Одним десять школьных лет запомнились как довольно беззаботное время обретения знаний. Другим не очень везло со школой и коллективом, они стараются забыть это десятилетие как страшный сон. Но и те, и другие, никогда не сотрут из памяти один из самых волнительных моментов в жизни. Это когда ты с дрожащими коленками и огромным букетом цветов за руку с неизвестным мальчиком (или девочкой) заходил в класс и видел ее – свою первую учительницу. В далекие 60—70-е первоклашки не были столь продвинуты, как сейчас. На учителей, особенно первых, смотрели, как на божество.
К примеру, все мои тридцать пять одноклассников свято верили, что у Раисы Федоровны, нашей первой учительницы, есть на затылке глаза. Когда мы начинали шалить или разговаривать на уроке, она часто говорила: «Я все вижу. У меня глаза на затылке». Мы же принимали все за чистую монету, пока родители дома не объяснили, что это – фигура речи. Сегодня мы решили окунуться в такие же приятные воспоминания и попросили известных днепрян рассказать о своей первой учительнице.
Своя «пятерка» с минусом
Григорий Гельфер, председатель художественного совета при Днепровском городском совете:
— Так получилось, что вся моя жизнь связана с одной школой – 71-й в Днепре. Там я учился, а сейчас моя жена Наталья Демина – ее директор, так что учительница у меня всегда рядом. А вот самой первой была Маина Степановна Полякова, строгая и мудрая, вспоминаю ее с большой теплотой. Помню такой эпизод. В конце каждой недели нам выставлялась оценка за поведение. И однажды Маина Степановна сказала: «Сегодня можете сами поставить себе оценку, а я распишусь». Я, конечно, понимал, что в течение недели накосячил, но впереди выходные, папа обещал взять меня на рыбалку, если поведение будет хорошим… В общем, я рискнул и поставил себе «пятерку» с длиннющим минусом на пол страницы. И Маина Степановна это дело подмахнула!
Не под одну гребенку
Виктория Нарижная, литературовед, арт-директор книжного фестиваля Book Space:
— Мою первую учительницу в днепровской СШ №22 звали Людмила Ивановна. Тогда, в на- чале 90-х, она уже была пожилая женщина, участница Второй мировой войны. Не скажу, что ласковая, но к детям относилась с уважением, что было редким качеством. Людмила Ивановна никогда не кричала, не поднимала руку на детей. Однако всех она оценивала по каким-то своим внутренним критериям, не проявляя при этом внутренних симпатий или антипатий. Нужно сказать, я была очень развитым ребенком – маме вообще предлагали отдать меня сразу в третий класс, поскольку в школу я шла уже умея считать, писать и читать. Но мама побоялась, что старшие дети будут меня обижать, поскольку я росла довольно замкнутым ребенком. В результате пока мои одноклассники на перемене гонялись друг за другом по коридору, я читала в уголке романы Дюма. Периодически Людмила Ивановна говорила моей маме: «Может быть, Вика немножко поболеет дома, а?» На что та отвечала: «Конечно, если вы считаете, что пора…» При этом мама меня аккуратно обманывала, изображая беспокойство: мол, что-то ты горячая, оставайся дома… И я наконец-то могла спокойно, сидя на диване, читать любимые книжки – благодаря Людмиле Ивановне, которая мне сочувствовала. Ведь, к сожалению, тогда еще образование причесывало всех под одну гребенку…
Черно-белые впечатления
Николай Несправа, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Иверская»:
— От школы у меня остались черно-белые впечатления. Была учительница, которая очень повлияла на мою жизнь и становление. Это преподаватель литературы и классный руководитель Людмила Ивановна Моргун. Профессионал с большой буквы, для меня она была вторым Макаренко. Строгая, но очень справедливая. Она наказывала, но ее наказания не вызывали нелюбовь и обиду. Детей она никогда не оскорбляла и не унижала. Людмила Ивановна открыла нам мир литературы – очень увлекательно и с любовью вела уроки. Была еще одна учительница (ее имя называть не хочу) – абсолютный антагонизм. Запомнил один случай. Она задала домашнее задание и на следующий день, когда проверяла его, начала оскорблять и обзывать ребят. Подняла из-за парты одного мальчика и сказала ему: «Ты не сделал домашнее задание! И вообще твоя дурость написана у тебя на лице. Это наследственность — быть дураком. Где работают твои родители?» Плачущий мальчик выдавил из себя: «В обкоме». Учительница позеленела. Еле дошла до стула, села и опустила голову. Мы думали, у нее будет сердечный приступ. Она закатила глаза и спросила: «Кем они там работают?» Папа мальчика был там водителем. Учитель аж выдохнула. Сейчас я и сам занимаюсь педагогической деятельностью, но никогда не ставлю «двойки» ученикам, стараюсь даже намеком не обидеть и не оскорбить, ведь у меня есть пример черного и белого из детства. Педагога раньше называли путеводителем. Он охранял, помогал и был другом, вел за руку. Я отношусь к своим черным и белым педагогам с огромной благодарностью.
Прощалися зі сльозами
Ольга Василенко, економіст:
— Я дуже добре пам’ятаю свою першу вчительку Зою Василівну Дришлюк. Для кожної дитини перший клас — це стрес і випробування. Маленькі і розгублені, вони хочуть до мами і не можуть звикнути, що тепер будуть правила та режим. Але для кожного із 26 учнів 1-Б класу СШ №46 вона стала другою мамою. Зоя Василівна жодного разу не підвищила голос, не виказала суму чи роздратування. В неї завжди знаходилися потрібні слова, вона могла допомогти у будь-якій ситуації, вигадувала цікаві методи навчання, свята, спілкувалася з батьками. Це була епоха без соцмереж і мобільних телефонів, але вчителька завжди знала, чим живе кожен її учень! Саме завдяки їй у нас був дуже веселий та дружний клас. Прощалися з нею, коли йшли в старшу школу, зі сльозами. Я й досі згадую Зою Василівну та початкову школу з теплотою. Сподіваюсь, що у моїх дітей буде схожий вчитель, який дійсно любить свою непросту роботу.
Не отбили охоту к школе
Максим Кавун, эксперт по истории города, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского национального исторического музея имени Д. И. Яворницкого:
— Учился я в сложное десятилетие: начинал в 85-м, в эпоху горбачевской перестройки, а закончил уже в лихие девяностые. Учителя видели мое стремление к знаниям, создавали условия, помогали, как говорится, не отбили охоту к школе. Я был круглым отличником. С теплотой и благодарностью вспоминаю своих первых учителей в средней школе №10 – классного руководителя Ольгу Васильевну Яценко и учителя продленного дня Галину Архиповну Берберян. А как можно забыть учителя русского языка и литературы Маину Семеновну Штейнблат, ветерана образования, с легкой руки которой я прочитал четыре тома «Войны и мира», почти всего Достоевского, Маяковского и других? Благодаря учителю истории Михаилу Никифоровичу Рогову я понял и полюбил этот предмет. Учитель химии Ирина Николаевна Фурманская помогла освоить химию, совсем не гуманитарный предмет. А я как раз чистый гуманитарий. Спустя годы сам стал учителем, много лет преподавал в ДНУ, теперь читаю лекции и провожу экскурсии.
Відповідальний за погоду і дзвінок
Валерій Дрешпак, професор Університету митної справи та фінансів, доктор наук з державного управління:
— У Галини Іванівни Ткаченко, якщо не помиляюся, ми були останнім випуском початкової школи. Вона вчила нас з першого по третій клас, і особисто для мене цей період згадується лише як щось комфортне, тихе, спокійне. Не пам’ятаю якихось особливих конфліктів чи проблем, пов’язаних із навчанням. Можливо, саме в тому і була майстерність досвідченого педагога, щоб навчати школяриків якось непомітно, без зайвого напруження. Про Галину Іванівну говорили як про таку собі акуратистку – вона любила, щоб учні були охайненькими, «світленькими». Так, хлопчики мали щодня ходити у білих сорочках, а на піджаки нам пришивали біленькі комірці. Тільки згодом прийшло розуміння, яких турбот вартувала ця наша щоденна «світлість» і акуратність матусям. А от що саме мені запам’яталося, так це неординарні доручення від Галини Іванівни. Не знаю, чим це було обумовлено, але наш перший дзвінок у першому класі на шкільній лінійці давав саме я. Чи знає ще історія Личківської середньої школи такі випадки, невідомо, але потім у цій ролі я бачив лише дівчаток з білими бантиками. Це був стрес – мені без будь-якої підготовки дали великий мідний дзвінок і наказали дзвонити. Нормально це зробити у принципі складно – потім у старших класах я експериментував. Плюс мене підхопили й підняли на висоту, і тут невідомо, що було головніше – задзвонити чи не впасти. А потім я був відповідальним за погоду – вів стенд синоптичних спостережень у класі. Тут, очевидно, зіграв роль мій високий зріст. Адже для виконання доручення треба було, стоячи на парті, намалювати на стенді сонечко чи хмаринку та деревце, яке стоїть рівно чи гнеться од вітру. А от до редколегії класної стіннівки, куди так хотілося, мене не взяли, бо мій талант художника закінчувався на сонечках. Галина Іванівна про це, звісно, добре знала…
Чи великі вожді?
Валентина Литвиненко, заступник редактора газети «Естафета», вісника для осіб з інвалідністю:
— Першого вересня 1955 року я чекала, як найбільшого свята. Моя старша сестричка Софійка вже перейшла до четвертого класу, і я передивилася всі її підручники, бібліотечні книжечки. Читати я почала рано й знала всі вірші, які задавали сестрі. Мама зшила мені торбинку для зошитів та новенького букваря, дала ручку з гострим металевим пером і чорнильницю. Удвох із Софійкою ми простували запилюженим шляхом до Зеленогайської початкової школи на Покровщині. Я у байковій кофтинці і квітчастій спідничці з сатину, який набирали для наволочок. Було весело, я йшла, підстрибуючи, і анітрохи не хвилювалась за свою зовнішність. А варто було… Тільки-но переступили поріг сільської хати, яку називали школою, бо у ній стояли справжні парти, як діти почали сміятися і тикати в мене пальцями. Я запитливо глянула на сестричку. Та знизала плечима: — Так ти ж лиса, а всі дівчата з косами! Ой, правда! Мене ж хрещений батько підстриг під «нулівку»! Машинка так смішно лоскотала і підскубувала волосся, я зовсім не переймалась втратою кіс. Мене запевнили, що волосся стане ще густішим. — І немає нічого смішного, — переконувала я насмішників, — коси швидко відростуть! Саме тоді обізвалась на мій захист красива привітна жінка з викладеними на голові косами у строгій сукні з гострими плечиками: — Підходь сюди, Валюсю. А ви всі замовкніть! Сидітимеш за першою партою і обов’язково станеш відмінницею. Вона, моя перша вчителька, Марія Антонівна Садова, ніби запрограмувала мене на успіх, я дійсно навчалася добре. Відповідала на уроках дзвінко і впевнено, часом аж занадто правильно: — Вчитись, вчитись і вчитись, як заповідав великий Ленін! Вчителька нахилилась до мене і дуже тихо спитала: — А ти його міряла, який він великий? Я ледь не заплакала: — Бо він – вождь, а вожді дуже великі… Вчителька погладила мене по голові, і чомусь це запам’яталося на все життя. Наш хутірець Зелений Гай існує і досі. Збереглася й будівля школи. Вчительку я згадую із вдячністю.
Добрая и строгая, как мама
Виталий Дубиль, председатель областного профсоюзного объединения:
— Глубокий смысл фразы: «Все начинается с первого звонка» понимаешь только после того, как заканчиваешь школу. И с благодарностью вспоминаешь тех, кто дал тебе путевку в жизнь. Для меня это, конечно же, родители и первая учительница в одной из десятилеток на Черниговщине. В сельской местности отношения между людьми и к людям особенные, поэтому для Веры Трофимовны Компаниец было главным воспитывать нас добрыми и внимательными по отношению друг к другу. Учила подставлять плечо товарищу, трудолюбию, ответственности даже в мелочах. Те же домашние задания я всегда старался сделать сразу после школы, не оттягивая до того момента, когда отключат свет, чтобы списать «не успел» на уважительную причину. И сама Вера Трофимовна, естественно, обладала всеми этими качествами, во всем подавала нам пример. Ее похвала была даже лучше «пятерки» в дневнике. Поскольку я всегда сидел на первой парте, приятно, что первым оказывался в центре внимания учительницы – она замечала буквально все: как пишу, читаю, спину держу. Не обделены в этом плане были и 29 моих одноклассников. Все, с кем приходилось и приходится общаться спустя годы, всегда вспоминают Веру Трофимовну с особой теплотой – добрую и строгую одновременно, как мама. Когда в начале жизненного старта встречаешь именного такого человека, марафон длиной в десятилетия и множественными препятствиями преодолевать намного легче и результативней.
Над материалом работали: Дарина СУХОНОС, Маша МАТЮШКИНА, Юлия БАБЕНКО, Таисия КУЗЬМЕНКО, Юлианна КОКОШКО, Елена МИСНИК.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.