Они не спят ночами, охраняя нашу безопасность. За пару минут под вой сирен выезжают туда, где нужно спасать жизнь, тушить огонь, открыть двери застрявшего лифта или снять кота с дерева. Вызовы в службу по чрезвычайным ситуациям поступают самые разные. Накануне Дня спасателя Украины, который отмечали 17 сентября, журналисты «НМ» провели один день с этими смелыми, но удивительно скромными людьми.
Под охраной Анатолия
Раннее утро, мы приезжаем в 19-ю пожарно-спасательную часть 8-го государственного пожарно-спасательного отряда ГУ ГСЧС Украины в Днепропетровской области.
На постаменте за шлагбаумом — пожарный автомобиль, возле него – черный пес. Как оказалось, он тоже сотрудник ГСЧС. Зовут Анатолий, для посторонних – Анатолий Петрович.
Обгоревшего после пожара в одном из сел и отощавшего пса пожалели, оставили в части. Теперь это отличный охранник и друг. У него есть паспорт и все необходимые прививки.
Нас с улыбкой встречает Андрей Салабай, командир отделения, старший прапорщик службы гражданской защиты. До построения считанные минуты – сейчас ночную смену заменит новая. На плацу звучит приветствие: «Слава Україні!» – «Героям слава!»
После идет отчет о работе ночью – были вызовы на пожары. Некоторые парни поглядывают на нас – им неловко из-за того, что их фотографируют.
— Мы часто проводим экскурсии для детей, — делится Андрей Салабай. — Им интересно увидеть технику вблизи, поговорить с пожарными.
Начинается прием смены: проверяют технику, баллоны с воздухом и все, что может понадобится, когда прозвучит сирена. Голуби шумно купаются в лужах, которые остались после проверки техники. «Они – наши постоянные гости, по ночам тут гуляют ежики, да и ребята часто привозят спасенных животных. Некоторых потом забирают домой», — рассказывает командир отделения.
Четкого режима завтрака или обеда тут нет – все зависит от смены и вызовов. Мы ходим среди огромных машин, тут же экипировка, а ребята тем временем проверяют баллоны, индивидуальные маски.
Начало смены, работа кипит. В диспетчерской симпатичная девушка отдает команды по телефону, заполняет бумаги. Из главного управления поступает вызов о чрезвычайном происшествии в районе, который обслуживает данное подразделение.
Диспетчер дежурной смены старший сержант Ирина Гречка работает в МЧС больше 15 лет и ни разу не пожалела о выбранной профессии. Семья ею гордится, а сын мечтает пойти по стопам матери.
— Не соглашусь, что это не женская профессия, — говорит Ирина. — Женщины-диспетчеры быстрее принимают и обрабатывают информацию. В мои обязанности входит прием и передача информации, корректировка подразделений. Смена – с восьми утра до восьми утра следующего дня. Конечно, в дежурство не до сна, мы всегда на связи. Работа – это часть моей жизни, коллектив – моя вторая семья. За годы работы уже не помню каких-то конкретных вызовов, ведь каждый важен. Да, бывают ложные, когда, например, «минируют» здание. Один вызов подразделения обходится в 67 тысяч гривен — об этом стоит подумать всем шутникам, прежде чем набирать 101.
В ожидании вызова
Если вызовов нет, это не значит, что смена сидит без дела – работы хватает: документация, конспекты, учеба. Но когда звучит сирена, все бросают любые дела и за считанные минуты садятся в машины.
Больше всего пожарным запоминаются случаи спасения детей. Эти герои уже сбились со счета, сколько жизней не оборвалось благодаря их работе. Часто приходится оказывать первую помощь, если «скорая» еще в пути, – непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
— Как-то в доме на жилмассиве Покровский загорелась квартира, в которой жили наркоманы, они варили зелье, — вспоминает Андрей Салабай. — Огонь перекинулся на соседние квартиры. В одной из них, как раз под эпицентром возгорания, были заперты маленькие дети. Один малыш уже потерял сознание. Но мы успели вовремя.
Бывают и забавные случаи – просят снять енота с дерева, убрать гнездо шершней или ликвидировать крыс, которые прогрызли стену.
— Доставать собак из люков и снимать котов с деревьев – это классика жанра! – улыбается командир отделения. — Даже голубей спасаем. На Победе, напротив детской больницы, голубь запутался на проводах – дети смотрели в окна и плакали. Мы помогли птице.
Первое образование Андрея связанно с ветеринарией. Дома у него живут две собаки и два кота.
— Конечно, бывают разные вызовы, — продолжает он. — Недавно сообщили об утечке газа в доме по улице Кротова. Пришлось вскрывать дверь. На месте мы обнаружили нетрезвую женщину, которой казалось, что пахнет газом. Часто осенью горят свалки, трава, листья. Люди поджигают их бездумно. На днях в Волосском так сгорели два дома. Однажды тушили свалку недалеко от города. Там поселились цыгане с Западной Украины. Говорят только на своем диалекте, украинского или русского не понимают. «Работают» — собирают бутылки и металлолом. На моих глазах двое детей съели крысу! У них там государство в государстве. Также раньше было много бездомных в подвалах, где они разводили костры. Сейчас, к счастью, подвалы закрывают, таких проблем нет. Однажды, когда тушили склад, взорвался баллон, одному из наших ребят осколками ранило лицо, чудом спали зрение. Другому придется пересаживать кожу на ноге.
Мы пьем чай и смотрим на голубей, которые резвятся в луже. На станции тихо, вызовов нет.
Вот в таких случаях МЧС помогают при ДТП — вырезают тела пострадавших
— Бывает в день до 30 вызовов, но незначительных. Или же наоборот — один, но страшный, масштабный. Часто нас вызывают на ДТП, когда нужно вырезать пострадавших или тела людей из машин. В такие моменты возмущает поведение некоторых журналистов, которые фотографируют трупы. Не стесняясь, лезут в авто или тычут в лицо микрофон. Для нас главное — работа, а не комментарий для прессы, — говорят ребята.
Их работа — огонь
Мы гуляем по территории части, рассматриваем автомобили и вдруг воздух разрывает оглушительный сигнал тревоги. Все бросают свои дела, за секунды надевают экипировку. Вместе садимся в автомобиль. Пахнет гарью. Я сижу впереди вместе с начальником караула и водителем. Группа из пяти человек – начальник караула Андрей Салабай, пожарные Денис Буслов, Максим Беседин, Сергей Ширяев и водитель Виталий Ткач.
На оживленных улицах Днепра часто приходится включать сирену – водители сразу пропускают пожарную машину.
— Вызов поступил из Чаплей, — говорит начальник караула. – Это территория 25-го подразделения. Но оно на выезде, поэтому его передали нам. Горит сухая трава – сейчас много таких вызовов.
Мы мчим по подсказкам навигатора. Учитывая отдаленность участка работы, на дорогу ушло 10—15 минут. На месте уже патрульная полиция – молодые ребята молча слушают ругань соседей. Одна женщина обвиняет другую в поджоге травы. Огонь уничтожил огромный участок посадки. Чудом не сгорел деревянный забор и соседний дом. Пожарные успели вовремя. Тушат огонь.
Пожилая женщина с палочкой причитает: «Я траву не палила! Я не буду платити штраф. Це не я!» Ребята отвечают, что это не в их компетенции, их работа – огонь.
Стоя на пепелище, понимаешь, что все произошло исключительно из-за человеческой глупости.
Другая соседка – молодая девушка благодарит пожарных: «Когда я увидела огненную стену, испугалась. Точно знаю, кто из соседей это сделал, но, к сожалению, нет ни фото, ни видео момента поджога. Только мои слова». На месте остается полиция, теперь они должны опросить свидетелей и составить админпротокол.
В таких случаях многие опасаются конфликтов с соседями, не вызывают полицию, а пытаются решить проблему самостоятельно. За сжигание листьев и растительных остатков предусмотрены штрафы. Статьей 152 Кодекса Украины об административных правонарушениях за нарушение правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов предусмотрен штраф на граждан в размере от 340 до 1360 грн; на должностных лиц, граждан – субъектов предпринимательской деятельности — от 850 до 1700 грн.
С уверенностью могу сказать: эти люди работают по зову сердца. Они, как ангелы-хранители большого города. Любят свою профессию, которая стала образом жизни. Искренне хочется пожелать им спокойных дежурств.
Особенно много работы у ГСЧС зимой, когда начинается отопительный сезон, и во время праздников: любители выпить засыпают с сигаретой в постели, дебоширят или поджигают фейерверки и петарды. Также зимой сотрудники подразделений дежурят на станциях обогрева – туда приходят в основном люди без определенного места жительства.
— На вокзале целая иерархия, свои законы и традиции, — рассказал один из пожарных. — Как-то видел, как женщина разбавила в стакане боярышник с водой и кинула туда половинку таблетки аспирина. На вопрос почему, сказала, что получается с газом. Как шампанское и голова на утро не болит.
Чтобы надеть экипировку, есть минута. Аппараты для дыхания весят 15 кг! При этом на пожарном уже экипировка, шлем, а на поясе топор – все вместе это еще 7 кг. Работают ребята в связке – один человек на входе контролирует время пребывания внутри и по рации сообщает, что время на исходе и кислород заканчивает. Баллон рассчитан на 35 минут – дольше невозможно пробыть в такой жаре, да и баллон не выдерживает нагрева свыше 80 градусов. Поэтому команда делает все слаженно и быстро. Кроме того, часто приходится выносить людей, а это еще минимум 70 килограммов.
— Мы выносим даже хомячков, — говорят ребята. — Всех, кого находим во время пожара. Очень часто люди сами просят, ведь для каждого коты и собаки – это члены семьи. Жаль, что у нас нет отдельной службы, которая бы занималась снятием котов с деревьев – таких вызовов очень много, а у нас не всегда есть возможность приехать.
Если вы видите пожар, не нужно играть в супермена, ведь у вас нет навыков тушения! Главное — не паниковать и сразу звонить в 101!
Дарина СУХОНОС-ТАБАЦКАЯ, фото Сергея БАРАНЕНКО.