Skip to content

Ночное кафе и пристанище беженцев: история «смерти» вокзала Днепра

София Танченко

Ночное кафе и пристанище беженцев: история "смерти" вокзала Днепра. Новости Днепра

18 (30) мая 1884 года стояла великолепная летняя погода. Толпы народа присутствовали на торжестве открытия железной дороги и вокзала. У главного входа в вокзал была устроена эстрада, оббитая красным сукном. Играл оркестр. Преосвященный Феодосий с городским духовенством и хором певчих совершил молебен. Министр путей сообщения К.Н. Посьет поднял над зданием вокзала национальный флаг, в честь открытия железной дороги. После окропления святой водой вокзала и железнодорожных зданий был совершен крестный ход на Железнодорожный мост через Днепр.

Ночное кафе и пристанище беженцев: история "смерти" вокзала Днепра. Новости Днепра
Торжественное открытие вокзала в Екатеринославе 18 (30) мая 1884 года. Фотография из журнала «Нива» за 1885 год.

В зале II класса вокзала собравшимся была предложена закуска, а в зале III класса — завтрак на 300 человек. Вице-губернатором бароном Рокоссовским был произнесен первый тост «За здравие императора!». За ним последовали тосты за министра путей сообщения, за строителей дороги — инженеров В.А. Титова, В.И. Березина, за начальника дороги А.А. Верховцева, за лиц, способствовавших открытию дороги, за гостей и, в конце концов, за тысячи рабочих принявших участие в сооружении дороги, моста и вокзала.

Ночное кафе и пристанище беженцев: история "смерти" вокзала Днепра. Новости Днепра
Строители Екатерининской железной дороги. Редкая фотография из публикации 1903 года.

Автором проекта Екатерининской железной дороги был инженер и первый ее начальник Александр Верховцев. Вокзал строили одновременно с железной дорогой и мостом. «Боярский терем» — называли здание вокзала жители города. Это было длинное двухэтажное здание, сооруженное в неорусском стиле. Его центральную часть украшали две высокие башни с шатровыми макушками. Для пассажиров вокзал имел два зала. Один площадью 400 квадратных саженей — для пассажиров I и II классов. На дверях входа здесь стоял швейцар, а в зале были устроены ресторан, телефон, телеграф, справочное бюро, контора начальника и коменданта. Вторым помещением был зал III класса, где все, соответственно, было скромнее. Пассажиров IV класса в вокзал не пускали, для них рядом с основным зданием было сооружено нечто вроде кирпичной казармы.

Ночное кафе и пристанище беженцев: история "смерти" вокзала Днепра. Новости Днепра
Вокзал в Екатеринославе в начале ХХ века.

В конце восточного крыла вокзала было сооружено небольшое крыльцо с массивным куполом, опиравшимся на пузатые «боярские» колонны. К этому крыльцу вел широкий покатый настил, предназначенный для бархатных дорожек и ковров. Резная дверь вела в так называемую «царскую комнату» вокзала, предназначенную для самодержцев, если они соизволят осчастливить Екатеринослав своим приездом. Эта комната только единожды была использована по назначению — 31 января 1915 года, когда Екатеринослав посетил император Николай II.

Ночное кафе и пристанище беженцев: история "смерти" вокзала Днепра. Новости Днепра
Бригада кондукторов вокзала в Екатеринославе. Редкая фотография из публикации 1903 года.

В первые годы после открытия вокзала, приезжие, выходя из его здания, видели неказистые маленькие домики, разбросанные по кривым переулкам, из которых было сложно выбраться на расположенный рядом Екатерининский проспект. В 1897 году к вокзалу была проложена линия электрического трамвая с маршрутом «Вокзал — Соборная площадь». Перед зданием был разбит цветник, огражденный решеткой. В 1880-е годы вокзал больше пустовал. Через Екатеринослав в сутки проходили только два пассажирских поезда по 4 вагона, и два товарных по 18 вагонов — везли руду и уголь. К началу ХХ века ежедневно на вокзале погружали и отправляли уже до 100 железнодорожных вагонов, столько же прибывало на станцию.

Ночное кафе и пристанище беженцев: история "смерти" вокзала Днепра. Новости Днепра
Кондуктор на перроне вокзала.
Редкая фотография из публикации 1903 года.

С развитием города и стремительным ростом населения, здание вокзала уже было маленьким и тесным для такого огромного торгово-промышленного центра, каким стал Екатеринослав. В тесном зале I класса перед отправлением каждого пассажирского поезда происходило нечто невероятное: все узкие проходы между буфетными столами и по-над стенами были битком набиты отъезжающей и провожающей публикой. А что происходило в зале III класса — нетрудно себе представить: в махорочном дыму можно было увидеть только сплошную массу голов и спины с котомками и инструментами за плечами.

Ночное кафе и пристанище беженцев: история "смерти" вокзала Днепра. Новости Днепра
Жители города Екатеринослава и войска на площади у Екатеринославского вокзала в ожидании прибытия императора Николая II.
31 января 1915 год.

Все мероприятия администрации вокзала к уменьшению давки в его помещениях, как например, открытие народных комнат, нисколько не улучшило положение пассажиров. Единственным выходом было сооружение нового здания вокзала, которое отвечало бы нуждам и требованиям нового времени. Как писал местный журналист: «Совсем уж, как будто, стыдно, иметь вокзал, который ютится в каких-то клетушках с темными и бесконечными лесенками, переходами и коридорчиками. Ведь железная дорога, которой он принадлежит, занимает первое место по размерам товарного движения и второе по доходности в России».

Ночное кафе и пристанище беженцев: история "смерти" вокзала Днепра. Новости Днепра
Военный парад на Привокзальной площади перед зданием Екатеринославского вокзала.
Весна 1918 год.

Кого только не повидал вокзал за более чем полувековую историю своего существования, каких событий тут только не происходило! На вокзале проходили проводы депутатов Государственных Дум в Санкт-Петербург. До 1912 года этот маршрут имел две пересадки — в Харькове и в Москве. Местная хроника пестрила сообщениями о происшествиях на вокзале. 29 января 1913 года в зале I и II классов выстрелами в упор был ранен дворянин В. Бразоль и убит жандармский унтер-офицер М. Горбач, пытавшийся предотвратить преступление. А 23 апреля 1916 года во время проводов депутатов первой Государственной Думы от губернии, перед зданием вокзала где собралась тысячная толпа провожающих, пятью выстрелами в упор был убит временный генерал-губернатор В.П. Желтаковский.

Ночное кафе и пристанище беженцев: история "смерти" вокзала Днепра. Новости Днепра
Разрушенное здание вокзала. 1942 год.

Время военное — 1915 год. Распоряжение о закрытии ресторанов в 11 часов вечера изменило характер ночной жизни Екатеринослава. Проспект, обычно оживленный до поздней ночи, превращался в пустыню. Не горели приветливо огоньки на верандах кафе, черными пятнами смотрели окна ресторанов. В это время живее начинали работать извозчики. Длинными вереницами мчались они по направлении к вокзалу. Это екатеринославцы, привыкшие полуночничать, отправлялись на вокзал чтобы догулять до положенного часа.

Ночное кафе и пристанище беженцев: история "смерти" вокзала Днепра. Новости Днепра
Руины вокзала в 1945 году.

В буфете I класса часам к 12 ночи все столики были уже заняты. Здесь собирались постоянные посетители всех городских ресторанов. Они пили скверный кофе и не менее скверный чай, ели весьма сомнительные бутерброды, обменивались последними новостями. Буфетчик не имел основания жаловаться на плохие дела. Со дня открытия вокзала буфет не торговал так бойко, как в эти дни. В претензии были только пассажиры, которым некуда приткнуться, так как все столики были заняты публикой, превратившей вокзал в ночное кафе.

Десятки тысяч беженцев из стран Западной Европы принимал вокзал ежедневно в годы Первой мировой войны. Десятки эшелонов с ранеными прибывали сюда в 1914-16 годах. В 1917-20 годы вокзал пережил многочисленные «захваты» и «освобождения». Гражданскую войну вокзал пережил, но выстоять во Второй мировой ему было не суждено. 16 августа 1941 года вокзал был частично разрушен и сожжен. А в октябре 1943 года, в дни освобождения города, от здания старого екатеринославского вокзала остались только руины.

Подготовлено сообществом «Екатеринославъ — Днепропетровск»

По материалам историка Валентины Лазебник

Читайте также:

Высотки, Кайдакский мост и фонтан: история ж/м Красный Камень в 80-е

Под Днепром сбили насмерть 10-летнего мальчика: водитель-наркоман сядет за решетку

Из-за должников днепряне в лютые морозы останутся без тепла

Мэр Днепра поделился впечатлениями после открытия нового парка (ФОТО)

В Днепре снова возьмутся за наливайки

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Метки: ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: