Созданный более 40 лет назад самодельный автомобиль «Балтика» жителя Днепра Виталия Васюченко не просто дожил до наших дней, но и стал экспонатом Технического музея «Машины времени». Уникальная машина, созданная талантливым инженером, по сей день приковывает к себе восхищенные взгляды. О настоящей легенде, собранной на чердаке, расскажет корреспондент «Наше Місто».
По оценке специалистов, в Днепре было создано порядка 20 самодельных автомобилей. Многие творения непризнанных гениев прославились благодаря участию в регулярных всесоюзных слетах самоделок. Многие стали героями публикаций в журналах «Техника – молодежи», «Моделист-конструктор», «За рулем», — например, машины «Ласточка», «Лосенок», «Чарли». Но, к сожалению, известность большинства так и осталась ограниченной. До наших же дней дожили считанные экземпляры самодельных раритетов.
Одной из таких легенд и стала «Балтика». Эффектный седан E-сегмента, с «сердцем» и рамой от «Волги», люксовым салоном и деревянной торпедой был настоящим воплощением автомобилестроительного гения Виталия Дмитриевича Васюченко.
Первым шагом на пути строительства самодельного автомобиля, которое, к слову, заняло около 5 лет, стала покупка в таксопарке остова проржавевшей старой «Волги». От нее в будущую самоделку перекочевали отреставрированная рама и мотор. Остальное изобретатель создавал своими руками.
По мере сил отцу помогали сыновья Юрий и Аркадий. Как вспоминает их мать, сыновья порой причитали об «украденном детстве», но на самом деле всерьез заразились мечтой сделать семейное авто, не похожее ни на какое другое.
— Двор дома у нас был небольшой, поэтому машиной муж занимался на чердаке, — со смехом вспоминает супруга инженера. – Кузов автомобиля – пластиковый, его Виталий сам клеил из стеклоткани и эпоксидной смолы. Только колеса и передние двери купил от «Жигулей». Еще огромным дефицитом были автомобильные стекла. Переднее стекло в Москве купила моя подруга Анна и в одиночку довезла его в наш город. Решетку радиатора выпиливал лобзиком. Передние фары купил – кажется, от «Москвича», а задние придумал и изготовил из пластика. Проводку начертил и сконструировал самостоятельно. Сиденья для машины сделал на основе старого дивана, сам обшил их искусственной кожей и сделал на них чехлы. Самостоятельно из древесины ореха сделал оригинальную приборную панель и руль. Правда, при регистрации автомобиля руль потребовали заменить на стандартный.
С регистрацией самодельных авто в СССР обстояло непросто. Помог случай. Оказалось, что у преподававшего в вузе брата Виталия студенткой была дочь тогдашнего первого секретаря обкома партии Бойко – пришлось использовать связи…
В 1978 году автомобиль впервые спустился с небес на землю – в смысле, с чердака во двор. Отметив событие, стали думать, как машину назвать. Первым вариантом было «Галка» — в честь жены. Но потом в семье вспомнили о Балтийском море, познакомившем их, — так и родилось имя «Балтика».
Виталий Васюченко по натуре был скромным, семейным человеком. Созданным автомобилем никогда не хвастался, ни разу не участвовал во всесоюзных слетах самодельных машин. Поэтому его «Балтика», по большому счету, так и осталась в истории «незасвеченной».
После смерти создателя «Балтика» долгие годы пылилась в гараже. Легенда могла попросту сгинуть в неизвестности, если бы не супруга гениального конструктора. В 2018 году создателю музея «Машины времени» Михаилу Прудникову поступило предложение от Галины Аркадьевны Васюченко: «У нас после смерти мужа уже 12 лет пылится в гараже созданная им машина. Посмотрите – если вам подойдет, с радостью отдам в музей».
После небольшой реставрации «Балтика» пополнила коллекцию музея, где находится и по сей день.
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: автомобилисты, История Днепра, ретро-автомобили