Site icon Наше Місто

Убийца с ангельским лицом: по следам «днепровских маньяков»

Вспомнилась история 12-летней давности. Тогда у нас на Красном Камне часто находили зверски замученных собак и кошек. Обсуждая с соседями и друзьями эти случаи, мы выдвигали разные версии — от медицинских исследований, садистских извращений до вымещения злобы людей за унижения на работе. Но, как выяснилось позже, животных убивали трое парней из благополучных семей — закаляли волю, чтобы стать киллерами. Это 19-летние местные жители Виктор Саенко, Игорь Супрунюк и 17-летний Александр Ганжа. Муки животных они снимали на камеру ради забавы.

ВНЕЗАПНО ПРЕРВАННАЯ ЖИЗНЬ

Через полтора года с животных преступники переключились на людей. Первое убийство было совершено 25 июня 2007 года. Жертвами стали Екатерина Ильченко и Роман Татаревич. Полковник милиции в отставке Сергей Игнатов, который в то время работал заместителем начальника областного управления уголовного розыска ГУМВД Украины в Днепропетровской области, рассказывает:

— Все убийства проходили по одинаковому сценарию — нападение совершалось неожиданно, без всяких причин, жертве разбивали голову тяжелым острым предметом, похожим на молоток или арматуру.

— На дорожке между домами обнаружили девушку с проломленным черепом, рядом валялся пустой разорванный пакет. Правоохранители выяснили, что жертва была из малообеспеченной семьи. Она возвращалась от подруги, которая подарила ей кофточку, юбку и книжку. Обычно на месте преступления остаются следы борьбы, волочения. А там ничего не было. Вскоре в палисад нике почти под окнами прокуратуры Ленинского района обнаружили тело бомжа с аналогичными повреждениями.

КРОВАВЫЙ ПОЧЕРК

Почти все пострадавшие были случайными людьми — разного возраста, пола и социального статуса. Самой младшей жертве — 13 лет, самой старшей — 70.

— Все убийства проходили по одинаковому сценарию — нападение совершалось неожиданно, без всяких причин, жертве разбивали голову тяжелым острым предметом, похожим на молоток или арматуру, — рассказывает Сергей Игнатов.

Череда убийств захлестнула область. Порой в сутки находили по две жертвы. 7 июля 2007 года в Индустриальном районе Днепропетровска недалеко друг от друга обнаружили мертвыми Егора Нечволода и Елену Шрам.

— Мы отработали много версий, — вспоминает Сергей Игнатов, — рассматривали возможность убийства на религиозной почве, с участием неформальных организаций.

СЕЛФИ С МЕРТВЕЦАМИ

Позже, когда удалось установить и задержать преступников, правоохранители были шокированы их цинизмом и жестокостью. Все свои злодеяния они снимали на камеру. От увиденного кровь стыла в жилах даже у бывалых оперативников.

— Мальчишка, полтора метра ростом, в рукаве палка, залитая свинцом и обмотанная для удобства изолентой, — рассказывает Сергей Игнатов. – Останавливает мужчину на мотоцикле, мол, помощь нужна. Удар по голове, и человек падает замертво. Его затаскивают в посадку, один из злоумышленников ножом выковыривает жертве глаз, другой снимает.

Преступники выезжали на «охоту» на машине Супрунюка и на краденом скутере, нападая врасплох на всех, кто попадался на пути. Как правило, подходили к жертве сзади и били по голове молотком или куском арматуры. Не пощадили и водителя, который помог им вытянуть машину из ливневки.

— Шел сильный дождь, — вспоминает Сергей Игнатов. — Машина преступников застряла в люке. Проезжавший мимо водитель предложил помощь. Когда машину вытянули, парни переглянулись, один настроил камеру, а другой нанес смертельный удар по голове.

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

Четырнадцатилетнего Владика Ляхова спасли быстрые ноги и показавшаяся на безлюдной ночной трассе машина — гнавшийся за ним убийца повернул назад. В этот момент его сообщник уже расправился с ехавшим на рыбалку 13-летним другом Владислава.

70-летняя жительница Красного Камня понесла еду бродячим собакам, обитавшим на косе. На мальчишек, упражнявшихся возле турника, даже внимания не обратила и не насторожилась, когда услышала позади топот. От смерти женщину спасли собаки, которые набросились на злоумышленников. С травмой головы женщина добралась до молодежного центра, охранник которого вызвал «скорую помощь». И хотя пострадавшая не видела напавших на нее, кадры, снятые камерой мобильного телефона, полностью их изобличают.

ЛОВУШКА ЗАХЛОПНУЛАСЬ

Деньги или имущество не были для садистов мотивом для убийств: у некоторых жертв они не брали даже драгоценностей. А вот мобильные телефоны сдавали на продажу в комиссионный магазин.

Специально сформированные следственно-оперативные группы брали в разработку всех подозреваемых и, наконец, вышли на след преступников. Нашлись свидетели, которые видели, как молодые люди сбросили скутер в карьер на Красном Камне.

— Правоохранители провели оперативно-розыскные мероприятия и вышли на преступников, — рассказывает Сергей Игнатов. — Задержали всех вместе. Андрей Николайчук, который был понятым при обыске квартиры Саенко, вспоминает:

— Трехкомнатная квартира в «чешке», в комнате 19-летнего Виктора хороший ремонт, современный компьютер, телефон. Остальные комнаты в запустении, без ремонта. Дверь долго не открывали. Как знали, что идут с обыском. Потом выяснилось, что уничтожали улики. Мать спустила в унитаз пакет с драгоценностями жертв. По иронии судьбы он забил канализацию, и аварийщики изъяли его. А еще поразила записка, найденная в личных вещах преступника. В ней было написано о мечте заработать 900 тысяч долларов. Рядом — расписка отца, который обещал вернуть сыну денежный долг. На личных вещах зло умышленника нашли следы крови. Мать выгораживала сына, мол, это ее, но экспертиза подтвердила — это кровь жертв.

ФИЛЬМ УЖАСОВ

При обыске квартир изъяли винчестер с жестким диском, там были запечатлены все преступления. Когда парней судили, в деле фигурировало около ста фотографий и три 40-минутных видео.

— Столько улик, сколько оставили после себя убийцы, преступники редко оставляют, — делится Сергей Игнатов. — Следствию обычно приходится по крупицам собирать доказательства — отпечатки пальцев, окурки. В этом же неординарном деле Саенко и Супрунюк, словно специально, сохранили свидетельства своей вины: банковские карточки жертв, их вещи, украшения, мобильные телефоны, квитанции из ломбарда за сданное золото, металлические трубы, молотки и кастет. Не говоря уже о фото- и видеоматериалах.

Всех присутствующих на процессе терзал один вопрос: откуда в молодых людях, которые выросли в благополучных обеспеченных семьях, столько зла, цинизма, ненависти. Адвокаты пытались доказать, что дело сфабриковано, но фото и видео свидетельствовали об обратном. С места учебы и жительства парни получили прекрасные характеристики. Родители до последнего были на стороне детей-убийц. Страшно было наблюдать, как они врали и изворачивались, пытаясь помешать выяснению истины, как спокойно наблюдали за сценами кровавых истязаний с участием своих отпрысков. На суде к маме Супрунюка подошла мама убитой девочки и спросила: «Как же вы могли воспитать таких зверей, доченьку мою убили?» На что та, не моргнув глазом, ответила: «Значит, вашей дочери суждено было умереть».

Представители Генеральной прокуратуры интересовались у Сергея Игнатова, как у опытного оперативника и юриста, мотивами днепропетровских убийц.

— Я беседовал с ними, оценивал их поступки, пытался понять мотив, но первый раз в жизни сказал, что не знаю, — резюмировал оперативник.

Ника Богданова

Категория: Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение

Метки: 

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також:

Exit mobile version