Site icon Наше Місто

Набережной Днепра 85 лет: история и причины 150-летнего хаоса

В этом месяце Днепровской Набережной исполняется 85 лет. В связи с таким событием журналисты Gorod.dp.ua. решили приоткрыть тайны ее возникновения.

Почему Набережная вообще отсутствовала в Екатеринославе целых 150 лет? Что было на месте Набережной? Почему о строительстве Набережной задумались только в середине прошлого века? Кто из архитекторов и политиков стоял у истоков идеи Набережной? Какие первые шаги строительства Набережной удалось сделать до войны? И когда все-таки город получил уже отстроенную Набережную?

На эти вопросы постарается ответить кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Вместо Набережной в Екатеринославе был «сплошной лесной склад»
На генплане 1792 года Ивана Старова Набережной нет вообще

«Возникновению архитектурной гордости нашего города, Набережной предшествовали сто пятьдесят лет хаоса, который современники описывали как «один сплошной лесной склад», — рассказывает Максим Кавун.

Почему первые сто лет своего существования Екатеринослав не имел благоустроенного выхода к реке? Причины тому больше экономические, нежели эстетические. Днепр не играл значительной роли в экономике города, потому что транзитному судоходству мешали знаменитые Днепровские пороги ниже Екатеринослава. Только торговля лесом имела перспективы развития. Вот поэтому на берегу Днепра уже с конца XVIII века довольно быстро сосредоточились разнообразные лесопильные заводы, лесные пристани и склады. Нынешняя улица Пастера в первой половине XIX века носила название Лесопильная.

Даже на рубеже XIX-XX веков, в период «золотого века» Екатеринослава, картина местности не содержала ни одного намека на современную красавицу – Набережную. Вот как описывалась прибрежная полоса Екатеринослава в 1910 году :

«Прибрежная часть города отлично видна с железнодорожного моста и насыпи. Она тянется дугой по обе стороны моста и холмистым скатам города, спускающимся к Днепру. Начинаясь выше вокзала под названием Фабричной слободки, она кончается у Потемкинского сада под названием Каменьев. Возвышенная по краям, она в срединной части, начиная с Петербургского переулка и кончая Литейной улицей, представляет низменную, почти ровную площадь, затопляемую во время разлива Днепра… Берег Днепра от железнодорожного моста, кончая Литейной улицей – один сплошной лесной склад. Это центр лесного рынка, где происходит продажа, скупка и распилка леса. Сюда приплывают плоты, здесь они разгружаются. На берегу несколько лесопилок, заваленных днем и ночью работой, особенно в летнее время. Вообще днепровский берег крайне запущен и засорен. Благодаря отсутствию всякого надзора, он в последнее время превратился в сплошной свалочный пункт».

Это колоритное описание дополняет местная газета «Южная Заря», которая весной 1914 года писала:

«Если позабыть немного географию, то, находясь в Екатеринославе, можно не догадаться, что Екатеринослав стоит на Днепре. И подойти к нему и подъехать трудно».

Лишь в начале XX века были осуществлены первые достаточно робкие шаги по благоустройству Днепровского побережья. В районе выхода к Днепру улицы Иорданской (ныне – Коцюбинского) устроили платные закрытые купальни на воде «для благородной публики». Находились они на сваях в 20-ти метрах от берега, к ним вели дощатые мостки. Здесь же ежегодно в праздник Крещения проходил обряд освящения воды из специальной проруби – Иордани (отсюда и название улицы).

Берег Днепра с заводами и складами. Фото 1903 года
Идея Набережной появилась в тридцатые годы XX века

Но в дореволюционный период не было и речи о строительстве комплексного ансамбля Набережной. Эта идея возникла и начала реализовываться только в тридцатых годах XX века, в контексте первого этапа «социалистической реконструкции» города. После бурных событий революции и гражданской войны город в целом восстановился, стремительно росла численность населения: 220 тысяч человек в 1917 году, 500 тысяч человек в 1939 году.

Тридцатые годы XX века в жизни Днепропетровска были очень сложным периодом. С одной стороны, консервация репрессивной командной системы, эпоха террора, перенапряжения социальных и экономических сил. С другой стороны, масштабные градостроительные преобразования, постройка ряда крупных объектов жилого и общественно-культурного строительства, а также развитие инфраструктурной сферы. К числу таких достижений тридцатых годов, несомненно, относится и идея строительства Набережной.

Прибрежная часть на плане Екатеринослава 1910 года
Основанию Набережной помогли новый генплан и ДнепроГЭС

Непосредственным поводом для начала строительства Набережной стало принятие нового генерального плана Днепропетровска 1933 года (архитекторы М. Карпович и Т. Вовненко под руководством М. Шаповалова), рассчитанного на 15-летний период. Именно в этом новом генплане впервые было проведено положение о равномерном развитии городской застройки по обоим берегам Днепра.

Река Днепр, которая в эстетическом плане ранее была сдвинута на обочину Екатеринослава, вдруг оказалась в самом центре города, территориально включавшего уже правый и левый берега Днепра. Город на Днепре, наконец, начал поворачиваться лицом к великой реке.

Именно тогда и был задекларирован большой трудоемкий проект устройства днепровской Набережной, который начал получать свое идеологическое и материальное основание. Генплан 1933 года предусматривал перенос центральной магистрали города с проспекта Карла Маркса на днепровскую набережную.

Важный конкретно-временной фактор, который позволил начать процесс формирования Набережной – ввод в эксплуатацию плотины ДнепроГЭСа в 1932 году. Днепровские пороги были затоплены, открылось транзитное судоходство в среднем и нижнем течении реки до самого устья. Уровень воды Днепра в пределах города существенно повысился, в дальнейшем его удалось стабилизировать. Это избавило Днепропетровск от угрозы разрушительных наводнений. Последние такие наводнения происходили, в частности, в 1917 и 1931 годах.

Набережная в районе парка Шевченко. Начало XX века
В основание Набережной вмешалась большая политика

Существовал еще один фактор в истории основания Набережной. Этот фактор – персональный, а именно влияние личности тогдашнего «хозяина области», Менделя Марковича Хатаевича. Одиозная фигура этого партийного руководителя (первый секретарь обкома КП(б)У в 1933-1937 годах) сегодня упоминается в основном в контексте Голодомора и репрессивной политики. Начиная с 1933 года, Мендель Хатаевич стал мощным региональным лидером. «Маленький вождь» не удержался от соблазна и начал насаждение собственного культа личности. В честь Хатаевича называли городской парк, дворец пионеров, а в области – МТС и даже свинофермы.

Амбициозные проекты реконструкции города должны были стать проекцией общесоюзных тенденций и восприниматься в связке с именем регионального руководителя. Не случайно во всех публикациях 1934 года, где рассказывалось о планах реконструкции города и строительства Набережной, делался акцент на персональную роль М.М. Хатаевича в продвижении этого дела. И, соответственно, после расстрела Хатаевича в 1937 году активная фаза довоенной реконструкции города начала спадать, что отразилось не лучшим образом и в деле со строительством Набережной.

В рамках политики «социалистической реконструкции» Днепропетровска в середине 1930-х годов было даже создано специальное Управление планирования и реконструкции города. Это был прообраз сегодняшнего управления главного архитектора города. В 1934 году это управление издало единственный номер специальной газеты «За реконструкцію міста чавуну та сталі», в заголовок которой вынесли задача, которую поставил секретарь обкома КП(б)У М.М. Хатаевич: «Зробимо Дніпропетровськ зразковим соціалістичним містом». Газета подавала картину положительных изменений:

«Управління проектування й реконструкції досягло за останній час значних зрушень у справі реконструкції нашого міста. Цілий ряд проектів (Будинок Червоної армії, набережна, критий ринок та ін.) схвалені та прийняті. Трамвай перешивається на широку колію, поліпшується система водогону, озеленяється місто».

Как видим, проект Набережной с самого начала воспринимался не в чисто архитектурном, но и в идеологическом смысле – как один из стержневых элементов новой градостроительной политики в Днепропетровске. Идея и проекты строительства Набережной 1930-х годов отразили всю сложность тогдашней политико-идеологической и социокультурной ситуации.

Прибрежная часть Екатеринослава в начале XX века
О строительстве Набережной задумались ровно 85 лет назад

Обустройство выхода к днепровскому берегу оставалось болезненной проблемой композиционного решения города. Днепропетровск 1930-х годов все так же не имел выхода к Днепру. Прибрежная территория по-прежнему представляла собой скопление промышленных предприятий, пристаней и торговых помещений с хаотичной застройкой.

Генплан 1933 года

И вот, наконец, 7 января 1934 года IV городская партийная конференция приняла решение о строительстве Набережной на правом берегу Днепра и в очередной раз обратилась с призывом к трудящимся города: «Перетворимо Дніпропетровськ в зразкове соціалістичне місто!».

Уже 7 января 1934 года в центральной областной газете «Зоря» появилась статья с описанием будущего Днепропетровска, где, в частности, отмечалось:

«В районі Коцюбинської та Ленінградської вулиць уже тепер розпочато спорудження найкрасивішої частини міста. Гранітної набережної, що захищатиме Дніпропетровськ від поводі. Вздовж нової набережної розмістяться квартали нових громадських споруд оригінальної архітектури – будинок Червоної армії, Радіотеатр, Аероклуб і т. інш.».

Первая очередь строительства Набережной должна была охватить берег Днепра в районе выходов трех улиц – Московской (Мономаха), Железной (Миронова, Европейская), Харьковской. На аллеях, напротив пристроенных лестниц-спусков к воде, предполагалось расположить фонтаны.

Первые проекты Набережной: грандиозные здания и спуски к воде

Архитектурный ансамбль Набережной должен был состоять из комплекса грандиозных сооружений: собственно гранитная набережная с бульваром, Радиотеатр, Аэроклуб. Но главный элемент, это два крупнейшие новые сооружения города: Дом государственных учреждений и Дом Красной Армии . Конкурс на проект Дома государственных учреждений был проведен весной 1934 года, однако завершился неудачей. Все проекты были выполнены в стиле конструктивизм, который уже вышел из моды и заменялся неоклассическими образцами.

Среди известных архитекторов города активное участие в начальной разработке архитектурного оформления Набережной принял Генрих Львович Швецко-Винецкий(1901-1965). Он известен как автор «Дома-самолета» (старый корпус строительной академии), «Дома специалистов» (просп. Яворницкого, 20) и других зданий.

Г.Л. Швецко-Винецкий (совместно с архитектором Б.С. Кащенко) выполнил проект Дома Красной Армии, который победил на Всесоюзном конкурсе. Грандиозное здание общим объемом 100 000 кв. метров должно было стать архитектурной доминантой всей прибрежной части. Оно включало в себя залы для собраний на 900 и 360 мест, театральную сцену, библиотеку, музей, ресторан, бассейн, спортзал, гостиничные номера и другое.

Сооружение Дома Красной Армии началось в 1939 году, и должно было стать первым шагом формирования архитектурного облика Набережной. Однако до 1941 года удалось возвести только цокольный этаж сооружения. А в послевоенный период этот амбициозный проект так и не был реализован.

Проект строительства Набережной предусматривал и строительство нового моста, который бы связывал Новомосковское шоссе на левом берегу (ныне просп. Слобожанский) с правобережной частью. Но в реальности стационарный мост здесь был построен только в 1966 году (Новый мост).

До войны построили только три квартала Набережной
Отсюда началось строительство Набережной

В 1934 году начались общестроительные работы по устройству Набережной. К сожалению, «планов громадье» оказалось очень трудно реализовать в короткие сроки. С 1934 по 1940 годы удалось лишь упорядочить небольшой участок Набережной от улицы Ленина (Воскресенская) до Железной (Миронова, Европейская).Из всего запланированного в середине 1930-х годов была возведена лишь облицованная гранитом подпорная стенка. Впоследствии в 1937 году работы были законсервированы.

Таким образом, дело строительства городской набережной в середине 1930-х гг. удалось сдвинуть с места. Но объект остался недостроенным по ряду причин, главным образом из-за недостаточного финансирования.

Первый участок Набережной в 1950-х годах

Работы по обустройству Набережной возобновились в 1940 году между улицами Харьковской (ныне в этом месте находится часть «Нового» моста) и Ленина (Воскресенская). Но на этот раз завершению их помешало начало военных действий.

Как видим, работы по собственно благоустройству территории для Набережной до 1941 все же сдвинулись с места, зато архитектурная часть проектов осталась только на бумаге…

Проект Дома Красной Армии. 1934 год

Результаты усилий по строительству Набережной в довоенную эпоху достаточно хорошо иллюстрируют уникальные аэрофотоснимки, сделанные немецкой авиацией 21 августа 1941 года. На них, в частности, четко зафиксировано, что завершены строительством и сформированы только два квартала, между ул. Железной (Европейская) и Ленина (Воскресенская). Также начат строительством следующий квартал в сторону современной улицы Юлиуша Словацкого. Упорядочен один спуск к воде в месте выхода ул. Московской (Мономаха) и начат строительством еще один, в сторону ул. Юлиуша Словацкого. Четко фиксируется довольно широкая незастроенная береговая полоса от ул. Железной к выходу ул. Литейной (практически до границы парка им. Т.Г. Шевченко, где полоса становится менее широкой).

Наличие такой широкой полосы может свидетельствовать о подготовительных работах с целью прокладки перспективных участков Набережной. Хотя может быть и другое объяснение, а именно – обнажение старой береговой линии, в результате снижения уровня воды после подрыва ДнепроГЭСа 18 августа 1941 года, за три дня до сделанной съемки.

Набережная. Аэрофотосьемка 1941 года
Вторая попытка строительства Набережной оказалась успешной

Только вторая попытка устройства Набережной привела к комплексному результату. Целостная городская набережная – гордость Днепропетровска – появилась только в 1960 — в начале 1970-х годов под руководством Б.Я. Мильмана. При этом были частично использованы и довоенные постройки. Интенсивное строительство началось с конца 1950-х гг. именно от участков, сооруженных еще до войны. Велось оно сразу в двух направлениях: в сторону парка им. Т.Г. Шевченко и к «Старому» мосту.

Набережная в 1964 году

В результате, через сорок лет после принятия решения о строительстве Набережной, Днепропетровск таки получил уникальную магистраль. На этот раз ее масштабы превзошли даже грандиозные планы 1930-х годов.

Набережная имеет длину около 23 километров и объединяет в себе три официальных магистрали — улицы «Сичеславская Набережная» (ранее Набережная им. В.И. Ленина», «Набережная Победы» и «Набережная Заводская». По сути своей это единый градостроительный объект, который формировался несколько десятилетий. Центральная часть Набережной успела пережить несколько реконструкций (последняя из которых проведена в 2005-2007 годах).

Набережная в 1964 году

Но днем рождения днепропетровской Набережной, по нашему мнению, можно считать именно 7 января 1934 года, когда было принято юридическое решение и затем начались первые шаги по строительству этого уникального градостроительного объекта, — завершает Максим Кавун.

Набережная с институтом Укргипромез

Автор: Константин Шруб

По материалам  Gorod.dp.ua.

Читайте также:
В Днепре вандалы изуродовали новую остановку (Фото)
В Днепре в одном из магазинов продают гнилой ливер
Пункты обогрева и контроль спасателей: где в Днепре можно безопасно окунуться на Крещение
Куда обращаться днепрянам с жалобами на падающие сосульки

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Метки: 

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також:

Exit mobile version