Skip to content

От сессии до сессии: как «Наше місто» сдавало экзамены

Последний звонок прозвенел. Со школой и детством пришлось попрощаться. Теперь ты – студент. На школоту смотришь свысока и с особым рвением рассказываешь о прелестях студенческой жизни. Но тут друг-старшекурсник обескураживает: «Пока первую сессию не сдашь, студентом не станешь!» И ты молниеносно начинаешь готовиться к зимнему боевому крещению. Накануне Дня студента журналисты «НМ» вспоминали, как сдавали экзамены.

МЕНДЕЛЕЕВСКИЙ ПОДХОД

Главный редактор Елена Мисник училась в химико-технологическом институте (сейчас университет) по специальности «Технология электрохимических производств». Студенты в шутку называли его военно-экономическим с химическим уклоном, потому что самые суровые преподаватели были по экономике и военному делу. В те времена одновременно с химиками готовили военных специалистов.

– Особенно все боялись подполковника Дмитрия Гогина по прозвищу Демагог, который вел предмет ОМП (оружие массового поражения), – рассказывает Елена. – Перед его экзаменом у многих от страха даже начиналось расстройство желудка, потому что из-за «военки» можно было не только остаться без стипендии, но и запросто вылететь из вуза. Я была отличницей и к экзаменам обычно готовилась, но к ОМП подготовиться нормальный человек не может. Ибо невозможно ни заучить, ни запомнить многоэтажные формулы отравляющих веществ и прочую ерунду. А списать у Дмитрия Гогина было нереально.

От сессии до сессии: как «Наше місто» сдавало экзамены. Новости Днепра

И вот накануне экзамена мне снится билет номер пять и все три вопроса в нем. Помню, один из них касался химических свойств зарина. С утра я на всякий случай все это прочитала. Пришла на экзамен и вытащила именно этот билет. Даже преподаватель был удивлен, что я все знаю.

– Еще хорошо помню, как готовилась к экономике, – продолжает Елена. – Шпаргалки я обычно не писала, но на экономику все же решила сделать «бомбы». На экзамен нас вызывали по очереди. Мне попался несложный билет, на который я знала все ответы. Вышла из аудитории, а однокурсник Вася Гурский просит поделиться шпаргалками. Думаю, зря я что ли «бомбы» писала. И отдала. Преподаватель нашел их у него в парте, Вася отморозился, мол, не мои. Тогда экономист пообещал, что сделает идентификацию почерка и выяснит, кто их написал. Я очень переживала тогда, но, к счастью, до этого не дошло. А вообще у меня было много «автоматов». Так что зачастую на сессии сдавала один-два предмета вместо пяти-шести.

ШПАРГАЛКИ НЕ СПАСАЛИ

Журналистка Юлия Бабенко грызла гранит науки на украинском филфаке ДГУ (сейчас ДНУ).

– Учиться было сложно, поскольку профессор Фролова, которая возглавляла кафедру, считалась очень строгой, – рассказывает Юля. – К тому же задавали гору литературы. Кроме украинской, давали огромный список по русской и зарубежной. Как правило, за семестр надо было прочитать 50–80 книг от 200 до 800 страниц каждая. Поэтому мы делились на группы по пять-семь человек и читали, кто что по списку вытащит. Затем подробно пересказывали друг другу и записывали. Это тоже непросто, поскольку имена героев перемешивались в голове. Писать шпаргалки было бесполезно, так как один вопрос экзаменатора, например, о том, какие цветы жених подарил Луизе, мог сразу вывести на чистую воду. Так что студенческий анекдот: «Что сдаем и в какой аудитории?» на нашем факультете не срабатывал. Приходилось серьезно потеть над предметами.

От сессии до сессии: как «Наше місто» сдавало экзамены. Новости Днепра

Но шпаргалкой я все же однажды воспользовалась. Был такой уникальный предмет, как политэкономия, которую я ненавидела – не понимала пользы. Правда, поскольку шпаргалки писала сама, вспомнила все, что там было изложено, как только взглянула на текст. Благодаря этому не и попалась – мгновенно спрятала ее под широкую резинку на ноге. Сейчас даже примерно не вспомню, о чем был билет, что отвечала. А вот прочитанные книги и даже те, которые пересказывали однокурсники, в памяти остались даже спустя 35 лет.

ГЛАВНОЕ – ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ!

Фотокорреспондент Валерий Кравченко учился в высшем военном авиационном училище летчиков имени Грицевца. Еще курсантом удостоверился в действенности правила: сначала ты работаешь на зачетку, а потом зачетка работает на тебя.

– Первую сессию я сдал хорошо и на следующих получал «автоматы», – вспоминает Валерий. – Перед экзаменами никогда не нервничал и ничего не учил. Кто-то готовился ночью, я же в это время спал и набирался сил. Сложнее всего было сдать физподготовку. У преподавателя были серьезные требования и те, кто им не соответствовал, лишались каникул летом и зимой.

От сессии до сессии: как «Наше місто» сдавало экзамены. Новости Днепра

Но мне это не грозило. Перед учебой в училище я служил в Балаклаве на подводной лодке. Поэтому с физподготовкой все было в порядке. Да и сейчас все отлично!

КНИЖНЫЙ РИТУАЛ

Дарина Сухонос-Табацкая, руководитель пресс-центра «НМ», в 2006 году поступила на журфак ДНУ на бюджет по творческому конкурсу. Экзаменов она не боялась, но все равно готовилась, так как хотела получать стипендию.

– Я была безумно счастлива, когда поступила, – вспоминает девушка. – О, это чувство, когда тебе выдали банковскую карту! Ты, как взрослый, идешь и получаешь заслуженную стипендию. Сессии меня никогда не пугали. После творческого конкурса уже был иммунитет. Но хотелось «пятерок» и хорошую стипендию. Я немного ботан и в школе по-своему любила экзамены. Еще у меня был ритуал: в перерывах при подготовке к экзаменам я читала «Гарри Поттера» на украинском языке в переводе Ивана Малковича. Это помогало перезагрузить мозг и усвоить все важное.

От сессии до сессии: как «Наше місто» сдавало экзамены. Новости Днепра

Иногда делаю так и сейчас. Если бы отмотать время назад, то я бы не поступала на факультет систем и средств массовой коммуникации. Журналистике не учат. Это или дано, или нет.

ОТ НЕРВОВ ПОХУДЕЛА НА ДЕСЯТЬ КИЛОГРАММОВ

Журналистка Мария Матюшкина (на фото – крайняя слева) перед первой сессией нервничала невероятно – понимала, что, если не сдаст и вылетит со своего бюджетного места, то в следующем году поступит только на контракт. А родители не смогут заплатить нужную сумму. Учебу на журфаке ДГУ она очень любила и сделала все возможное, чтобы сдать сессию. Маша рассказывает, что сложнее всего было готовиться к двум предметам – политологии и истории Украины. В итоге политологию она сдала на «тройку», а с историей пролетела. И при подготовке к пересдаче похудела на десять килограммов.

– Преподаватель истории Юрий Коломоец сказал на экзамене, что это не мой уровень ответа, и послал на пересдачу, – вспоминает Маша. – Для меня эта фраза была равносильна расстрелу. Я взялась за зубрежку с десятикратным упорством: читала днем и ночью, в туалете и в маршрутке. Самое ужасное, что сдать я смогла только с четвертого раза. За полторы недели на нервах сильно похудела. Когда наконец-то закрыла сессию, хотелось упасть лицом в свежевыпавший снег и рыдать.

От сессии до сессии: как «Наше місто» сдавало экзамены. Новости Днепра

Вторая сессия прошла уже менее нервно, я поняла, что надо менять свое отношение к экзаменам. Научилась ловить азарт от момента неизвестности перед выбором билета. Сердце замирает, я беру листочек и читаю вопросы – ни с чем не сравнимое ощущение. А были случаи волшебства. Как-то мы группой несколько часов под дверью кафедры ожидали начала зачета. Староста пошла выяснить, когда же о нас вспомнят. Оказалось, преподаватель забыла о сдаче. Она собрала наши зачетки и…просто поставила всем зачет.

СЧАСТЛИВЫЙ ТРИНАДЦАТЫЙ БИЛЕТ

Журналистка Таисия Кузьменко любила экзамены. Она училась в ДГУ на филологическом факультете и одновременно в группе по специализации «Журналистика».

– Может, кому-то покажется странным, но я любила экзамены, – вспоминает Таисия. – Писала конспекты, готовилась дня три. Особо говорливой не была, больше тихой. Но, когда брала билет, будто открывалось второе дыхание, все вспоминала. В летнюю сессию для подготовки к экзамену по истории Украины у нас было три дня. Я уехала домой в Полтавскую область. Возвращаюсь вечером в Днепр, меня встречают подруги и говорят, что вместо истории мы сдаем языкознание. Сначала не поверила, думала, разыгрывают, но это была жестокая правда. На ватных ногах зашла в общежитие, открыла билеты и почемуто зацепилась за тринадцатый. Первый вопрос в нем: речевой аппарат. Было одиннадцать вечера, когда я третий раз прочитала об этом аппарате, – ничего не запоминалось.

Солнечным июньским днем в первой пятерке студентов я зашла в аудиторию. Было жарко, дверь оставили открытой, поэтому, когда я вытянула билет и удивленно произнесла: «Тринадцатый», в коридоре послышалось громкое «Ах!» моих подруг по комнате в общежитии. Я так вдохновенно и подробно рассказала о речевом аппарате, что следующими вопросами преподаватель Вера Шадура не стала интересоваться и поставила «пятерку». Кстати, квартира у меня тоже тринадцатая.

ЧУТЬ НЕ ПРОСПАЛ ГОСЫ

Николай Кравчук, основатель газеты «Наше місто», изучал украинскую филологию в КНУ имени Тараса Шевченко. Его самое яркое воспоминание связано с экзаменом по зарубежной литературе.

– Над учебниками я никогда не корпел, – говорит он. – Что сложного в сессии? Знаешь – сдашь, не знаешь – не сдашь. Старшекурсники по наследству всегда передавали младшим все нюансы сдачи того или иного экзамена. Вот, например, преподавателя зарубежки обязательно нужно было на экзамен привезти на такси, хотя расстояние до ее дома было метров пятсот.

Розалия Львовна была настоящей аристократкой с родословной из дворян. В ее квартире жили около двадцати кошек, которых она обожала. Этим кошкам обязательно нужно было привезти вкусняшку. Желательно «Докторскую».

От сессии до сессии: как «Наше місто» сдавало экзамены. Новости Днепра

Однокурсники скинулись и делегировали меня в почетный эскорт. Поехал на Бессарабку, купил цветы, две палки колбасы по 2.20(!), поймал такси и привез профессора в универ. Вся группа сдала экзамен успешно. А еще запомнилось, как чуть не проспал госэкзамен на последнем курсе. Почти вся группа уже сдала, а Кравчука нет. Забеспокоилась девушка Таня, позвонила вахтеру в общежитие, и та меня разбудила (любил я поспать всегда). Успел. Сдал на «отлично». А девушка Таня стала моей женой. Не только поэтому.

ГОТОВИЛСЯ НА КОНЦЕРТЕ «АРИИ»

Фотокорреспондент Сергей Бараненко (на снимке – в центре) учился в высшем профтехучилище №17 на мастера по обработке материалов на автоматах и автоматических линиях. За день до одной из сессий зоркому глазу газеты пришлось выбирать – идти на концерт или корпеть над учебниками.

От сессии до сессии: как «Наше місто» сдавало экзамены. Новости Днепра

– В город как раз приезжала группа «Ария», – вспоминает он. – Друзья предложили сходить. А у меня на следующий день экзамен по спецпредмету. Я подумал минут шесть и понял, что иду на концерт. В три часа я вернулся домой. Утром спрашиваю у ребят, какие вопросы будут. Не надеялся, что сдам, но в итоге попал в тройку лучших. Но были не только положительные случаи. Из-за предвзятого отношения преподавателя по истории Украины я лишился красного диплома. Она называла меня наркоманом и прочила ужасное будущие. Единственную «тройку» я получил только у нее.

В ХОД ИДЕТ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ!

В моей жизни было шесть сессий. Ведь я еще учусь – изучаю журналистику на четвертом курсе в ДНУ. Каждая из сессий была по-своему прекрасна, но самые яркие воспоминания связаны именно с первой.

На факультет я попала случайно, к счастью, на бюджет. Поэтому в учебе меня стимулировала стипендия, не хотела с ней расставаться. Перед первым экзаменом нервничала, писала шпаргалки и боялась попасть на пересдачу. Пронесло. Помню, по украинскому языку у меня получалось 75 баллов, а я хотела хотя бы 82. Как раз был День святого Николая. Я пошла ва-банк – за несколько минут до выставления оценки в зачетку написала стих и продекламировала его преподавателю. И получила желанные 82 балла! После этого я поняла, что шанс есть всегда, было бы желание.

От сессии до сессии: как «Наше місто» сдавало экзамены. Новости Днепра

На первом курсе я была хорошисткой, получила только три «четверки». Но после летней сессии Минобразования внесло новые требования для получения стипендии, и я ее лишилась. Это подтолкнуло к поиску работы, поэтому со второго курса я работаю журналистом. Прихожу в университет ближе к сессии и довольствуюсь даже «тройками». Признаться, такой расклад меня не расстраивает. Ведь студенчество – это не только оценки и подготовка к сессии.

Екатерина Гаценко

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение

Метки: ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: