Skip to content

Под знаком имени: как живется днепровским Жанам, Джульеттам и Фиделям

Под знаком имени: как живется днепровским Жанам, Джульеттам и Фиделям. Новости Днепра

Редкое имя – награда или наказание? Вопрос, пожалуй, риторический. Люди с редкими именами невольно вызывают интерес у окружающих. Только вот чего больше в этом повышенном внимании: плюсов или минусов? Для того чтобы разобраться в этом вопросе, корреспондент «НМ» пообщалась с днепрянами, которым родители дали при рождении редкие имена.

Одно «н» или два?

Так получилось, что после долгих дискуссий на семейном совете меня было решено назвать Юлианной. В это имя мои родные заложили двой­ной смысл: одну из моих прабабушек звали Юлией, а другую – Анной. Ког­да соединились эти два имени, полу­чилась Юлианна, по сути, двойное имя.

Под знаком имени: как живется днепровским Жанам, Джульеттам и Фиделям. Новости Днепра

В детстве дома и в школе меня все называли Юлей. О том, что у меня редкое имя, я вспоминала разве что тогда, когда подписывала тетради. А еще – когда получала почетные гра­моты за хорошую учебу и примерное поведение. Почему? Да потому что те люди, которые их выписывали, в 90 процентах случаев либо игнори­ровали две буквы «н» в моем имени, либо вообще называли меня Юли­ей. И этому можно найти логическое объяснение: ведь Юлиана с одной «н», и уж тем более Юлия – куда бо­лее распространенные и понятные широкому кругу имена.

Годы шли, и чем взрослее я стано­вилась, тем больше людей стали на­зывать меня полным именем – Юли­анна. Причем делали это многие по доброй воле: сама-то я уже давно привыкла к Юле и совершенно не настаивала на том, чтобы ко мне об­ращались иначе. Ну а что касается ошибок во всевозможных грамотах, дипломах и просто в переписке в соц­сетях, то они и сейчас есть. Иногда я искренне удивляюсь тому, как могут не только читатели, но и коллеги-журналисты, которые тысячи раз видели мои имя и фамилию на страницах газеты и в Интернете, упорно про­должать называть меня в письменной речи Юлией или Юлианой? Что ж, как говорится, ничего не попишешь: остается только деликатно намекать на то, что я все-таки – Юлианна. Что два «н» в моем имени зафиксирова­ны в паспорте. Ну а дальше обычно следует рассказ о том, откуда взялось мое имя.

Даздрасмыгда или Даздрасен — что круче?

В советское время на просторах нашей боль­шой страны детям очень часто давали экзотические имена, связанные со строительством но­вой жизни и не только с ним. Фантазия советских родителей поистине не знала границ. Еще лет 40-50 назад выбрать имя можно было и по меся­цу рождения: Декабрий, Декабрина, Ноябрина, Сентябрина, Февралина, Апрелина. Нередко ро­дителей в годы активного строительства коммуниз­ма вдохновляли реки, города и горы. Новорож­денным малышам неред­ко давали такие имена как Нева, Каир, Лима, Париж, Гималай, Алтай, Ангара, Урал и даже Авксома — это Москва наоборот.

Под знаком имени: как живется днепровским Жанам, Джульеттам и Фиделям. Новости Днепра

Вспомним «Соба­чье сердце», где имена девочкам выбирали на общем партийном со­брании! Развивавшая­ся активными темпами наука тоже нередко подсказывала роди­телям редкие имена: например, такие как Алгебрина, Ампер, Гипотенуза, Дрезина, Ом, Электрина, Элина (электрификация + индустриализация).

Ребенка также за­просто могли окре­стить в честь минералов и химических элементов: например, таких как Гра­нит, Рубин, Радий, Воль­фрам, Гелий, Аргент, Ири­дий. Советские лозунги порождали имена-аббре­виатуры, которые сегод­ня воспринимаются как настоящая абракадабра, однако в 1920-30-е годы были, что называется, на пике моды.

Пальму первенства среди самых неудобо­варимых держат Дазвсе­мир — от «Да здравствует всемирная революция!», Даздранагон — от «Да здравствует народ Гонду­раса!», Даздраперма — от «Да здравствует Первое мая!», Даздрасмыгда — от «Да здравствует смычка города и деревни!», Даз­драсен — от «Да здрав­ствует седьмое ноября!», Далис — от «Да здрав­ствуют Ленин и Сталин!», Дамир (а) — от лозунгов «Даешь мировую рево­люцию!», «Да здравствует мировая революция» или «Да здравствует мир», Дасдгэс — от «Да здрав­ствуют строители Днепро­ГЭСа!», Дележ — от со­кращения лозунга «Дело Ленина живет», Делеор — от «Дело Ленина — Ок­тябрьская революция». Налицо патриотизм, гра­ничащий с маразмом.

Имя кубинское, фамилия казацкая

Актуальными в советскую эпоху были также имена, которые давались ново­рожденным в честь коммунистических деятелей. И если девочку называли Кла­рой или Розой в честь Клары Цеткин или Розы Люксембург, то это им, можно ска­зать, крупно повезло. Среди мальчишек середины ХХ века запросто можно было встретить Маркса (названного в честь Карла Маркса) или Вилена (благодарить за такое имя нужно было Владимира Ле­нина). Днепровский журналист, телеведу­щий, писатель, редактор журнала «Бори­стен» Фидель Сухонос — один из тех, кто получил свое имя в честь одного из сим­волов революционного движения.

Под знаком имени: как живется днепровским Жанам, Джульеттам и Фиделям. Новости Днепра

— Я родился в 1961 году, когда тема Кубы и Фиделя Кастро была крайне попу­лярна в Советском Союзе, — рассказывает Фидель Сухонос. — Мой отец решил меня назвать Фиделем, а потом даже отправил на Кубу телеграмму с рассказом об этом. Позже ему пришел ответ с Острова Свобо­ды с поздравлениями! В итоге в моем слу­чае получилось очень интересное сочета­ние: кубинское имя и казацкая фамилия. В жизни это мне никак не мешает, скорее, наоборот, помогает. Ведь для журналиста и писателя запоминающееся имя — это всегда плюс. Конечно, встречаются люди, которым сложно запомнить или понять мое необычное имя – бывает, что назы­вают Федором или Феликсом. Ну а дома близкие называют меня просто Делик. Это сокращение придумала моя мама, ког­да я был еще ребенком. В совсем юном возрасте меня в семье ласково называ­ли Делюшка. И даже сейчас, когда у нас в стране есть масса редких имен, людей по-прежнему удивляет мое имя. Часто расспрашивают про кубинские корни, ко­торых у меня, разумеется, нет. Моя дочь в итоге тоже имеет необычное сочетание имени и отчества, а также двойной фа­милии – Дарина Фидельевна Сухонос-Та­бацкая. И у нее часто спрашивают, не ино­странец ли ее отец.

Спасибо отцу и Виктору Гюго

Главный режиссер Днепровского академического театра драмы и комедии, народный артист Украины Жан Мельни­ков – личность в нашем городе более чем известная. Однако даже преданные поклонники его таланта, которые наблюда­ют за великолепной актерской игрой Жана Александровича на протяжении многих лет, как правило, ничего не знают о том, каким образом он стал обладателем такого редкого для наших широт имени. Более того, многие уверены в том, что имя Жан – это псевдоним, который артист взял себе для звуч­ности. Однако на самом деле все было иначе.

Под знаком имени: как живется днепровским Жанам, Джульеттам и Фиделям. Новости Днепра

— Жан – это мое настоящее имя, в 1930-х годах в СССР, разумеется, очень редкое, — рассказывает режиссер. — Так назвал меня отец, который был очень эрудированным, начитанным человеком. Он погиб в 1941-м под Нарвой. Одним из его самых любимых был главный герой романа знаменито­го французского писателя Виктора Гюго «Отверженные» Жан Вальжан. В честь него я и получил свое имя. Нужно сказать, что в школьные годы никто Жаном меня не называл: в дво­ровых компаниях я был Женей или Жекой. Честно говоря, я настолько уже привык к этим именам, что даже стал забывать о том, что вообще-то я – Жан. А вот мама меня часто называ­ла наш Жан Вальжан. Так вскоре стали называть меня многие однокурсники и педагоги во время учебы в театральном учи­лище. Постепенно я не только вернулся к своему настоящему имени, но и почувствовал всю его глубину, стал гордиться им. Ведь литературный персонаж Жан Вальжан был героической личностью, обладал лучшими человеческими качествами. Кстати, однажды мне подарили юбилейную медаль, на кото­рой изображен Виктор Гюго. Она всегда служит прекрасным напоминанием о том, откуда произошло мое имя.

Под знаком имени: как живется днепровским Жанам, Джульеттам и Фиделям. Новости Днепра

Судьба не по Шекспиру

Что вам в первую очередь приходит в голову, когда вы слышите имя Джульет­та? Разумеется, тут же вспоминается бес­смертная трагедия Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Однако родители жительницы Днепра Джульетты Абдулае­вой никогда не были страстными поклон­никами таланта великого английского драматурга. Откуда же у Джульетты Сер­геевны такое редкое имя?

Под знаком имени: как живется днепровским Жанам, Джульеттам и Фиделям. Новости Днепра

— Родом я с Кавказа, и могу сказать, что среди армян имя Джульетта встречается не так уж редко, — говорит она. — Так меня назвала мама, и мне, признаюсь, очень нравится мое имя. Я никогда его не стес­нялась, наоборот, всегда было приятно представляться Джульеттой. В отличие от шекспировского произведения, у меня с моим Ромео все сложилось благополучно: я уже 31 год замужем и очень счастлива. Не могу сказать, что я стопроцентный ро­мантик, хотя увлечение прекрасным мне не чуждо. У меня есть музыкальное об­разование, я пою и играю на аккордеоне. Вот уже почти три года руковожу хором ветеранов «Надежда», который существу­ет при территориальном центре обслужи­вания населения Чечеловского района. Стараюсь постоянно пополнять репертуар хора все новыми душевными песнями. В Днепропетровск мы с семьей переехали в 1996 году, и здесь, в Украине, мое имя, разумеется, звучало и продолжает звучать очень необычно.

Под знаком имени: как живется днепровским Жанам, Джульеттам и Фиделям. Новости Днепра

Многие в нашем городе думали, что Джульетта — это псевдоним. «За все то время, пока мы живем здесь, я лишь однаж­ды услышала о том, что в Днепропетровске есть еще одна Джульетта, — делится женщина. — Муж рассказал о том, что у него на работе есть Джульетта Саргисовна – тоже армян­ка. Так что спасибо моей маме за такое красивое и редкое имя».

Рафаэлла –это не конфета и не черепашка!

В конце ХХ — начале ХХI века маль­чишки и девчонки продолжают получать при рождении редкие, отчасти вычурные имена. Некоторые впечатлительные ма­мочки нарекают своих чад в честь героев и героинь латиноамериканских сериа­лов или голливудских киноактеров. А вот у днепрянки Рафаэллы Покрасовой с происхождением ее имени связана иная история.

Под знаком имени: как живется днепровским Жанам, Джульеттам и Фиделям. Новости Днепра

— Мои родители очень хотели мальчика, а родилась я, — подели­лась она. — Папиного отца, моего дедушку, звали Рафаил, именно так они планировали назвать и будуще­го наследника. В итоге меня нарекли Рафаэллой Михайловной. В детстве мне, признаюсь, очень не нравилось мое имя: хотелось чего-то попроще. Чтобы мое имя не привлекало ко мне повышенное внимание окружающих. Ну а когда я немного подросла, мне стало ясно, что имя мое – просто ве­ликолепное. Редкое, звучное. Имя, которое заставляет меня почувствовать себя на вершине всех вершин! Что же касается реакции окружаю­щих, то теперь она меня мало волну­ет. Хотя часто бывает так, что просят показать паспорт, чтобы удостове­риться в том, что меня действительно так зовут. Часто, когда люди слышат мое имя, они спрашивают: «Рафаэлла – это в честь конфет? Твои родители, наверное, очень любят их?» Конечно, эти шутки меня раздражают. Так же, как и школь­ные прозвища Донателла, Ferrero Rocher, Рафаэль (так звали не только знамени­того художника, а и испанского певца, а также одну из черепашек ниндзя). В принципе, иногда мне кажется, что по­добные подколки в той или иной степени будут сопровождать меня всю жизнь.

Сейчас Рафаэлле уже двадцать лет, и так остро, как в детстве, она на подколки не реагирует. И действительно, редкое имя уже с рождения придает его носи­телю некую уникальность. Важно только правильно ее использовать.

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение

Метки: 

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: