Site icon Наше Місто

Кортик, из-за которого едва не расстреляли школьника, или тайны Днепровского исторического музея

Тайны Днепровского исторического музея. Новости Днепра

Произведения искусства и исторические раритеты – ценности, с помощью которых можно ощутить атмосферу прошлого, заглянуть в глубину веков и проникнуться своеобразием эпох. Настоящие ценители древности готовы выкладывать за уникальные экземпляры баснословные суммы и даже идти на преступления. Журналистка «Нашего міста» узнавала, какой соблазн для коллекционеров хранится в Днепровском историческом музее и были ли случаи кражи ценностей.

РАМСЕС V В ДНЕПРОПЕТРОВСКЕ

Днепровский исторический музей – один с самых богатых в Украине. Такой ценнейшей коллекцией могут похвастаться разве что столичные краеведческие учреждения. Его территория более трех тысяч квадратных метров. В залах находятся свыше семи тысяч экспонатов, которые расскажут об истории края с древнейших времен до середины ХХ века. Наиболее известные – это раритетный Керносовский идол, который относится к ІІІ тысячелетию до н. э., чумацкий воз и карета, на которой путешествовала Екатерина ІІ на юг, легендарная «Катюша» БМ 13 и первый советский трактор. Один из самых загадочных экспонатов — фараон Рамсес V был передан историческому музею в начале XX века. Статуэтку тут же заклеймили удачной копией. Работники музея рассказывают, что в конце 80-х годов накануне выставки, посвященной востоку, в числе других предметов египетской коллекции фараона отправили в «Эрмитаж». И ответ ошеломил музейщиков. Оказалось, что это изображение не Рамсеса VI, а Рамсеса V (XIII ст. до н. э.) и таких в мире сохранилось всего два (вторая фигурка хранится в Каирском музее древности).

УНИКАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ

В разные времена были здесь привозные выставки оружия и наград XVI—XX веков. Среди них уникальные ружья запорожских казаков, с которыми они ходили в походы 400 лет назад, булавы и другие атрибуты. Также коллекция охотничьих оружий из дорогих пород дерева, украшенных драгоценными камнями. Видели посетители музея и пистолет Леонова, сделанный в единичном экземпляре на одном из советских заводов в подарок маршалу Малиновскому. Среди экспонатов ХХ века есть пистолеты и автоматы военных лет, полученные от Министерства внутренних дел. Они были изъяты милицией у населения во время специальных рейдов. Если говорить о цене, то в историческом плане они бесценны как память, а на аукционах коллекционеры готовы выложить за них сотни тысяч, а то и миллионы долларов. Охрана выставок всегда была усиленной.

МАГАЗИНЫ И БАНКИ ГРАБИТЬ, А МУЗЕЮ ПОМОГАТЬ

За всю историю музея серьезных ограблений не было. Даже летом 1905 года, накануне открытия старого здания, свирепствовавшие
в Екатеринославе погромы обошли ис торический стороной. Ценнейшие вещи какое-то время хранились за открытой дверью. Вернее, вообще без нее, потому что столяры получили на дверь 35 рублей и… пропили их. Но при этом воры на беззащитное здание не позарились. В декабре 1919 года войска Нестора Махно заняли город. Само собой, первым делом грабили ювелирные магазины, ломбарды, банки. Тогда Дмитрий Яворницкий добился личной аудиенции у батьки. О чем они говорили, для историков так и осталось загадкой. Однако после этого визита Нестор Иванович посетил музей. Находясь под глубоким впечатлением от увиденного, анархист распорядился выдать Яворницкому охранную грамоту в том, что «арестовать или конфисковать что-либо из имущества музея никто не имеет права без особого на то разрешения командарма батьки Махно». Плюс ко всему перечислить на нужды музея 10 тысяч рублей и 200 пудов дров на отопление. А вот самое большое ограбление за всю историю музея было в начале сентября 1922 года. Тогда злоумышленники вынесли огромное количество золотых, серебряных и платиновых предметов.

ГРЯЗЬ СПАСЛА ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

В 80-х годах некий незадачливый молодой человек из Кривого Рога надумал выкрасть из музея ордена и медали полководцев, кортик и писто лет ТТ. Юноша за 40 копеек купил билет на выставку, целый день бродил по залам музея, любуясь не только уникальными экспонатами, но и присматриваясь к особенностям помещений и охране. Внимание его привлекли подиумы с экземплярами, внутри которых оказалась пустота. Когда все посетители ушли, охрана проверила помещение и отключила сигнализацию. Парень взял понравившиеся ценности и улегся спать в подиумной нише. Утром, когда музей откроется и посетители заполнят залы, юноша планировал затеряться в толпе и незаметно покинуть помещение. План был идеальный. Но молодой человек не учел, что в музее убирали далеко не идеально и в его ночлежке скопилась гора мусора и пыли. Поэтому выйти незаметно и не привлечь внимания к грязной одежде не удалось.

МИЛИЦИОНЕР ПОМОГ ВОРУ

Работники музея пропажу быстро обнаружили. Охранники начали тщательно обыскивать каждого посетителя, но, увы, безрезультатно. Анатолий Черненко, следователь Жовтневого РОВД Днепропетровска, который тогда занимался этим делом, рассказывает, что музейные милиционеры заняли выжидательную позицию:

— Рано или поздно грабитель должен обнаружиться, ведь включенные датчики при малейшем движении зафиксируют его местопребывание. Надо отдать должное горе-вору: не шевелясь, он просидел целые сутки! Все это время опера были рядом и размышляли, каким образом злоумышленник мог покинуть помещение. Один из сотрудников предположил, что через вентиляцию. Анатолий Черненко рассказывает, что тогда произошла анекдотическая ситуация. — Услышав предложение милиционера, вор действительно решил выбраться через вентиляционное отверстие на чердак, — вспоминает следователь. — Но тут ему снова не повезло — он случайно зацепил сигнализацию. Милиционер мигом взобрался под крышу. Идет по чердаку подсвечивает фонариком, подымает голову и вдруг видит, что вверху сидит парень с пистолетом и кортиком.

Он делает предупредительный выстрел. В это время другой милиционер исследовал крышу, услышал стрельбу и упал. А потом понял, что так увеличилась площадь попадания, и подскочил. «Не стрелять!» – кричит. Словом, взяли злоумышленника, сбили лопатой, скрутили.

ЗА КОРТИК — РАССТРЕЛ

Воришкой оказался 17-летний школьник Кривого Рога. Следователю он признался, что на преступление пошел из-за увлечения старинным оружием, особенно хотелось иметь кортик. — Но дело оказалось не таким простым, как могло показаться на первый взгляд, — говорит Анатолий Черненко. — Когда начали разбираться, из Кривого Рога приехала именитая защитница. Парнишку с младшей сестрой воспитывали бабушка и дедушка. Семья жила бедно. Очевидно было, что ограбление заказное, но доказать это не удалось, парень четко стоял на своем — сам все спланировал. Оказалось, стоимость похищенных вещей на черном рынке равнялась тысячам советских рублей. Парень попадал под статью УК СССР №86, которая квалифицировала кражу, как хищение государственного имущества в особо крупных размерах и предусматривала высшую меру наказания – расстрел. Анатолий Черненко ужаснулся, ведь в Советском Союзе не шутили такими вещами, расстрелять могли и за меньшее преступление, например, спекуляцию. — Парня было жалко, хотелось смягчить наказание. Помог опытный адвокат, который доказал обыкновенное воровство, и парнишке дали десять лет. Со временем срок уменьшили еще на два года, а потом на половину.

ПАРТИЙНЫЙ БОСС ОСТАЛСЯ С НОСОМ

Серьезных ограблений в советские времена не было. Правда, власть имущие иногда пыталась пополнить личную коллекцию каким-нибудь ценным музейным экспонатом. В 80-е годы один партийный руководитель области, посетив музей, положил глаз на личное оружие Климента Ворошилова. Отказать партийному боссу нельзя, поэтому специалисты прибегли к хитрости. Сотрудница протянула ему саблю, не выпуская ее из рук. После этого подсунула руководителю документ, где четко было указано, что по закону музей не имеет права отдавать экспонаты. Разговор слышали все помощники, поэтому партиец уехал ни с чем.

Автор Ника БОГДАНОВА.

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Метки: 

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також:

Exit mobile version