Вторым по размерам некрополем Днепра после Городского кладбища (его территорию сейчас занимает стадион «Днепр-Арена») было Севастопольское кладбище. Оно образовалось в середине XIX века и служило местом захоронения людей, умерших в богоугодных заведениях (нынешняя больница им. Мечникова). О тайнах Севастопольского кладбища расскажет корреспондент «НМ».
Кладбище значительно расширилось в 1855-56 годах. Тогда на нём хоронили умерших от ран и болезней участников Крымской войны и обороны Севастополя. Это были братские безымянные могилы, занимавшие всю восточную часть кладбища. В 1863 году на кладбище построили часовню, перестроенную в 1865 году в церковь во имя Воскресения Лазаря. С этого времени кладбище носило название Севастопольское.
В 1880-е годы могилы севастопольцев представляли собой поросшие травой ряды, без памятников и крестов. В Фомино воскресенье сюда приходил крестный ход из Лазаревской церкви, и над могилами совершалась торжественная панихида «О войнах, на поле брани живот свой положивших за Веру, Царя и Отечество». В 1870 году кладбище было открыто для захоронения жителей города. Его разделили на кварталы, обнесли рвом и обсадили деревьями. В 1888 году около него образовалось военное (гарнизонное) кладбище. В 1885 году Городская Дума отмечала, что Севастопольское кладбище «содержится в желательном порядке заботами церковного причта и в особенности церковного старосты Василия Селиверстовича Лемешинского».
В конце XIX столетия здесь были произведены два особых погребения. Первое, в 1890 году, было совершено с должной торжественностью, со множеством венков, и собрало немалое число горожан. Хоронили Почётного гражданина города Александра Поля. Другое отличалось необыкновенной скромностью. Хоронили Ивана Манжуру, умершего от горячки в богоугодном заведении в 1893 году — человека, известного своими поэтическими и этнографическими писаниями. Из тех, кто оставил след в истории города и был похоронен на Севастопольском кладбище, можно выделить начальника севастопольской крепости Пахомова, преданного с воинскими почестями земле в 1912 году, кафедрального протоиерея отца Петра Катранова, могила которого находилась вблизи церкви, и главного санитарного врача губернии А.К. Смидовича.
В 1941 году кладбище закрыли, но захоронения здесь продолжались. И только в 1949 году было принято решение о ликвидации Севастопольского кладбища. К началу 1950-х годов город стал быстро отстраиваться, росло его население, а вместе с тем — и частное строительство. Территория Жовтневого района застраивалась, и кладбище в центральной части города стало бельмом на глазу. В 1954 году населению повторно объявили о его закрытии и сносе наземных сооружений. Желающим перезахоронить предков на городском кладбище в районе развилки давался срок в две недели.
Житель Четвёртого Мандрыковского спуска М.Ю. Хозов так описал момент ликвидации кладбища:
— Ровно неделю кладбище было бесхозным. Вскрывали склепы, вывозили кирпич на тачках в близлежащие дома, оградки шли на заборы для ограждения домов. Однажды появилась бойкая такая женщина, привела с собой 4 человек в рабочей одежде с ломами и лопатами. Стали они вскрывать склеп, как будто она делала перезахоронение. После того как рабочие пробили вход, женщина сама зашла в склеп, не разрешив никому её сопровождать, и вскоре вышла оттуда с небольшим узелком в руках. Затем села в поджидающее её такси и уехала, не расплатившись с рабочими. А склеп был фамильный, с четырьмя гробами, он представлял собой помещение из кирпича 1,5 х 2,5 метров и в 2,5 метра высотой. На постаменте стоял гроб в целости и сохранности, ручки — под бронзу, в области лица — стекло или смола. Вообще, на кладбище в то время было немало надгробий из мрамора с надписями «баронесса», «статский советник».
По имеющимся архивным кладбищенским книгам тогда на городское кладбище было перезахоронено чуть более 90 человек. По окончанию срока, отведенного для перезахоронений, на Севастопольском кладбище сначала появилась милиция, а затем бригада рабочих, которым предстояло снести оставшиеся наземные сооружения, и в первую очередь церковь с находившейся рядом усыпальницей, мешавшие новой планировке квартала. Все оставшиеся захоронения были уничтожены, и на сегодняшний день считаются утраченными. На месте взорванной церкви установили обелиск в память защитников Севастополя, а на месте усыпальницы построили летнее кафе, чуть дальше — летний кинотеатр.
К 100-летию окончания Крымской войны на месте бывшего кладбища был торжественно открыт парк названный — Севастопольский. В последующие годы его несколько раз реконструировали, а в 1995 году здесь началось строительство религиозного центра. Во время рытья котлована под фундамент церкви, рабочие вскрыли склепные захоронения и множество могил с останками. И тогда в защиту кладбища выступили историки и журналисты. Строительство было остановлено.
Читайте также:
В плен к боевикам попал житель Днепропетровской области
От машины осталась груда металла: в Днепре «МаЗ» раздавил «Жигули» (Фото)
Дело о взрыве на Мандрыковской в Днепре закрыто: главный обвиняемый избежит наказания
Дело Зайцевой получило неожиданный поворот: продолжение следует
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: История, Кладбище, Новости Днепра, Тайны, Фото