После выхода сенсационного сериала «Чернобыль» экскурсии в зону отчуждения стали еще популярнее, но не среди иностранцев, а украинцев. Все захотели узнать больше о черной страницы в истории страны. В сети есть масса туров – от однодневных до пребывания по несколько дней и вип-экскурсии на вертолете над реактором. Но главный вопрос один – опасно ли это? Какую дозу радиации можно получить за день пребывания там, где случилась самая большая техногенная катастрофа в Европе? Журналисты «НМ» проверили на себе.
Дозиметер – наш друг
Тур на один день стоит $49, еще $5 дополнительно – это питание в столовой. Грустные осенние пейзажи за окном становятся еще печальнее, когда мы движемся к КПП «Дитятки».
Это 30-километровая зона, запрещённая для свободного доступа территория, подвергшаяся интенсивному загрязнению вследствие аварии в далеком 1986 году. Тут все строго – полиция проверяет документы и электронный билет экскурсионной группы. Лес поражает своей красотой.
«Главные правила – не трогать ничего, не садиться и не ложиться на землю. Не брать никакие сувениры с собой. Природа тут восстановилась за 30 лет до состояния 1800 года по оценке экологов. Тут есть даже лоси, а с границ Беларуси даже забредают медведи. Живут лисы, еноты», — рассказывает наш гид Дмитрий Шибалов.
Одна из самых колоритных остановок – детский сад в селе Копачи.
Уже на входе в него счётчики начинают пищать, а замеры скачут – тут есть радиация. Она под ногами. В почве, в растениях, даже в дорожной пыли…
Мы подходим ближе, и возле входа, где скат крыши, есть место, где замеры просто чудовищно велики – становится не по себе. Когда видишь цифру 8,530 микрорентген или более 23 000
«Это из-за смывов с крыши, тут особенно «фонящее» место. Естественно, руками ничего не нужно трогать, садиться на землю и так далее. Как только зайдем в здание, показатели упадут ниже допустимой нормы», — говорит Дмитрий.
Мы заходим в детский сад. Атмосфера тут похлеще, чем в самом страшном фильме ужасов. Брошенные кроватки, детские игрушки с черными лицами, мишки без головы и тетрадки. Записка от мамы, что сегодня ребенок не придет в сад. Тут кипела жизнь — и резко оборвалась. Люди спешно собирали вещи. А потом пришли мародеры…
«Официальный случай мародерства был зарегистрирован в Припяти на следующий день после катастрофы. Люди начали грабить брошенные квартиры. Через год жителям выдали пакеты на 60 литров с просьбой забрать самое нужное. Они вернулись в свои дома и увидели следы ограбления. Был даже случай убийства, когда одна семья застала мародера, придя к себе домой», — рассказывает Дмитрий.
Фонит Припять и собака
Припять. Город-призрак. Город легенд. Цветущий, весь в розах – таким его показывает сериал HBO. Сегодня это город шиповников, мертвых зданий и леса. Тут фантастически много сосен – от маленьких до огромных.
Не сдерживаемая ничем природа буяет и радуется жизни, оплетая мхом и ягодами ржавые автомобили и детские площадки. Ее не пугает радиация – тут все растет и развивается. На секунду забываю, где я, и хочу поднять шишку – но тут же отдергиваю руку — счетчик пищит…
С крыши 16-этажного дома разворачивается самый потрясающий вид на город, рыжий лес и реактор. Все это замерло в своей невероятной красоте. Обломанные линии электропередач оплетает мох. Кое-где видны фрагменты дорог. Стадион превратился в лес. Мы пробираемся сквозь него в сопровождении местной собаки по имени Бета. Она чипирована и привита.
«Этим занимались американские волонтеры. Они также вывезли около 200 щенков в Штаты для «усыновления», — улыбается Дмитрий.
Все собаки тут умеют давать лапу, выполняют команды на десятках разных языков мира! Бета с удовольствием ест предложенные крекеры и сопровождает нас по дороге дальше. Замер на шерсти Беты показал 320 микрорентген.
Это больше, чем замеры на земле в 2 километрах от реактора!
Вредно или нет?
Во время экскурсии у каждого из нас был прибор для замера полученной радиации. Доза оказалась меньше, чем сеанс флюорографии и полет на самолете длительность 30 минут – 0,002 MsV, что равняется 2 микрорентгенам. При выезде на КПП вас проверяют с помощью рамок — проще говоря, измеряют уровень радиации на одежде, обуви.
«Это при условии, что вы соблюдали правила. Был случай, когда девушка-фотограф легла на рельсы для эффектного фото. Далее рамки начали пищать, а она – спорить с сотрудниками. В итоге всю одежду пришлось снять и утилизировать. Правила едины для всех», — говорит Дмитрий.
Стоит ли ехать на такую экскурсию? Однозначно, ведь увидеть что-то подобное нельзя нигде в мире.
«НМ» продолжит вас знакомить с историями и репортажами из зоны отчуждения. Следите за публикациями.
Фото Сергея Бараненко
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение, Спорт
Метки: главное, Новости Днепра, Чернобыль