К счастью, они работают не на фронте. Но у них своя передовая. Ведь кто знает, что страшнее — враг осязаемый, стреляющий и взрывающий или невидимый Covid-19, убивший сотни тысяч людей по всему миру. В День медицинского работника, как правило, чествуют врачей. Конечно, они — первые на медицинской передовой. В этом году накануне профессионального праздника журналисты «Наше Місто» решили встретиться с разными представителями отрасли – санитаркой, медсестрой, врачом стационара и семейным.
ВОПЛОТИЛАСЬ МЕЧТА
Виктория Алексеенко с детства помнит себя во врачебном халатике. На детских фото – она в шапочке Айболита с игрушечным стетоскопом. В семье по маминой линии есть медики, в том числе медсестры. Сегодня ее муж – фтизиатр, семейный врач. Вика с детства восхищалась врачами, тем не менее поступила по другой специальности — на портную. Затем 18-летняя студентка пошла работать санитаркой в проктологию городской больницы №6 на сутки.
Очень боялась увидеть смерть человека. И ей все же довелось столкнуться со своими страхами. Со временем адаптировалась, но первые впечатления помнит до сих пор. Потом были медучилище и работа медсестры в реанимации. В профессии Виктория 29 лет. Сейчас она — старшая медицинская сестра Днепропетровского центра первичной медико-санитарной помощи №9.
«Несмотря на то, что в каждом клиническом отделении есть свой шкаф для оказания экстренной помощи, медсестер реанимации вызывают в сложных случаях, — рассказывает Виктория. — Каждая сестра должна уметь действовать в обстоятельствах, когда человек стремительно уходит. Я обучаю этому коллег».
Регулярно под ее руководством проходят практикумы для сотрудников, в том числе по оказанию протокольной реанимационной медпомощи. А в Фейсбуке для всех желающих она проводит тренинги по оказанию доврачебной неотложной помощи. Там же подсказывает, как обезопасить себя от Covid-19.
«Не всегда легко доносить до сотрудников, как они должны работать и общаться с пациентами, — делится Виктория. — Что касается ситуации с коронавирусом, мы часто получаем новые указания от Министерства здравоохранения. Внедрять их нужно быстро, а значит, научить подчиненных действовать по этим предписаниям. Это всегда стресс. Но знание приказов – залог хорошей работы. Иногда кажется, что проще все выполнить самой. Донести коллеге, каким должен быть результат, замотивировать, облегчить процесс его работы непросто. Но ведь все, что мы делаем, видят пациенты. Они воспринимают общий уровень медицинского обслуживания, потому в медучреждении все и вся должно быть на высоте».
Коронавирус медика со стажем не испугал, но стресса, несомненно, добавил. Об этом Вика говорит с улыбкой. Признается, не бояться помогает любовь к людям и стремление быть нужной.
«Иногда встречаю на улице бывших пациентов или их родственников из отделений, где работала раньше, — делится старшая медсестра. — Люди благодарят, и это важно. Был случай. Жена пациента с ограниченной мобильностью не могла найти общий язык с персоналом больницы. Я почувствовала ее боль, разговорились. Потом она контактировала только со мной. Спустя годы я встретила эту женщину в городе, мы тепло обнялись. Она рассказала о внуках, поделилась радостями. Что может быть важней?»
ПРИЗВАНИЕ – ДЕЛАТЬ МИР ЧИЩЕ
Надежда Аксенова по профессии повар. Но уже более 25 лет работает санитаркой в амбулатории ДЦПМСД №4 на жилмассиве Победа. Делать мир чище считает своим призванием.
В поликлинике №4 Надежда оказалась случайно. С семьей получила квартиру в доме по соседству. Вот и решила поинтересоваться, возьмут ли ее санитаркой в это медучреждение. Молодой женщине пошли навстречу. Так она осталась в коллективе на долгие годы. Сегодня ее труд ценят, тем более что в период карантина он незаменим.
«Сын и дочка были тогда совсем маленькие, — вспоминает Надежда. — Я пришла и осталась. Медобразование для этого не обязательно. Понравился дружный коллектив, он таким и остался. На работу не нужно ездить – это плюс. Поначалу было непросто справляться с нагрузкой. Но со временем все стало на свои места».
Санитарок по хозяйственной части в амбулатории десять, остальные закреплены за отделениями (хирургия, гинекология). Главная задача санитарки по хозчасти в большой городской амбулатории – уборка и дезинфекция поверхностей.
Сейчас, во время карантина, Надежда и ее коллеги обрабатывают хлорсодержащим раствором помещения и мебель, лестницы и перила, двери и дверные ручки всех без исключения кабинетов. Эту процедуру повторяют каждые два часа. Амбулатория снабдила санитарок специальными защитными комбинезонами. Дезинфекционную обработку помещений женщины выполняют только в них. Специальный раствор с хлором готовят тут же, в амбулатории. До пандемии коронавируса санитарки по хозчасти мыли полы и все те же поверхности. Поддержание чистоты – их главная задача и ответственность. Иногда бывают и другие задачи.
«В разгар карантина мы помогали медсестрам бесконтактно замерять пациентам температуру на входе, — говорит Надежда. — В нашей амбулатории за все это всремя не было пациентов с Covid-19. Признаться честно, немного страшно, у нас ведь тоже есть семьи. Конечно, заразиться не хочется. Это — стимул работать лучше. Еще один стимул – благодарность от пациентов. «Нечасто, но случается. Подходят, говорят, спасибо. Это очень приятно», — говорит санитарка».
БЕЗ САМОИРОНИИ СЕМЕЙНОМУ ВРАЧУ НЕ ОБОЙТИСЬ
Ольга Анисимова пока не может похвастаться десятилетиями врачебного стажа. Она – из поколения молодых врачей. Но у нее уже есть все для того, чтобы оправдать доверие пациентов: знания, готовность совершенствоваться и самое главное качество хорошего доктора — желание помогать людям.
Как и большинство медиков, Ольга выбрала профессию всей жизни еще в детстве. После окончания Днепропетровской медицинской академии приступила к работе в амбулатории №9 ДЦПМСД №4.
«Сейчас я семейный врач, — рассказывает Ольга. – Начинала, как все, интерном по государственному распределе нию. В августе исполнится три года, как я пришла сюда работать».
У семейного врача Анисимовой 1823 пациента. Среди тех, кто заключил с ней декларацию, — родители 350 детей и подростков и почти полторы тысячи взрослых. Каждый – со своей историей хронических или внезапно проявившихся заболеваний, со своим характером и образом жизни.
«Каждый пациент – это индивидуальность, иногда не обойтись без самоиронии и юмора, — делится Ольга. – Но бывает совсем не до этого. Самое сложное – когда пациент нуждается в неотложной помощи, и нужно принимать решение здесь и сейчас. Случается, ты сделал все, что мог, но этого оказалось недостаточно».
В том, насколько важно вовремя принять правильное решение, молодой семейный врач не раз убедилась за последние два-три месяца: всемирная пандемия Covid-19 не обо шла стороной и расположенную на жилмассиве Победа амбулаторию №9. Сюда также обращались те, кто заподозрил у себя коронавирус.
«Люди обеспокоены, — подтверждает Ольга. — Общий уровень стресса настолько высок, что даже в телефонной беседе ощущаешь эту тревожность. Да, поначалу была паника, всем людям свойственно бояться. Среди моих пациентов немало тех, у кого есть хронические заболевания, которые могут обостриться в любую минуту. Конечно, я старалась перевести все консультации в телефонный режим. Но были и такие ситуации, когда без личного приема никак».
Ольга Анисимова считает, что важно не дать пациентам забыть все то, чему нас научил карантин, и помочь справиться с паническими страхами. Залог успеха, по мнению молодого врача, — умение быстро адаптироваться к новым условиям.
СУДЬБА ВЫБРАЛА ЕЕ
Галина Попадьина, заведующая отделением анестезиологии и интенсивной терапии городской клинической больницы №9, работает в этом медучреждении уже 31 год.
«Три десятка лет, не меняя ни больницу, ни профессию, — рассказывает она. — Пришла сразу после интернатуры. 12 лет назад меня, врача-ординатора, перевели на должность заведующей отделением».
Галина считает профессию врача предписанной свыше. Уверена, что призвание выбрало ее.
«Если бы пришлось выбирать снова, в следующей жизни, я бы без раздумий стала врачом-анестезиологом. Педагог, юрист и врач – профессии, данные человеку Богом!» — говорит она.
Отделение, которым руководит Галина Попадьина, обслуживает родильный дом, две гинекологии и хирургию в больнице.
«Практически все мои врачи имеют высшую категорию, прекрасные специалисты. У нас дружный коллектив», — подчеркивает заведующая.
В ее подчинении 32 сотрудника, из них 12 врачей. Они владеют всеми видами анестезии, чем может похвастаться далеко не каждое отделение. Галина стремится, чтобы все ее доктора получили вторую специализацию, например, освоили УЗИ. Для этого, кроме повышения квалификации раз в пять лет, анестезиологи проходят дополнительные спецкурсы. Несмотря на серьезный стаж работы, Галина и сейчас относится к своей профессии с особым трепетом и благоговением.
«Я с детства смотрела на врачей и сестер, как на ангелов, — говорит она. — Такими они мне представляются и теперь. В медицину приходят неслучайно. Правда, учась в школе, я хотела быть юристом, а стала врачом. Дочь реализовала мою школьную мечту — окончила Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого, прокурорский факультет. Уже защитила кандидатскую, живет в Днепре. Иногда по работе я с ней советуюсь как с юристом. Дочь абстрагируется от родственных связей и порой меня критикует. Так что в нашей семье представлены две Богом данные профессии».
К сожалению, порой соцсети пестрят пренебрежительным отношением к медикам. Но ситуация может измениться в связи с пандемией Covid-19.
«Люди видят, что действительно важно, чья работа спасает жизнь, — считает Галина и рассказывает о больной, которая поступила в отделение незадолго до пандемии. — Привезли девушку с избыточным весом и затрудненным дыханием, — вспоминает врач. — Несколько дней родители лечили ее дома, но ей становилось только хуже. В итоге, на аппарате ИВЛ она провела у нас чуть более двух месяцев, и нам удалось спасти ей жизнь. Привлекали профессуру, консультировались с различными специалистами. Мы видели, что течение болезни несколько отличается от обычной пневмонии. Не все верили в благополучный исход, но я говорила: «Мы ее поднимем». Девочку сначала интубировали (введение трубки в трахею), затем ей сделали трахеостомию (надрез на шее для попадания воздуха в дыхательные пути), потом учили ее заново дышать самостоятельно. Но мы победили, пациентка осталась жива и поднялась. Думаю, это был коронавирус. Мы тогда о нем еще ничего не знали. Работали, как обычно, без средств защиты. В легкой форме переболели многие доктора.
В день в отделении проводят по две анестезии, следовательно, 730 в год.
«За тридцать лет на моем веку их было более двадцати тысяч, — делится врач. — За ними — конкретные клинические случаи и живые люди. Была ситуация, когда мне, молодому специалисту с пятилетним стажем, пришлось трижды переливать пациентке полный объем крови. Это длилось с часу дня до полуночи. Женщина выжила. А позже ее муж стал донором для других больных в знак благодарности за то, что мы спасли его жену. Со мной активно поддерживает связь молодая мама. У нее были очень тяжелые роды. Двое суток после них она находилась на вентиляции легких. Однако девушку удалось спасти. Сейчас она присылает мне в мессенджер фото малыша, ему почти три. Он — богатырь и красавец. За нами человеческие судьбы».