Народные депутаты от партии «Слуги народа» и «Доверие» зарегистрировали законопроект №3131 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и других законов Украины по детенизации производства сельскохозяйственной продукции», которым планируется ввести налог на земельные паи. В июне его включили в повестку дня. А налоговый комитет ВР рекомендовал принятие документа за основу. Об этом сообщает «Наше місто» со ссылкой на Бизнес. Цензор.
Что говорят авторы
По словам авторов законопроекта, сегодня в Украине существует теневой рынок аренды земель. И по оценкам экспертов он составляет 28% от общей площади сельскохозяйственных земель или около 12 млн га с 42 млн га с / х земель Украины. При этом в официальной аренде находится около 25 млн га с / х земель.
В 2019 году объем теневой аренды с / х земель в Украине составлял от 19 до 69 млрд грн. При этом потери бюджетов всех уровней от недополучения налогов и других платежей составляют 6-22 млрд грн в год.
Еще одна проблема — сокрытие некоторыми производителями реально полученных доходов от реализации собственной с / х продукции и избежания их налогообложения. По словам авторов идеи «налога на паи», значительное количество собственников земли не декларируют доходы, полученные от использования земли. Поэтому производители, которые платят налоги, оказываются в неравных условиях с «минимизаторами».
По этим причинам авторы законопроекта предлагают ввести заданный налоговое обязательство (ППС), равное для всех владельцев и пользователей земельных участков с / х назначения. Оно должно стимулировать арендодателей обрабатывать свою землю и платить налоги или официально оформлять отношения аренды и труда.
А что на самом деле?
По данным Держгеокадастру, земельные паи имеют около 7 млн украинцев. Средний пай — 4 гектара (это почти 6 тыс. грн. налога за год за земельный пай). Около 4,5 млн владельцев паев является единоличниками. Это значит, что они обрабатывают пай самостоятельно. Остальные паи сдаются в аренду.
Начиная с 2014 года количество единоличников растет. Владельцы отказываются сдавать землю в аренду и обрабатывают ее сами.
Вместе с тем, единоличники, которые производят продукцию не только для собственных нужд, но и для реализации, уплачивают земельный налог, который устанавливает община в соответствии с нормативной денежной оценки (НГО). В среднем это 150-300 грн. за гектар. Если же единоличник имеет более 2 га собственной земли и реализует продукцию, то должен декларировать доходы и платить налог в 18% от дохода.
Параллельно большие агропредприятия не платят «драконовские» налоги благодаря упрощенной четвертой группе налогообложения. Но налоги все равно будут большими, чем у единоличников благодаря большим масштабам предприятия.
Экономист Киевской школы экономики Олег Нивьевский говорит, что этот законопроект приведет к вытеснению мелких фермеров с их земли крупными агрокомпаниями. Ведь крестьян заставят избавляться земли, содержать которую многим станет невыгодно.
«Крупные предприятия платят минимум налогов благодаря упрощенной четвертой группе налогообложения. Это около 300 гривен с гектара единого налога, заменяет собой два налога: земельный и налог на прибыль», — говорит Нивьевский.
К тому же юрлица не являются конечными плательщиками других налогов (НДС на топливо, семена или удобрения). Поэтому нейтрализуют их при продаже своей продукции, переложив на конечного потребителя. Зато единоличники не являются юридическими лицами и не имеют такой возможности.
Что делать если я не обрабатываю свой пай и не сдаю в аренду?
Если законопроект будет принят в текущей редакции, то он просто вытеснит единоличников. Кроме того, после того как вступит в действие закон о снятии моратория, многим будет лучше продать землю. Обрабатывать ее самостоятельно или просто содержать будет не выгодно.
Ведь если вы имеете свой пай, но не обрабатываете его и не сдаете в аренду, то налог платить все равно нужно. Законопроект предусматривает необходимость уплаты поставленной налогового обязательства всеми собственниками, постоянными пользователями или арендаторами земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Не платить налог могут только физические лица, являющиеся собственниками или постоянными пользователями земельных участков с сельскохозяйственными угодьями, размеры которых не превышают нормы бесплатной приватизации для ведения садоводства (до 0,12 гектара), строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (в селах — не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах — не более 0,10 гектара), для индивидуального дачного строительства (не более 0,10 гектара). А также для ведения личного крестьянского хозяйства, однако не более 0,5 гектара.
Что в итоге?
Законопроектом установлена формула, по которой рассчитывается налог. ППС = НПО × S × 0,05 × М / 12, где
- ППС — заданный налоговое обязательство;
- НПО — нормативная денежная оценка 1 га земельного участка:
- для земельных участков, нормативная денежная оценка которых проведена, — нормативная денежная оценка 1 га соответствующего земельного участка;
- для земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена, — нормативная денежная оценка 1 га пашни по Автономной Республике Крым или по области;
- S — площадь земельного участка, га;
- М — количество полных календарных месяцев, в течение которых для такого земельного участка исчисляется поставленный налоговое обязательство.
По состоянию на 01.01.2020 г. Средняя НПО составляет около 30 тыс. грн. Исходя из средней НПО, минимальный налог составит 1500 грн за гектар. Помним, что средний пай по Украине — 4 га. То есть, если вы пай, но не знаете его в аренду или не платите налогов с прибыли, то налог составит около 6 тыс. грн в год.
С одной стороны это заставит владельцев сдавать свои паи в аренду официально, чтобы было выгодно содержать участок. С другой — избавит конкурентоспособности единоличников. И те также будут вынуждены сдавать свой участок в аренду. Но если арендатора с выгодными условиями не найдется, то единственным выходом станет продажа.
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: укрнет