В Днепре трамвайное движение открыли 26 июня 1897 года. Наш город стал третьим городом Российской империи после Киева и Нижнего Новгорода, где были построены линии электрического трамвая. Об этом корреспондент «НМ» узнал в Facebook сообществе Екатеринославъ-Днепропетровск.
Главной артерией экономической и общественной жизни Екатеринослава всегда был Екатерининский проспект. Именно он и был выбран для расположения первой в городе трамвайной линии. 14 июня 1895 года между Городской Управой и Франко-Бельгийским акционерным обществом, был подписан договор о строительстве линии трамвая. А весной 1896 года были начаты строительные работы. Первая трамвайная линия была проложена посреди роскошных бульваров Екатерининского проспекта. Она начиналась у здания железнодорожного вокзала, выходила на Проспект и шла до Соборной площади, опоясывая ее. Длина этой линии составляла 6078 метров, причем на протяжении более 4 км. путь был двойной. Центральная станция трамвая разместилась на Озерной площади.
Эксплуатацией бельгийского трамвая ведало «Анонимное общество «Электрические трамваи Екатеринослава». Первая линия называлась «Вокзал-Соборная». От этой линии отходили три боковые ветки. Первая — от пароходной пристани у железнодорожного моста по Провиантской (Пастера) улице. Вторая — от Проспекта по Торговой улице (сейчас ул. Вячеслава Липинского, бывш. ул. Ширшова), заканчиваясь на Иорданской площади (ныне район Нового моста). Третья — по Александровской (сейчас ул. Сечевых Стрельцов, бывш. ул. Артема) и Большой Базарной (сейчас ул. Святослава Храброго, бывш. ул. Чкалова) улицам. Таким образом трамвай имел три маршрута: «Вокзал-Соборная», «Вокзал-Иорданская» и «Пристань-Базарная».
В субботу 14 (26) июня 1897 года, состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Екатеринославе. Был жаркий солнечный день. На протяжении всей линии «Вокзал-Соборная» толпился народ. В 14 часов к трамвайному парку на Озерную площадь прибыл губернатор Батюшков с супругой и другие представители местной элиты. Гости расположились в шести вагончиках зеленого цвета построенных немецкой компанией «Ганс и Ко», и украшенных флажками, цветами, шарами и лентами. Жена губернатора перерезала красную ленту на воротах трамвайной станции. Первый трамвай в сопровождении звуков оркестра и возгласов «Ура!» выехал на площадь. Все вагоны затем торжественно проехали по проспекту до конечной остановки и обратно.
Уже в 1899 году бельгийские предприниматели быстро окупили все свои затраты и стали зарабатывать, благодаря функционированию трамвая. Городская Управа получала только 2% от доходов бельгийцев, что конечно ее не устраивало. Правление Франко-Бельгийского общества решило исправить данную ситуацию, дав 25 властным лицам Екатеринослава право на бесплатный проезд, первым делом — губернатору. Им были выданы золотые жетоны с красной и голубой эмалью. На одной стороне жетона находился герб города, на другой — имя владельца, высеченное на французском языке.
В 1906 году в Екатеринославе открылся еще один, уже Городской трамвай. Его вагончики, в отличии от бельгийского, были покрашены в красный цвет. Городской трамвай обслуживал две линии. Они обе начинались у пересечения Проспекта и Гимнастической (Шмидта) улицы, и шли вверх по Гимнастической. Затем одна из них сворачивала вправо и вела по Пушкинскому проспекту до Брянского завода (Петровского), а вторая сворачивала влево и вела по Пушкинскому проспекту, затем по Большой Базарной улице, и сворачивала на Казанскую улицу (сейчас ул. Михаила Грушевского, бывш. ул. К. Либкнехта).
Электрический трамвай быстро завоевал любовь горожан, так как смог решить множество транспортных проблем.
Читайте также:
Печник снова в деле: легендарный вандал Днепра изуродовал отремонтированное здание на Вокзале
Картошка будет золотой: цены в Днепре бьют рекорды, и это еще не предел
Как и кто запускал метрополитен Днепра 23 года назад
Фанат своего дела: история юного водителя троллейбуса из Днепра
Подбирала людей и между остановками: как работает электротранспорт Днепра в праздничные ночи
Праздники не помеха: в Днепре активно достраивают новый ТРЦ Apollo-2
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: История, Новости Днепра, Трамвай, Электротранспорт, Электротранспорт Днепра