Skip to content

Шрам культуры: кто превращает центр Днепра в Шанхай

Кто превращает центр Днепра в Шанхай. Новости Днепра

Что нужно для того, чтобы стать директором театра и оставаться на этой должности на протяжении многих лет? Опыт работы в учреждениях культуры, креативный подход к делу, умение руководить большим коллективом и общаться с публикой? Наверное, где-то именно так. Но не в Днепропетровской области. Здесь главное — связи, прочные и надежные, желательно железобетонные. Такие, как у Оксаны Петровской, нынешнего директора — художественного руководителя Днепропетровского национального украинского музыкально-драматического театра им. Т. Шевченко. Ей ну очень повезло с сыном Александром. Его официальная должность — президент международного благотворительного фонда «Солидарность». Но в народе Александр Петровский больше известен своим сомнительным прошлым. Он же, по словам экспертов, — один из спонсоров предвыборных кампаний Святослава Олейника и Сергея Рыженко, передает «Наше місто«.

НАСМЕШКА НАД КОБЗАРЕМ

Наверное, Кобзарь-правдолюб перевернулся бы в гробу, если бы узнал, как Днепропетровский областной совет проводит конкурсы на должность руководителя театра, который носит его имя.

Схема, отработанная уже не на одном учреждении культуры, работает пока безотказно. Новый директор у театра им. Т. Шевченко появился в ноябре 2016 года. До этого дня на протяжении многих лет им руководил народный артист Украины Валерий Ковтуненко, которого в театре все уважали и любили. Он, кстати, тоже участвовал в конкурсе, как и известный вокалист (ныне – заслуженный артист Украины) Александр Благодарный, режиссер, заслуженный деятель искусств Украины Петр Ластивка, актер театра им. Т. Шевченко Владислав Олейник и директор — распорядитель Днепропетровского областного молодежного театра Анатолий Перов. Была среди претендентов на эту весьма привлекательную должность и заслуженная артистка Украины Оксана Петровская.

18 ноября 2016-го в Днепропетровском облсовете состоялось итоговое заседание конкурсной комиссии из девяти человек. Как формируется эта самая комиссия? В ее состав входят три представителя от облсовета (разумеется, они всегда голосуют так, как нужно), три представителя, выдвинутые трудовым коллективом (на этих, как правило, надавить сложнее, обычно это известные в городе люди), и три представителя от общественных организаций. И вот тут начинается самое интересное.

На сайте областного совета сообщается, что «отбор кандидатур для включения в состав комиссии от общественных организаций осуществляется путем жеребьевки» — этого требует статья №213 Закона Украины «О культуре». Вот что написал по этому поводу 3 ноября 2016 года на своей странице в Фейсбуке днепрянин Сергей Зинченко, который на тот момент был членом общественной организации «Правый сектор» и хотел попытать счастья в этой самой жеребьевке:

«Сьогодні в атмосфері цілковитої таємності (без жартів, явки і паролі повідомлялися виключно комісарам і учасникам особисто) в кабінеті 420, що в будівлі Дніпропетровської обласної ради, об 11.00 відбулося засідання комісії з конкурсного відбору кандидатів на посаду директора — художнього керівника комунального закладу культури «Дніпропетровський академічний український музично-драматичний театр ім. Т. Г. Шевченка». Нам про засідання комісії стало відомо від одного з кандидатів, який у такому явочному порядку повідомлення учасників запідозрив щось неладне, адже театр є комунальним закладом, тобто утримується за кошти обласного бюджету, відповідно, конкурс на посаду його керівника повинен проходити у відкритому для громадськості режимі. Перше питання, яке особисто у мене виникло: яким чином була сформована сама комісія? Коли, де і як проводилося жеребкування кандидатур від громадських організацій? У відповідь мені роз’яснили, що ця справа стосується виключно громадських організацій у сфері культури і театру. Мовляв, «ПС», на їхню думку, недостатньо культурна організація, тому наші звернення щодо кандидатур членів комісії не розглядаються і, відповідно, нас не запрошують на засідання комісії… А разом з нами і всіх інших недостатньо культурних громадян і недостатньо культурні громадські організації».

ЭПОХА МЮЗИКЛОВ ОТ МАМЫ

Была ли эта самая жеребьевка – осталось тайной. Однако явью оказалось то, что в состав комиссии каким-то чудесным образом попали трое представителей одной и той же общественной организации – Национального союза театральных деятелей Украины. В результате директором — художественным руководителем театра была избрана Оксана Петровская.

Вскоре в театре настала эпоха мюзиклов: восточный, еврейский, украинский и, конечно же, грузинский. На премьерах публики было немало, однако, как правило, уже через несколько месяцев залы оказывались полупустыми. Тем временем, далеко не все шевченковцы нашли общий язык с новым директором. Из администрации уволились несколько человек, которые работали там в течение многих лет. Артистам, разумеется, деваться было некуда: в Днепре не так уж много театров.

КОНКУРС С САМОЙ СОБОЙ

Впрочем, похоже, особых изменений в этом храме культуры в ближайшее время не предвидится: 27 августа 2020 года прошел очередной конкурс на должность директора — художественного руководителя Днепропетровского академического национального музыкально-драматического театра им. Т. Шевченко. Угадайте, сколько общественных организаций на нем было представлено? Опять одна! На этот раз в жеребьевке (если она, конечно, была) сказочно повезло ОО «Общество поддержки талантов ZIRKA» – именно ее три представителя попали в комиссию. Плюс три от облсовета – в общем, схема уже известная и отработанная. А теперь догадайтесь, сколько претендентов на должность директора — художественного руководителя на этот раз подали заявки на конкурс? Снова один!

И этот единственный кандидат – не кто иной, как Оксана Петровская. Видимо, заранее зная о практике решалова, которую так любят в Днепропетровском облсовете, другие уважающие себя кандидаты даже не стали пытаться пробить эту стену. Разумеется, конкурс сама с собой Оксана Ивановна выдержала успешно.

Кстати, хотя театр им. Т. Шевченко еще летом открыл новый сезон, говорят, дела там сейчас обстоят не очень благополучно. Одна афиша сменяет другую, происходят изменения в репертуаре. Виной всему — коварный коронавирус, которым заболели несколько ведущих артистов.

Однако руководство в лице Оксаны Петровской почему-то не спешит сообщать об этом жителям Днепра и закрывать театр на карантин, как это сделала, например, администрация Днепропетровского академического театра оперы и балета. Хотя с вирусом вряд ли прокатят такие же договорняки, как с облсоветом. И очень не хотелось бы, чтобы в результате такой безответственности пострадали зрители, то есть мы с вами.

КЛОАКА НА БУЛЬВАРЕ

Одно из множества сомнительных достижений нынешней администрации театра им. Шевченко возмущает уже не только театралов, но и всех горожан. Еще немного усилий, и Театральный бульвар, расположенный в самом сердце культурного центра Днепра, может окончательно вернуться к своему доисторическому облику. А он был весьма специфическим.

На протяжении полутора сотен лет именно здесь, перед поворотом к Днепру, сливались воедино две зловонные речки, заменявшие жителям Екатеринослава отсутствующую канализацию. Уже и роскошный Английский клуб здесь построили, и театр напротив, прямо через сточную канаву, и еще один театр, стена к стене рядом с клубом. Но екатеринославская аристократия, похоже, была не из брезгливых. Речку-вонючку, по данным днепровских историков, решили засыпать только перед Первой мировой, как только построили сохранившиеся до сих пор подземные канализационные коллекторы. Улицу Проточную наконец-то переименовали в Клубную, потом в Ленина. Сейчас она – Воскресенская, а на месте речки – Театральный бульвар.

АРТ-ПАРКОВКА «ТЕАТРАЛЬНАЯ»

В конце 1970-х после сноса дома, пострадавшего от печально известного наводнения, вдруг открылась перспектива кардинального преобразования этого квартала. Его еще немного подчистили от старых зданий, соединив Ленина и Московскую, а открывшемуся пространству предназначили исключительно культурно-развлекательные функции и полностью отдали его пешеходам.

Здание театра имени Т. Шевченко тогда реконструировали капитально, развернув его обновленным богато украшенным фасадом к новому бульвару. На доме напротив закрепили огромную металлическую люстру, сразу же ставшую одной из визитных карточек тогдашнего Днепропетровска.

Сейчас под этим арт-объектом, прямо перед парадным фасадом храма театрального искусства – платная автостоянка, отгороженная от Воскресенской шлагбаумом, бетонными вазонами и кирпичом, запрещающим въезд. Меньше года назад здесь был еще и знак «пешеходная зона», но сейчас его нет. Когда он исчез и главное — зачем? Как бы там ни было, горожанам здесь надо быть очень внимательными: автомобили стоят в несколько рядов, а то и просто где попало.

Занять всю площадь им мешают только скамейки, установленные десять лет назад в центре площади. Тогда Днепр сделал театру им.Т. Шевченко подарок миллионов на шесть. Бульвар вымостили тротуарной плиткой, установили пару десятков скамеек, над ними – красивые фонари, а фонтан полностью отреставрировали – от основания и механизмов до бетонной чаши бассейна, его гранитной облицовки, подсветки и обширной сцены. Вокруг высадили недешевые хвойные кустарники. Но сейчас вокруг фонтана – страх и ужас!

СНОВА СТОЧНАЯ КАНАВА

Началось с того, что у фонтана украли чуть ли не треть прилегающей к нему территории соседи с когда-то книжного рынка. Большинство действительно книжных киосков давно наглухо закрыты. Как рассказали еще работающие здесь «книжники», произошло это в силу естественных причин. Но жизнь берет свое — вокруг как на дрожжах растут мясные, колбасные, кондитерские, табачные и прочие торговые точки. Выстроившись вдоль бульвара, они почти полностью перекрыли обзор явно мешающего им фонтана. Образовавшийся при этом загашник долго не пустовал – его за несколько лет успешно превратили в омерзительную, дурно пахнущую клоаку.

«Фонтан «Сцена» — один из самых старых в городе, и больно видеть, во что его сейчас превратили, — рассказал Алексей Прохоров, начальник КП «Архитектурно-строительное управление». — Мы проводим текущие ремонты, обслуживаем и чистим все городские фонтаны, но такой плачевной ситуации нет больше нигде».

Каждый день для машиниста фонтана «Сцена» Николая Шевченко начинается с уборки водного бассейна и территории вокруг него. Работа, скажем прямо, не для белоручек: бутылки, шприцы, пакеты, окурки и буквально под каждым кустом, в каждом углу, под стенами и под покосившимся забором – продукты жизнедеятельности тех, кого эта клоака притягивает, как магнитом. В фонтане не лучше — к воде, скажем прямо, лучше не принюхиваться. Фильтры здесь есть, но ведь они только собирают мусор… В общем, зрелище отвратительное. Два мусорных бака, установленных коммунальниками для сбора всей этой гадости, заполняются доверху за день, максимум два. Но грязи меньше не становится.

Выбравшая это место для постоянной тусовки публика, похоже, не уходит отсюда никогда. В десять утра мужчина в замызганном свитере, покопавшись в мусорном баке, присел неподалеку попить пивка, в пять вечера развеселая пьяная компания разложила закуску прямо на сцене фонтана. Прийти сюда ночью, как советовали горожане, возмущенные здешней дикой ситуацией, мы не рискнули. Да и зачем, все и так понятно.

Театр им. Шевченко, отгородившийся от бульвара заборчиком, так и не вышел на роскошную сцену, подаренную ему городом, не до того! Когда шуршат купюры, музам лучше помолчать. Похоже, семейке известного на всю страну криминального авторитета храм культуры был нужен только, чтобы набить карман. Ведь финансирование предвыборной кампании Зе-кандидатов – проворовавшегося розовощекого областного чиновника и голубоглазого доктора, который никого никогда не лечил, — стоит очень дорого.

Вадим Терещенко, фото Игоря Волокитина, Валерия Кравченко

Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Метки: 

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: