Сирот любит и защищает Бог. Говорят, грех обидеть сироту. И тем не менее большинство выпускников детских домов могут рассчитывать максимум на общежитие. Пока они находились на попечении государства, ушлые дяденьки и тетеньки распорядились принадлежащим им жильем по своему усмотрению. На днях в горсовете девятерым сиротам и детям, лишенным родительской опеки, вручили сертификаты на приобретение жилья. Они стояли в общей очереди на квартиры со времени своего совершеннолетия.
После открытия специального счета в Сбербанке, на который поступят 623 224 гривни, обладатели сертификатов смогут купить квартиры или дома в любом городе или селе Днепропетровской области. Единственное условие — собственники жилья не смогут его продать на протяжении десяти лет. Работники центра социальных служб для детей, семьи и молодежи будут сопровождать сирот и помогать им решать юридические и организационные вопросы, связанные с покупкой жилья. Городской голова Днепра Борис Филатов поздравил молодых людей с новым этапом в их жизни и пообещал соответствующую дорожную карту и личный контроль.
ДАЖЕ ДЕД МОРОЗ РАСПЛАКАЛСЯ
Руслана как-то попросили поработать Дедом Морозом в приюте. Он с удовольствием согласился, ведь повеселить детвору в Новый год – святое дело. В мешок с подарками все его друзья положили от себя небольшие презенты. Во всеоружии, с хорошим настроением, разученными играми, стишками и песенками отправился в приют. Поприветствовал детвору привычными словами: «Детки, вы меня узнали?»
— А в ответ услышал крики, что я ненастоящий Дед Мороз, потому что не исполнил их желания в прошлом году, — вспоминает Руслан. — Когда пришло время подарков, каждый ребенок рассказывал стишок. А на ухо мне шептал желание на следующий год: найти маму и папу или чтобы они нашли их.
Дети называли адрес дома, где они сейчас находились. Все ребятишки без исключения просили об этом. Руслан был шокирован, после утренника молча курил и плакал.
— Эти дети заставили меня пересмотреть свою жизнь, — говорит он. — Я был студентом и подрабатывал не от хорошей жизни. Часто обижался на родителей за то, что они не покупают мне дорогую одежду и телефон, что постоянно приходится искать подработки на развлечения с друзьями. После посещения приюта я стал другим.
ОНА МОЖЕТ БЫТЬ МОЕЙ МАМОЙ
Я, как журналист, не раз посещала приюты, детские дома и интернаты, и это также оставило свой отпечаток в жизни. Обычно директор водит гостей по довольно опрятным комнатам.
— Здесь спальни с удобными кроватями, экологичными подушками и одеялами, — хвастается он. — Постель меняют раз в неделю, при надобности и чаще. Дальше заходим в игровые комнаты со множеством мягких игрушек, разнообразных развивающих игр. В холле — диваны и кресла, на стенах — плазменные телевизоры. Столовая — особенное достояние, ее разрисовывал известный в Украине художник. На столах небедно — вазочки с бананами, апельсинами, яблоками. Дальше актовый, спортзал, учебные комнаты. Все на высшем уровне. Любой ребенок из малообеспеченной семьи может только мечтать о такой жизни. Когда нас завели в младшую группу, первое, что я увидела, — глаза детей. На меня, нового человека, они смотрели изучающе-вопросительно и с надеждой. В каждом новом взрослом они видят шанс. На другую жизнь, на добро, семью, счастье. Когда ты с ними разговариваешь, они тебя изучают, рассматривают, вслушиваются и пытаются понять, зачем ты пришла. А вдруг? И провожают тебя тоже с надеждой, что вернешься. Это страшно и обидно. Ты-то знаешь, зачем тут, и что сироты ждут напрасно.
ОТ СОСТРАДАНИЯ К БЕЗРАЗЛИЧИЮ
У каждого ребенка, попавшего в детский дом, за плечами маленькая жизнь. В ней мало светлых радостных дней и много слез, страха и боли. В новом общем доме их опекают, но не дают главного – родительского тепла. И со временем детские души черствеют. Только самые сильные могут выбраться из этого лабиринта. Эту историю мне рассказала в поезде случайная попутчица Валентина. Она работала воспитателем в детском доме.
— Когда шести-семилетние дети попадают в интернат, они тоскуют, скучают по родителям, даже самым непутевым, пьющим, — поделилась женщина. — Беспокоятся о том, что маме или бабушке никто не помогает, пытаются их оправдать. А через пять-шесть лет этим детям уже все равно, кто их родители и где они. Им никто не нужен, они никого не любят. Относятся к людям потребительски, их интересует человек только с той точки зрения, что с него можно получить. Им сообщают, что мать умерла, а они говорят: «Хорошо, пенсия будет больше». Полная регламентированность, постоянная опека взрослых, поощрения и наказания, отсутствие выбора порождают безответственность и распущенность. Если ребенок порвал или испачкал майку, он ее снимает и выбрасывает.
Потом завхозу скажет, что потерял. И тот даст другую. Для него это непонятный бездонный источник, который выплюнет очередную майку. У ребенка есть фантазия, что он — бедная сиротка, и мир устроен так, что все ему должны. И это неудивительно, ведь перед его глазами за неделю мелькают около 25 разных взрослых. Меняются воспитатели, нянечки, логопеды, медсестры, массажисты. Эти люди просто делают свою работу. Дети это понимают, они быстро учатся льстить и обманывать взрослых. Сейчас в моде комнаты подготовки к самостоятельной жизни. Кухня, где учат готовить, например. Валентина рассказала, как дети взяли деньги на продукты, но ничего не принесли. Сказали, что их ограбили по дороге. Потом у них обнаружили шоколад и пепси-колу. Но доказать обман не смогли, поэтому и не наказали.
РАЙ ЗА ЖЕЛЕЗНОЙ ДВЕРЬЮ
Полное обеспечение, безусловно, хорошо, ведь дети сами не могут заработать на жизнь. Но если взрослого поместить в такие условия, сколько он выдержит? Для сравнения представьте себя в санатории. Вы живете в хорошем номере с несколькими соседями на полном обеспечении. Взамен вам надо строго придерживаться режима. 7 часов – подъем, 7.30 – зарядка, 8.00 – завтрак, потом процедуры, обед, сон, прогулка, ужин, сон. И это не на 21 день, а навсегда. От такого комфорта можно с ума сойти. А сироты в тепличных условиях живут десятилетиями. Вся жизнь подчинена режиму. Ребенок не может подстроить день под свое самочувствие, настроение. У него невеселые мысли?
Все равно надо пойти на общее развлекательное мероприятие. Он не может прилечь днем, потому что в спальню чаще всего не пускают. Он не может пожевать что- то между приемами пищи, как это делают дети дома, потому что во многих учреждениях еду из столовой выносить нельзя. Отсюда – психологический голод, когда дети даже из самых благополучный детских домов со сбалансированным пятиразовым питанием, попадая в семью, начинают беспрерывно и жадно есть. К тому же в детдоме есть свои неписанные законы. Ты живешь по одному из двух вариантов: первый — тебя учат воспитатели, второй — тебя учат старшеклассники. Как в любом обществе, здесь разделение труда и обязанностей. Кто сильнее, тот и прав.
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ПОКА В МЕЧТАХ
Разговорить сирот сложно. Они с опасением относятся к каждому вопросу, отвечают однозначно: да, нет, все хорошо. Счастливый обладатель сертификата на квартиру Сергей Варакута в детский дом попал в три года. Мама совершила убийство и попала в места лишения свободы. Десять лет он прожил по правилам детдома. «Хорошего в этом мало», — говорит Сергей. Что именно, не уточняет, только слегка улыбается. В 13 лет его взяли в приемную семью, в которой было десять детей. Новые родители не могли уделять ему много внимания.
— Правила проживания отличались от детдомовских, — рассказывает Сергей. — У каждого были свои обязанности, мы знали, какой бюджет в семье, откуда берутся деньги и что каждый из нас должен вносить свой вклад в общее дело. Меня там научили делать и понимать многое. В детстве Сергей мечтал быть железнодорожником. Но когда пришло время определиться с профессией, выбрал специальность сантехника. Сейчас он уже закончил учебу, получил диплом, но на работу так и не устроился.
ВАЛЕРИЯ ЗАВЕДЕТ СОБАКУ
Валерия Василевич мечтала о своем жилье со времени совершеннолетия. Сейчас ей 22. Она живет в общежитии Днепровского энергостроительного техникума, где учится на факультете автоматизации и компьютерных интегрированных технологий.
— Сиротой быть плохо, — говорит девушка. — Тебя окружают заботой множество взрослых и одноклассников, но открыть душу некому. Особенно когда ты с малых лет понимаешь, что есть предательство, насмешки и враги, которые только и ждут, чтобы увидеть твои изъяны и потешиться. Дружба в детском доме своеобразная. Валерия осталась сиротой в шесть лет.
— Мама до сих пор находится в местах лишения свободы, папа умер, — делится девушка. — Из родных была только бабушка. Вся жизнь прошла в интернатах, на всем казенном. Хуже всего, когда тебе некому рассказать о сокровенном, ты бежишь к чужим людям, а тебя предают. Но и родной дом порой бывает хуже интерната — ты постоянно боишься невменяемых агрессивных родителей. В детдоме все предсказуемо — живи по правилам, и беда обойдет. Валерия — большая любительница плюшевых игрушек. У нее целая коллекция мишек. А когда будет своя квартира, обязательно заведет собаку, настоящего друга.
— Больше всего хотелось бы не повторять судьбу родителей, чтоб все было по-другому, — говорит девушка. — Собственное жилье – это шанс наладить жизнь, устроить все лучшим образом.
СЕРГЕЙ МЕЧТАЕТ О СВОЕЙ СЕМЬЕ
22-летний Сергей Григорчук всю свою детдомовскую жизнь ждал маму. Каждый день мечтал, как она придет за ним. Он расскажет, как скучал и выглядывал. Покажет маме свои игрушки, похвастается успехами в учебе и спорте. Но, увы, за 16лет мама так и не открыла дверь его детдомовской комнаты. Сергей рассказывает, что отца он никогда не видел, а мать хорошо помнит. Она начала пить, вероятно, из-за того что папа ее бросил. Мать ли- шили родительских прав, и его, шестилетнего, за- брали в детдом.
— Там было все необходимое, — вспоминает парень. — Ты одет, обут, не голодный, постоянно чем-то занят, много друзей, свои увлечения и развлечения. Но не хватает чего-то очень важного, что могут дать родные люди. Наверное, понимания, душевного тепла и материнской любви. Сергей Григорчук учился в Днепровском монтажном техникуме, но не закончил его. Причину не называет, говорит, что решил защищать Родину пошел на службу по контракту в армию. Сейчас проходит ее в Кривом Роге, где снимает квартиру.
— Больше всего хочется благополучную семью, — делится он. — Мечтаю дать своим детям то, чего был лишен в детстве, — настоящие любовь и заботу. Собственное жилье – это шанс превратить мечты в реальность.
РУСЛАН СТАНЕТ СПОРТСМЕНОМ
Студент Днепровского колледжа электрификации Руслан Лебедь в детстве мечтал быть полицейским. Когда вырос и понял суть работы, решил, что в такой среде он провел все свое детство. Поэтому профессию выбрал практичную. Его судьба, как две капли воды, похожа на всех детей-сирот. В шесть лет его забрали из неблагополучной семьи. Жизнь в детском доме по расписанию, уроки, спорт, развлечения. Потом — общежитие техникума.
— Мечтаю прийти к себе домой, делать то, что захочется, не зависеть от чужого мнения и желаний, — говорит Руслан. — Наконец-то пришло время узнать себя и найти свое место в жизни. Парень увлекается футболом. В будущем думает заниматься спортом профессионально. А сейчас важно окончить техникум и получить работу по специальности. Собственное жилье – это новый этап в жизни.
ОЛЕГ ПРИГЛАСИТ НА НОВОСЕЛЬЕ ВСЕХ ДРУЗЕЙ
У студента Днепровской политехники Олега Иовлева большие планы на будущее. Он привык всего добиваться в жизни сам, несмотря на препятствия и лишения. В семилетнем возрасте он оказался в детском доме «Світанок». Родителей он не осуждает, наоборот — пытается даже оправдать.
— У них была сложная жизненная ситуация, остались без работы, — говорит парень. — Чтобы заглушить неприятности, начали выпивать. Деньги быстро закончились, начали выносить вещи из дома. Пьянки сопровождались бурными ссорами с выяснением отношений, а порой и драками. В итоге родители развелись. Мать исчезла, а отец какое-то время еще появлялся. Олега вместе с младшим братом Александром определили в детдом. С того времени прошло 15 лет, но он до сих пор помнит семейные ужасы и первые дни среди сверстников.
— Замкнутый запуганный, я не понимал, чего от меня хотят, сложно было общаться с одногодками, — вспоминает Олег. – Единственная поддержка — младший брат. Учеба тяжело давалась, сильно отставал в развитии. Но время лечит. Любознательность, усидчивость и трудолюбие сделали свое. Режим был совсем не в тягость.
Приятно осознавать, что мы кому-то нужны, о нас заботятся. Здесь было гораздо лучше, чем дома. Самая заветная детская мечта — выучиться, стать успешным человеком и не повторять ошибок своих родителей. К этой цели Олег Иовлев уверенно идет. В школе он много времени проводил за книгами. Поэтому, когда пришло время, поступил в колледж, а потом и в университет. Сейчас парень осваивает специальность электрика, занимается общественной деятельностью, увлекается теннисом и футболом.
— У меня никогда не было родного дома, — жалуется он. — Везде в общежитиях чувствовал себя чужим. Очень хочется купить квартиру в Соборном районе Днепра, обустроить ее и пригласить всех друзей. Приятно будет видеть одногруппников, одноклассников и друзей из детдома. Мы все — как одна большая семья.
Автор Ника Богданова
Фото Валерия Кравченко
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: Праздник