Он учился в агроуниверситете и параллельно работал. После окончания вуза решил попробовать свои силы в крупной сельхозкорпорации Днепра. Через год захотелось самому управлять фермой.
— И такая возможность представилась: управляющий, который меня курировал, уехал в командировку, и я какое-то время его заменял, — рассказывает Андрей. — На мои плечи легла забота о трех тысячах коров, все вопросы и проблемы фермы решались через меня.
Он успевал везде: наблюдал за работой ветеринаров, доярок, механизаторов, трудился в гараже, составлял хронометраж (сам выполнял часть работы и прикидывал, сколько можно сделать за день), находил слабые места и на совещаниях пытался их ликвидировать.
— Важно сократить производственные ошибки, чтобы снизить себестоимость продукта, — пояснил фермер. – Например, если себестоимость литра молока пять гривен, а продаем мы его по шесть – это невыгодно. Нужно сокращать расходы, не снижая качества продукта.
Израильтяне, например, получают 12,5 тонны молока с одной коровы в год, мы – девять. Но мы боремся за здоровье животного. Израильтяне же со своих буренок выжимают буквально все – за три года их организм изнашивается. Учиться нужно у всех, но подстраивать системы под то место, в котором работаешь, — считает фермер.
После работы в корпорации Андрей управлял небольшой фермой в Новомосковском районе. Собственники – люди, которые решили создать для себя уголок здорового питания и красоты. Они выкупили ферму-развалюху и создали на ее основе экоранчо.
— Там был крупный рогатый скот, птица, козы, овцы, кролики – хозяева хотели полностью обеспечивать себя продуктами питания, — говорит Андрей. — Там я познакомился с овцеводством. Эту отрасль сельского хозяйства стоит рассматривать как дополнительную, когда у фермера есть основное направление, приносящее прибыль.
По словам фермера, потребление баранины составляет не более процента (для сравнения, курятина — 70 процентов, говядина и свинина – 10-15).
— Почему-то украинцы относятся к баранине предвзято, — недоумевает он. — А ведь овцы едят только траву и гуляют на полянке. Это не свинья, которую кормят белковыми смесями для интенсивного роста массы и которая постоянно находится в грязном стойле.
Затем молодой человек управлял фермой в пределах города, где разводят несколько пород овец и коз.
— Да, есть еще энтузиасты, которые хотят воскресить овцеводство, — говорит Андрей. – Но в нашем регионе большая проблема с выпасом: в середине июля трава выгорает, а кормить сеном дорого. В Англии свежую траву овцы едят до декабря. Климат позволяет, благодаря дождям трава сочная. Плюс там нет воровства. 500 овец пасутся на участках, отделенных один от другого кустарником или небольшим заборчиком. И даже без присмотра к концу дня все животные будут на месте.
Одним из ключевых факторов успешной работы фермы Андрей считает человеческий. Но истории о пьяных скотниках или механизаторах, к сожалению, не байки, а реальность.
– Сельский житель может уйти и забыть закрыть кран, — говорит фермер. — А мне ночью звонят, что на ферме прорвало трубу. И проблему должен решать управляющий, а не дядя Вася, который не закрыл кран. Там, где я работал, всегда ставил задачу подчиненным. Если не выполняли, требовал объяснения.
Кроме недобросовестности, есть еще и воровство.
— Придумывают гениальные способы украсть, чтобы никто не догадался, — рассказывает Андрей. – Например, слить солярку из бензобака едущего трактора в отдельно прицепленное ведро. На посевных так подкрутить механизмы машины, чтобы в лунку вместо десяти зерен падало пять, а остаток продать на соседнюю ферму. Там, где можно что-то стащить, у людей смекалка работает отменно.
Работодатели, которым посчастливилось найти относительно непьющих рабочих, которые готовы вставать в пять утра, сдувают с них пылинки.
— Молодежь из городов на ферму не затянешь, поэтому большие надежды возлагаем на автоматизацию процессов управления, — говорит фермер. — Мировой опыт показывает — сидя дома, можно видеть, что происходит на ферме. И если на нашей работают 80 человек, то на аналогичной в Израиле – всего десять.
Сложнее всего Андрею было подстроиться под график работы фермы. Чтобы добраться из Днепра на оперативку к семи утра, приходилось вставать в пять.
— Я не смог переехать в село и решил развивать технологии, — говорит молодой человек. – Разработали программное обеспечение — контроллер, который позволяет в онлайн-режиме отслеживать все, что происходит на ферме. Мы хотим научить фермеров эффективно выращивать продукцию, считать деньги, прибыль и прогнозировать урожайность. Сейчас фермеры разбираются в интернет-технологиях, путешествуют, посещают международные выставки, привозят идеи и внедряют их. Так, например, мы перенимаем опыт американцев по освоению солнечной энергии.
Читайте также
Утро начинается с хороших новостей: спасатели Днепра спасли малютку (фото)
Паркуюсь как осёл: в Днепре водитель намеренно заблокировал движение нового троллейбуса на Сокол
Как днепрянка Ольга стала Tj Hinako
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: жизнь в селе