В мае 2003 года таинственно пропал директор Днепропетровского торговопроизводственного центра «Кировский» Магомед Магомедов. Версии его исчезновения были разные — от похищения c вымогательством, разборок с конкурентами до бегства от уголовного преследования или кредиторов.
ДЕПУТАТ-ТОРГАШ
Вся трудовая деятельность Магомедова связана с Кировским районом Днепропетровска. Здесь он начинал работать старшим продавцом, стал директором торгово-производственного центра «Кировский», которым руководил двадцать лет, а позже, в эпоху приватизации, и хозяином. Неоднократно избирался депутатом Кировского районного совета, дважды – городского. Там он возглавлял комиссию по социально-экономическому развитию, бюджету и финансам, был одним из самых влиятельных депутатов. Однако в 2002 году на очередных выборах Магомедов не набрал необходимого количества голосов, уступив свой мандат директору одного из днепропетровских рынков.
ДО РАБОТЫ НЕ ДОЕХАЛ
21 мая 2003 года около восьми утра Магомедов вышел из дома, чтобы ехать в торговый центр «Кировский», но на работе так и не появился. На следующий день жена обратилась в Жовтневый райотдел милиции с заявлением об его исчезновении. В возбуждении уголовного дела отказали. Лишь девять дней спустя областная прокуратура возбудила уголовное дело по факту исчезновения Магомеда Магомедова.
Сотрудники Жовтневого районного отдела милиции провели проверку фактов, изложенных в заявлении Раисы Магомедовой, но никаких признаков преступления не установили.
ТАК СМОТРЯТ МИЛИЦИОНЕРЫ И КРУТЫЕ БАНДИТЫ
Жена Магомедова обратилась в управление по борьбе с организованной преступностью. Старший оперуполномоченный УБОПа Виктор Рябов, которому поручили заниматься этим делом, рассказывает, что с ног сбился, несколько раз отработал всю прилегающую территорию. Но найти очевидцев произошедшего долго не удавалось. Уже начали закрадываться сомнения, действительно ли это похищение. Наконец повезло, был найден ключевой свидетель. Рано утром житель соседнего дома шел на рыбалку и видел Магомедова возле его гаража.
— Ворота были открыты, машина заведена, — рассказывал мужчина. — Магомедов стоял рядом, видимо, ждал, когда машина прогреется. К гаражу уверенной походкой шли трое мужчин. Это были милиционеры. Вы не видите себя со стороны, а у вас взгляд специфический, пронизывающий, оценивающий, с явным превосходством. Так смотрят либо крутые бандиты, либо милиционеры, причем не новички.
ЦЕНА ЖИЗНИ – ГОРСТЬ ЗОЛОТА
Потом выяснилось, что многое недоговаривала и жена Магомедова. Как оказалось, в день похищения муж позвонил ей и сказал: «Рая, если тебя позовут с улицы, брось с лоджии все деньги и золото, что есть в доме, и не обращайся в милицию, потому что меня убьют».
Начались серьезные поиски, но время, к сожалению, было упущено. Проводилась огромная работа с применением многих методов оперативно-розыскной деятельности: отслеживали телефон потерпевшего, отрабатывали его связи, проверяли на причастность к данному факту конкурентов.
— Проанализировав всю имеющуюся информацию, мы пришли к выводу, что имеем дело с профессионалами с достаточным опытом оперативной работы, — рассказывает Виктор Рябов. — Но все-таки вычислили предполагаемых похитителей. След привел в Пятихатки.
При отработке этого региона оперативники вышли на неоднократно судимого мужчину, уже задержанного сотрудниками управления уголовного розыска области за совершение разбойного нападения. Он рассказал, что бывший начальник Пятихатского РОВД подполковник милиции Шаповал, его заместитель Паранько (оба уже пенсионеры МВД) и старший лейтенант Пятихатского ГАИ — оборотни в погонах. Они организовали преступную группу. В Днепропетровске отслеживали бизнесмена, чтоб его похитить и получить выкуп. Оперативники понимали, что это могло быть и умышленным оговором.
ЖАДНОСТЬ СГУБИЛА
Начали собирать материалы о Шаповале, запросили из архива его личное дело, общались с бывшими сослуживцами. Послужной список оказался примерным: прошел путь от оперуполномоченного уголовного розыска до начальника райотдела, имел поощрения. За спиной Киевская высшая школа милиции, которая позволяет занимать руководящие должности.
— Словом, кадровый милиционер, — размышляет Виктор Рябов. — А жадность и гнилость проявились. Как только стал продвигаться по служебной лестнице, обложил данью бизнесменов, сельхозпроизводителей. С одних получал деньгами, с других товарами — зерном, продуктами. Главное — побольше.
Так семья Шаповала оказалась собственником двух ресторанов. Местные жители рассказали, что знали о бесчинствах начальника райотдела, терпели, но жаловаться не решались, боялись мести, это же район, все свои, как говорится, рука руку моет. Поедешь в Днепропетровск, напишешь жалобу, которая и возвратится на место для проверки. Только себе хуже, точнее, дороже выйдет, жаловались потерпевшие от беспредела руководства районной милиции пятихатцы.
СВОЙ ХУЖЕ ЧУЖИХ
Оперативники долго не могли взять бывших милиционеров-преступников. Они мастерски ускользали. След повел в Евпаторию. Крым и его побережье отрабатывали участники совместной оперативной группы, в состав которой входили сотрудники Днепропетровского УБОПа (Юрий Свидерский, Геннадий Черный, Юрий Гребенник, Виктор Рябов), отдела «К» УСБУ (Александр Македонский и его коллеги), отдела по борьбе с бандитизмом УБОПа (Герман Масяйкин, Сергей Цымбал).
Эдуард Шевченко, начальник УБОПа, с первого дня держал это дело под личным контролем. В итоге преступников задержали и изобличили в совершении ряда тяжких преступлений, в том числе и похищении Магомедова.
ДЕНЬГИ НЕ ПОМОГЛИ
Задержали Шаповала дома. Он прятался в тайнике – в межэтажном пространстве. После этого жители Пятихаток стали приходить к следователю и давать правдивые показания в отношении Шаповала и его преступного окружения.
К тому времени Магомедова давно уже не было в живых. Только наивный человек может надеяться, что, получив выкуп — 30 тысяч долларов за похищенного, преступники его освободят, говорят оперативники. По заранее разработанному плану после получения денег его должны были убить.
31 мая 2003 года в лесопарковой зоне недалеко от Таромского был найден обгоревший труп. Из-за сильного повреждения личность невозможно было установить, но судебная экспертиза подтвердила, что это Магомедов. Однако следователи выяснили, что преступники не убивали Магомедова. Умер он от сердечного приступа.
Следователь прокуратуры Днепропетровской области Владимир Бутенко тщательно расследовал уголовное дело по обвинению Шаповала и его подельников в похищении Магомедова, в совершении других тяжких преступлений и направил в суд. Участники группы получили длительные сроки лишения свободы – закономерный финал для алчных оборотней в погонах.
Ника Богданова
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение