Эффектный, не имеющий аналогов в мире автомобиль «Лосёнок» из Днепра стал настоящей легендой среди инженеров и конструкторов-самодельщиков. Созданный в 1985 году, он поднял планку самодельных автомобилей высоко вверх. Конструкция и дизайн «Лосёнка» способна «дать прикурить» любому серийному автомобилю. О тайнах 30-сильного детища гениального конструктора расскажет корреспондент «НМ».
«Этот автомобиль был неоднократным участником автопробегов и выставок проводимых журналом «Техника — Молодежи» в 80-е годы прошлого века, — рассказывает второй владелец «Лосёнка» Андрей Воловицкий. — Автомобиль был построен Иваном Лукьяновичем Лосем, человеком всю жизнь посвятившему созданию ракетно-космической техники, участником Второй мировой войны, проехавшим по ее дорогам на легендарной полуторке.
Иван Лукьянович начал строить автомобили еще в середине 60-х и был одним из первых самодельщиков Днепропетровска. Им были построены несколько уникальных автомобилей, но все они носили имя Лосенок.
Ко мне Лосенок попал в 1998 году и был участником
нескольких автовыставок».
Машина уникальна тем, что практически не имеет серийных деталей, только двигатель и коробка ЗАЗа «тридцатки». Все, от дверей до багажника, сделано золотыми руками конструктора. Даже диски колес самодельные.
К слову, передних дверей в привычном понимании — нет. Вместо них — откидывающееся вверх лобовое стекло и сдвигающиеся назад боковины. Лосёнок mk 4 — единственный экземпляр линейки «лосят», доживший до наших дней. Его предшественники, увы, стали частью истории.
«Первого «Лосёнка» отец сделал, когда я был совсем маленьким, второго — когда мне было 7 лет», — рассказывает сын Ивана Лукьяновича -Александр Лось – «Папа был с «золотыми руками» и с молодости хотел изобретать, конструировать что-то свое. С детства он был влюблен в автомобили, после школы из нашей Диевки (где мы тогда жили) поехал поступать в Харьковский автодорожный институт. Все экзамены сдал на «отлично», а вот за иностранный получил даже не «двойку», а «кол». Вся беда была в том, что в его школе немецкий язык преподавал ветеринар, учителя просто не было… Но отец не сдался. Он поступил в наш университет, на первый набор физтеха, а после окончания ДГУ всю жизнь проработал в КБ «Южное».
Денег на покупку собственной машины у семьи Лосей не было. Тогда Иван Лукьянович и занялся конструированием своего автомобиля. Все четыре «Лосенка» были уникальной конструкции, созданные практически с нуля руками талантливого изобретателя. Из серийных деталей использовались только двигатели, рули, коробки передач от серийных, отслуживших свое и купленных по дешевке «Запорожцев».
Первенцем стал «Лосёнок»-1, отдаленно напоминающий инвалидную коляску СМЗ. Второй «Лосёнок» имел очень своеобразную и запоминающуюся внешность, за которую соседи семьи прозвали машину «Поросенком».
— Третьего «Лосёнка» папа сделал, когда я служил в армии, — вспоминает Александр Лось. – Прекрасно помню эту машину – и ездил на ней, и помогал отцу ее чинить. Но самым знаменитым стал четвертый автомобиль отца. Он имел самую оригинальную и совершенную конструкцию. У машины не было передних дверей – вместо них были откидывающееся вперед лобовое стекло и сдвигающиеся назад боковины кузова. Об этой машине не раз писали журналы «Техника – Молодежи», «Моделист-конструктор», «За рулем». С ней отец неоднократно участвовал в смотрах-конкурсах самодельных автомобилей, завоевывая призы. И это – единственная машина Ивана Лукьяновича, сохранившаяся до наших дней. Она и сейчас в рабочем состоянии, хранится в одной из частных коллекций в Днепре.