транспортных узлов Днепра. Отсюда можно без проблем уехать в любую точку города. Впрочем так было не всегда. На месте огромного транспортного узла ранее располагался заводской пустырь. Стояли грязные бочки, ящики и доносился грохот ткацких механизмов. Какой была Старомостовая площадь 200 лет назад, — расскажет корреспондент «Наше Місто».
История Старомостовой, а до недавнего времени — площади Островского, берёт своё начало ещё с открытия в 1793-94 годах комплекса суконной и шелковой ткацкой фабрик в имперском Екатеринославе. В течении последующих десятилетий, фабричные кварталы, в которых находилось порядка восьмидесяти деревянных зданий, были расположены по обе стороны «широкой Кременчугской дороги», позже ставшей частью Екатерининского проспекта (ныне — просп. Яворницкого).
Слева от дороги разместили жилые дома для рабочих. Сегодня тут расположен рынок «Озерка». Справа расположился сам производственный комплекс с фабричными цехами. Образовавшийся пустырь между мастерскими и Днепром и стал «предтечей» будущей площади.
В 1798 году на пустыре выстроили деревянную Покровскую церковь. Немного позже, у берега Днепра возвели несколько корпусов для лаборатории, шерстомойни и красильни фабрик.
К 1860 году пустырь на месте площади Старомостовой, впервые неофициально стали называть площадью.
Уже в 1860-70-х годах и в документах встречаются названия: «Фабричная площадь», «площадь Фабричной церкви», «площадь Покровской церкви».
С 1875 г., когда было принято решение о строительстве через город железной дороги, планы города относительно площади изменились т.к. именно она оказалась наиболее удобным местом для размещения станционного комплекса.
В декабре 1886 г. временное управление казенной железной дороги вернуло городу ряд земельных участков, в том числе участок в 302 саж. у Покровской церкви и сквер от Покровской церкви до Управления железной дороги площадью в 1 дес. 1188 саж. Именно в результате этого договора и определились границы городской Покровской площади.
На частных участках по Проспекту, Провиантской (современная Пастера), Широкой (современная Горького), Петербургской (современная Ленинградская), Вокзальной улицам стремительно появляются одноэтажные торговые ряды, как перестроенные из старых зданий, так и построенные заново. В 1890-е гг. эти торговые строения начинают вытесняться каменными корпусами с магазинами, конторами, гостиницами, квартирами.
А с 1900-х гг. перестраиваться и расширяться начали уже и корпуса, построенные в конце XIX в. В 1896-1897 гг. через Покровскую площадь была проложена линия Бельгийского трамвая «Пристань — Соборная», а в 1906 г. было открыто движение городского трамвая на линии «Вокзал — Казанская». Не отстала в строительстве и железная дорога: в 1905-1907 гг. по проекту академика архитектуры А.Н. Бекетова на Покровской площади строится новый комплекс управления, главный корпус которого стал крупнейшим административным зданием города.
После революции район площади, получившей с начала 1930-х гг. имя Николая Островского, изменился на удивление мало. Здесь по-прежнему находился главный транспортный узел города, размещались многочисленные склады, магазины и мелкие предприятия. В 1925 г. через площадь и мост прошел третий из городских автобусных маршрутов, который связал город с АНД районом. В 1930-х гг. здесь прошли линии трамвая, связавшие центр с левым берегом. Существовали планы реконструкции площади и фактического ее объединения с Привокзальной. Свидетельством их серьезности является построенный в конце 1930-х гг. крупный жилой дом по ул. Привокзальной, 3, который зафиксировал ширину планируемого бульвара. Вместе с тем, общественная составляющая площади очень быстро исчезла.
Здание «Екатерининского дома» в 1925-26 гг. перестроили в первый в стране электрический хлеб-завод, которому дополнительно выделили хороший кусок земли из территории площади (Хлебзавод № 1 по Проспекту, 106). В бывшем Покровском сквере железная дорога в конце 1920-х гг. построила крупный жилой дом (ул. Привокзальная, 4). Плотно застроены были и сады железной дороги. В середине 1930-х было капитально перестроено и здание управления Сталинской железной дороги, которое стало значительно больше и напрочь утратило свой модерновый облик. Исчезли гостиницы, да и уровень магазинов нельзя было сравнивать с дореволюционным. Покровская церковь, хотя еще и стояла, но действовала уже как склад.
В 1941 г. близость станции и моста оказалась для площади роковой. На протяжении августа-сентября как немецкие, так и советские войска с одинаковой интенсивностью разрушали главный транспортный узел города. Бомбежки и артобстрелы превратили застройку площади в руины. Ущерб 1943 г. был значительно меньше просто потому, что разрушить на площади, в принципе, было уже нечего. Из многочисленных зданий чудом уцелели единицы. От некоторых сохранились выгоревшие «клетки», которые были восстановлены после войны. Остальное – превратилось в груды мусора.