Теперь украинцы славят Бога дважды на государственном уровне
Начиная с 2017 года в Украине прибавилось еще один праздник — 25 декабря стало не просто Рождеством, но и государственным праздником и выходным днем. В отличие от Европы в Украине не так много конфессий и верующих, празднующих Рождество именно в этот день, но по мнению многих политических экспертов это еще один шаг на пути к европеизации нашей страны. Об особенностях обоих праздников узнавала журналист «НМ».
Ярче, чем Новый Год
Очень часто 25 декабря принято «в народе» называть католическим Рождеством — это не верно.
«Не существует понятий «католическое Рождество»», «греко-католическое» или «протестантское». Существует только одно и единое понимание — празднование праздника Рождества Христова различными христианскими конфессиями по разным календарям. Определение ВРУ 25 декабря как выходной день абсолютно уместное и долгожданное решение, поскольку Украина является многоконфессиональным государством и праздник Рождества имеют право полноценно праздновать все верующие христиане, независимо от того, по какому календарю правит его церковь. Праздник Рождества Христова должен объединять всех православных верующих мирян и ни в коем случае не нести элементов религиозного раскола и так в достаточно наэлектризованом украинском обществе», — рассказывает канцлер Донецкого екзорхариата УГКЦ отец Василий Пантелюк.
Главное украшение праздника 25 декабря — это также украшенная елка, которую ставят в своих домах верующие. В этот день проходят три богослужения:
- Первое символизирует единство Отца и Сына и происходит в полночь.
- Второе проводится при появлении на свет новой жизни из утробы матери и происходит на рассвете.
- Третье доносит символ рождения Иисуса Христа в сердца всех верующих, происходит днем
В этот день не только дарят подарки, но и по-особому украшают дом: рождественский венок, свечи, подарки, колокольчики, поздравительные открытки — все это особые атрибуты праздника.
Рождественский пир также важен — поскольку в этот день заканчивается строгий пост, все верующие с особым вкусом могут оценить приготовленное угощение.
Семья днепрянина Тимура Бакуридзе — католики. Они празднуют Рождество 25 декабря. Для них это праздник семейный и важный. В этот день собираются вместе все члены семьи.
Для семьи Бакуридзе это важный день в году
«24 декабря примерно в 19.00 мы собираемся дома всей семьей и к нам в гости приходят старший сын и невестка. Заранее вместе с мужем мы готовим стол к праздничному ужину. Накрываем стол белой скатертью под которую кладем немного сена, что символизирует рождение Иисуса в вифлеемской конюшне. На один стол ставится традиционная кутья и 12 постных блюд. Также мы оставляем за столом одно свободное место в знак того, что мы помним о ближних: одиноких, бедных, бездомных, путников, тех, кто находится далеко от дома и возможно, постучит в дверь. При этом подготовка к сочельнику не должна становиться чем-то культовым. Я имею в виду, что украшения стола и дома, приготовление пищи и другие вопросы не должны становиться первоочередным перед любовью. Если ты вместо того, чтобы уделить время ребенку занимаешься украшением елки, то ты просто декоратор , а если вместо того, чтобы поцеловать своего любимого человека ты тратишь все время на приготовление пищи, то ты не более чем повар. Так, мы считаем, что поддержать праздничный дух вкусностями и «декорациями» это нужно, но не является первоочередным. Главным является семья и диалог между ее членами и именно этому мы уделяем наибольшее внимание. Мы стараемся не потерять по каким традициями саму суть праздника, суть рождения Иисуса и понимание того, ради чего он пришел на землю и отдал свою жизнь. Кроме бесед за праздничным ужином, мы так же можем петь колядки и читаем фрагмент Евангелия, а именно от Луки2, 1-12. После чего наш отец проговаривает праздничную молитву главы семьи. После этого отец ломает оплатки и раздает присутствующими за столом, мы благодарим Бога за рождение Иисуса, за отпущение грехов», — рассказывает мама Тимура Леся Бакуридзе.
Семья посещает церковь и зажигает свечи от Вифлеемского огня. На следующий день- символический обмен подарками. «Рождество является самым важным праздником в нашей семье. Лично я мечтаю, чтобы этот праздник пришел в каждый дом, чтобы Иисусу вошел в сердце каждого человека и святой дух наполнил каждую семью », — говорит Леся.
Почему некоторые православные отмечают Рождество 7 января
Православные и греко-католики отмечают День рождения Христа 7 января. Рождество по юлианскому календарю встречают только такие православные церкви, как Русская, Иерусалимская, Сербская и Грузинская, афонские монастыри, а также православные и греко-католики Украины и Белоруссии, что составляет примерно 25% православных церквей в мире.
Накануне Рождества 6 января происходит Сочельник — люди готовят 12 постных блюд в честь 12 апостолов Христа. Традиционно на столе стоят компот, пампушки, борщ с ушками и кутья, которая является главным блюдом Святого вечера. А садится семья ужинать только после того, как на вечернее небо взойдет первая звезда — хозяин дома зажигает рождественскую свечу, говорит молитву и благословляет пищу. 7 января люди идут на богослужение, а дальше — ходят в гости к родственникам, колядуют и водят вертепы — передвижные театры из людей или кукол, которые показывают представления о рождении Христа в Вифлееме. В этот день заканчивается рождественский пост.
Алена Устименко, историк
«Часто можно встретить е такое «народное» утверждение, что не очень логично объедаться за новогодним столом в период поста, а после встречать рождество с 12 блюдами. Поэтому логичным было бы Рождество, а потом — приход Нового Года. Если говорить о политическом аспекте — введение Рождества по григорианскому календарю на уровне государственного праздника является верным шагом на встречу Европе, где оба Рождества уважают и отмечают. В свое время, когда Владимир Великий крестил Киевскую Русь государство стало равным среди еврпейских, так же и здесь. Еще один момент — большинство священников придерживаются мнения, что 25 декабря исторически примерно соответствует рождению Христа. Также большинство стран придерживаются григорианского календаря, чтобы обеспечить равноправие запада и востока (православия и католицизма) Также тут есть и политический момент – самая большая численность тех, кто отмечает Рождество 7 января – жители России. И такое отделение в период войны возможно еще один стратегический шаг. Поэтому, с одной стороны, это вопрос дискуссионный. А с другой — прекрасно, что в стране будет два праздника и каждый, в зависимости от своих религиозных предпочтений и верований получит возможность продемонстрировать свои взгляды и семейные традиции».
У Бога только одно Рождество
Иеромонах Меркурий (Скороход), Благочинный Никополя и района Православной Церкви Украины
Все больше и больше верующих нашей Церкви задают мне вопрос о том, когда же мы все-таки будем праздновать Рождество. Поэтому, наблюдая здоровый ажиотаж в религиозном обществе нашего города и области, считаю нужным дать свои объяснительные коррективы чтобы ни у кого не возникало сомнений относительно великого праздника Рождества Христова. Как известно, юлианский календарь был введен 1 января 45 г. до н. Э. е. Юлием Цезарем. Во время действия этой системы летоисчисления в 325 году состоялся первый Никейский собор, постановивший отмечать Рождество Христово ежегодно в тот же день — 25 декабря, в день солнцестояния. С течением лет люди заметили, что юлианский календарь не совсем соответствует правильному исчислению времени: за полтора тысячелетия он начал «отставать» на десять дней.
Григорианский календарь был введен 4 октября 1582 Папой Римским Григорием XIII, и в настоящее время принят в мире как международный стандарт.
Что касается православных церквов, то после проведения Всеправославного конгресса в 1923 году в Стамбуле большинство поместных православных церквей стали праздновать Рождество 25 декабря. В ХХ веке уже существовал опыт по переходу на новый календарь. В частности, российский патриарх Тихон в 1920-х годах издал соответствующий указ. Однако 25 декабря праздновать Рождество Христово в храмы никто не пришел. Зато все пришли 7 января.
Также имеем трагический пример Греческой церкви, которая в 1920-х годах перешла на новый стиль, из-за чего в ней произошло разделение. Между прочим, оно продолжается до сих пор. Есть так называемая группа старостильных юрисдикций, которые не признают «новизны» и ушли.
В принципе, рассматривать данный вопрос можно, но только при условии, что его решение принесет пользу Церкви. Сказать, в свое время в древней Церкви была проблема празднования Пасхи. Одни праздновали в фиксированный день — 15 числа месяца нисана по лунному календарю вместе с иудеями. Другие — по той традиции, которая, в конце концов, стала доминирующей, то есть в первое воскресенье после весеннего полнолуния. И для того, чтобы решить вопрос, каким образом праздновать, пришлось собрать не один церковный собор и провести очень много консультаций.
Если сейчас возникнет действительно церковная потребность относительно перехода на новый календарь, соответственно, пройдет дискуссия, и, возможно, соборное решение будет принято. Но для этого необходимо время и работа с верующими чтобы подготовить их к этому переходного процесса.
Поскольку возникает вопрос, когда мы отмечаем это 25 число декабря? Согласно одному стилю или с другим. Мне кажется, что надо быть последовательными до конца. Если на работе, дома, в повседневной жизни мы приняли один календарь, то надо этого придерживаться. Мы скоро будем поздравлять друг друга с новым 2019 годом, каким годом? От Рождества Христова. А как мы можем приветствовать, а не отпраздновав Рождества?
Я хочу еще раз подчеркнуть, что неправильными являются термины «католическое Рождество» и «православное Рождество», мол большинство поместных православных Церквей празднует Рождество как раз по новому стилю, соблюдая григорианский календарь.
Мы же ездим за границу на рождественские праздники, и мы, украинцы, у себя же дома отмечаем Новый год, происходят корпоративы, празднования и тому подобное. А как же Рождественский пост? Его никто не отменял, и таким образом он нарушается. Зачем создавать себе эти искусственные преграды, чтобы потом грешить, нарушая пост? Хорошо, есть юлианский календарь, но зачем тогда поздравлять друг друга с Новым годом, когда этот год еще не закончился? Возможно, надо отпраздновать Рождество Христово, а потом поздравлять с Новым годом, правильно?
Сейчас наша Православная Церковь Украина будет праздновать Рождество Христово 7 января, и эту традицию пока никто не собирается отменять. Никто ни к кому насильственных действий не будет проявлять. Люди сами к этому созреют и увидят в этом комфорт. Всем желаю веселых праздников как 25 так и 7, а самое главное, Божьего благословения в каждую семью!
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.