В детстве он мечтал стать летчиком. Не сложилось. Довелось лишь сидеть рядом с пилотом. Зато штурвал городского жилищно-коммунального хозяйства Михаил Лысенко держит вполне уверенно. Шутит: «Спросите, куда бы я пошел на пенсию? Отвечаю: директором аэропорта! Дело достаточно хлопотное, но менее локальное и проблемное». Он отвечает за ремонт и эксплуатацию всего жилищного фонда города (дома, кровли и лифты). В его ведении дороги и мосты. Лысенко должен контролировать покос травы, обрезку деревьев, работу уличного освещения и светофоров, нанесение дорожной разметки, установку знаков. Кроме того, в зоне его ответственности — ремонт и обслуживание ливневок, отлов и стерилизация бродячих собак, работа кладбищ, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов, строительство Днепрометрополитена, работа городского транспорта и многое другое. В сегодняшнем интервью мы остановились на вопросах, которые чаще других звучат в письмах и звонках читателей «НМ». Но вначале расспросили заместителя городского головы о секретах руководства.
Совсем не сатрап
— У вас в подчинении более ста коммунальных предприятий. Бывали ли случае саботажа?
— Сложнее всего было в первые два года работы. Пока все устаканилось, пока подобрался нужный коллектив. Много времени ушло на поиск директоров и заместителей КП. Персонал я подбираю лично. Это должны быть те, кому доверяешь и уверен в результативности их работы. Сейчас я знаю, что все люди на своих местах. У нас эффективная плановая работа. Поэтому можно заниматься созиданием. Если мне необходимо уехать в командировку или отпуск, могу делать это со спокойной душой. У меня есть группа в социальных сетях, в которой происходит общение, туда же поступает оперативная информация обо всем, что происходит в городе: где сколько собак отловили, где траву скосили и тому подобное. Сейчас 60 процентов работы происходит дистанционно.
— Вы 24 часа в сутки на связи?
— Да, если ситуация экстренная, то мне звонят напрямую. Но также у меня есть помощники и заместители, которые знают, как поступить в той или иной ситуации.
— Никогда не хотелось уйти и послать все к чертям?
— Пять раз в день. Но выдохнул, минуту посидел, успокоился и работаю дальше.
— И сколько получаете за такую ответственную работу?
— Тридцать тысяч гривен.
— Как мотивируете сотрудников?
— У нас директора коммунальных предприятий получают и по 30 тысяч гривен. Есть премии, отпуска, путевки. Если серьезные проблемы со здоровьем у кого-то в семье, стараемся помогать. В общем, всеми возможными и невозможны- ми способами делаем все, чтобы сотрудникам было комфортно работать.
— Вы часто бываете за рубежом. Есть ли различия между нами и ними?
— Мы кардинально другие. У нас люди настроены на негатив. Отрицательное отношение к жизни проявляется везде. У нас что ни сделаешь, все не так, неправильно. Мол, надо было не то. За рубежом люди радуются каждому моменту жизни, простым приятным вещам. И еще: побывав в разных странах, я подметил, что, в отличие от иностранцев, наши люди почти не улыбаются.
— Вы жесткий руководитель или демократичный?
— Мне сложно себя охарактеризовать, будем говорить так: я — не сатрап.
Автовокзал — второй «Парус»
— Читатели интересуются, как продвигается строительство объездной дороги? Принимает ли город в этом участие?
— Стоимость подобных объектов настолько высока, что строительство возможно исключительно при государственном финансировании. Это не развязка, которую построили на Запорожском шоссе. Стоимость работ на втором участке объездной выше в десятки, если не в сотни раз. Необходимо достроить участок протяженностью около 17 километров — это съезд с Донецкого шоссе. Городской голова лично занимается этим вопросом. Если я не ошибаюсь, в августе у него была встреча с Премьер-министром по этому поводу. Так что все под личным контролем Бориса Филатова.
— Очень много вопросов, связанных с речпортом. Город находится на одном их самых выгодных участков на Днепре.
— К сожалению, мы не имеем никакого влияния на этот объект. Все вопросы к Министерству инфраструктуры.
— Десять лет назад самый большой в Европе автовокзал в Днепре хотели сносить. Что сейчас?
— Сейчас мы нашли владельца здания и приведем его в порядок до нового года. Лично я считаю, что это исключительно уродливое здание. Оно абсолютно не функциональное, занимает огромную территорию и превратилось во что-то среднее между Озеркой и Курчатовским рынком. Автовокзал мне не нравится, если бы я единолично принимал решение, то отправил бы его туда же, куда в скором времени пойдет гостиница «Парус».
— Кстати, что будет с недостроенной гостиницей «Парус»?
— Мы находимся в процессе завершения судебных тяжб с собственником. Поскольку владельцы не выполнили взятые на себя обязательства по его реконструкции, договор будет расторгнут. Что касается судьбы «Паруса», думаю, взрыв мы все-таки увидим. Когда точно, не скажу.
— А что будет на этом месте после расчистки территории?
— Это решаю не я. Считаю, что там должен быть один из самых знаковых объектов го- рода. Но об этом говорить пока рано.
— Горожане смогут участвовать в обсуждении?
— На этот раз обойдемся без мнений. Мы уже сделали ошибку, когда советовались с днепрянами о реконструкции привокзальной площади. В итоге сорваны три конкурса и до сих пор не начаты работы. А все потому, что хотели угодить каждому. У нас есть градсовет и группа архитекторов, которые смогут предложить оптимальный вариант и принять решение. Общие рекомендации и пожелания мы, конечно, выслушаем.
Снится холодильник
— Вы очень похудели, читательницы волнуются и спрашивают, что случилось?
— В Фейсбуке я читал две версии. Первая: у него рак, и он скоро умрет. Вторая: он наркоман и начал нюхать. Ни первая, ни вторая неправильны. У меня были проблемы со здоровьем, которые я взял под контроль, и ситуация наладилась. Но холодильник по ночам снится.
Крематорий на Яснополянской
— Наша редакция провела небольшой опрос на тему: нужен ли Днепру крематорий. Мнения самые разные.
— Я посетил многие страны, ознакомился с европейским опытом похоронного бизнеса. Замечу, что это серьезная проблема не только для Днепра, но и для страны в целом. Начиная с советских времен, совершенно неверно построена философия захоронения. От нее разит какими-то языческими обрядами. Люди на кладбище едят оливье, жарят шашлыки и поглощают борщи. Считаю, что это жуткая картина. Да и в целом культура захоронения, включая оградки и венки. У нас ежегодно после поминальных дней образуется около 400 тонн различных венков. И, что самое неприятное, — вся поминальная продукция выполнена из пластика. А это непоправимый вред окружающей среде. У нас на полигоне выделен отдельный участок для этих венков. Каждый год их там складируют. Венки невозможно переработать, поэтому я сторонник отказа от них. На кладбищах у нас большая проблема с местами. Через четыре года их практически не будет. Весь город потихоньку превращается в сплошное кладбище. Проедьте по левому берегу, по улице Петрозаводской: там кладбище за кладбищем. Считаю, что пора отдавать предпочтение кремации. Тем более что большинство горожан поддерживают эту инициативу.
— На каком этапе процесс строительства крематория в Днепре?
— Сейчас этап проектирования. Мы определились с местом строительства. Он будет находиться за территорией Запорожского кладбища на улице Яснополянской. Почему именно там? Согласно действующему законодательству крематорий может находиться непосредственно рядом с кладбищем. Санитарная зона крематория и охранная зона, еще по нормативам советских времен, когда не использовались практически никакие фильтры, составляет 500 метров от жилого массива. Расстояние от места, которое мы определили, до ближайшего жилого дома – 1035 метров. Санитарные нормы, разработанные в советское время, не учитывали развитие технологий. Наш крематорий будет оснащен современными фильтрами очистки. Кстати, в странах Европы нет охранной зоны вокруг них. На своей странице в Фейсбуке я неоднократно выкладывал фотографии, где здания крематория находятся в непосредственной близости от жилых домов. Некоторые горожане боятся, что в нем не будут вовремя менять фильтры и это повлияет на городскую экологию. Поверьте, крематорий в Днепре будет строиться и обслуживаться исключительно фирмой-изготовителем. В дальнейшем процесс смогут регулировать дистанционно. Каждый компьютер подключат к системе удаленного доступа. Операторы в Германии смогут контролировать состояние системы и работу процесса. Фильтр не меняется. Просто добавляется специальный реагент, который задерживает выбросы. Уровень фильтрации составляет 99,9 процента. Если что-то выходит из строя, срабатывает автоматика, и крематорий не может работать.
— И какова цена вопроса?
— Стоимость постройки крематория 2—2,2 миллиона евро. Проектирование закончим весной следующего года. А дальше посмотрим.
Зоозащитник №1
— Не так давно в Фейсбуке вы встали на защиту бездомных животных и даже в шутку пригрозили санкциями родителям, которые против зверей в доме. Зоозащитники находят с вами контакт?
— Я круглосуточно с ними на связи. 30 процентов личных сообщений — от зоозащитников. Тем более мы запустили работу КП «Зооконтроль», добавили дополнительные круглосуточные смены врачей. Помогают всем уличным животным, которые травмировались в результате ДТП или по другой при- чине. Им оказывают бесплатную ветеринарную помощь, делают операции любой сложности. Мы приобрели хорошее оборудование. Мечтаю в следующем году закончить реконструкцию стерилизационного центра с местами для передержки животных. Если сейчас мы можем содержать около 160 собак, то в перспективе планируем увеличить количество мест до 700. Ежедневно стерилизуем, чипируем и санируем 20 животных. Не так давно международная организация проводила перерегистрацию бездомных животных в Днепре. По сравнению с прошлым годом, их число уменьшилось на 40 процентов. Это результат эффективной работы.
О Кэтти и не только
Сегодня произошло, наверное, одно из самых эмоционально сильных событий в моей жизни за последние двадцать лет. На Красном Камне ко мне подошел мальчишка лет двенадцати. Диалог: «Дядя Миша, я знаю, что вы наш губернатор(!). Вы можете поговорить с моими родителями, чтобы они разрешили взять мне щенка? Они вас читают в Интернете и говорят, что вы хороший». Я опешил и несколько секунд не знал, что сказать. Я вспомнил себя. Мне долгое время родители не разрешали брать животных домой. Все это сопровождалось вымогательствами: мол, вот как получишь «пятерку» по алгебре, тогда посмотрим, и так далее. До одного момента. Я его не помню, но недавно мне об этом рассказала мама. 20 сентября. У мамы день рождения. Мне девять лет. Она открывает дверь, на пороге стою рыдающий я, протягиваю ей руки с котенком и говорю: «Мама, я поздравляю тебя с днем рождения и дарю котенка». Его, естественно, оставили, я назвал малышку Кэтти. Только сейчас, спустя 31 год, я понял, какой это был сильный PR-ход. С этого момента все и началось. Родители! Не будьте сволочами, вы ведь сами еще вчера были детьми! Если ребенок просит до- мой друга, то радуйтесь, что его в этой жизни уже что-то интересует. Я не знаю людей, которые бы любили животных и стали жестокими по отношению к семье или окружающим, — Фейсбук Михаила Лысенко.
Конец тополиному пуху
— Днепр сейчас напоминает большую стройплощадку. Вряд ли масштабная ре- конструкция завершится до зимы. Какие объекты будут сданы в 2019-м?
— В следующем году планируем закончить строительство Набережной Победы. Продолжится реконструкция 57 улиц в центральной части города. Там будут проведены такие же работы, как на Троицкой и прилегающей к ней улице: уложим тактильную плитку на тротуарах, обновим асфальтное покрытие проезжей части. Полностью обрежем старые то- поля. Реализуем семилетнюю программу по обновлению зеленых насаждений. Во всех районах, где проходит реконструкция, удаляем пуховые тополя и высаживаем новые деревья, не вызывающие аллергии. Мы стараемся выбирать породы, которые вырастают максимум на восемь метров и у которых нет крупных веток. Если засохшая ветка упадет, она никого не травмирует. К тому же за такими деревьями проще и дешевле ухаживать.
— Когда можно увидеть результат этой глобальной работы, которая сейчас ведется?
— Думаю, где-то через пять лет.
— План на «пятилетку»?
— Реконструкция центральной части города, набережной на Победе, окончание реконструкции от Кайдакского моста до жилмассива Парус, реконструкция карьера на Красном Камне, капитальный ремонт Южного моста, путепровода на Слобожанском проспекте и Старого моста, расширение улицы Павлова, реконструкция всего проспекта Яворницкого, запуск метрополитена.
Беседовали Я на Слабышева и Алена Забуга
Фото Валерия Кравченко
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Категория: Архив, Важно, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение
Метки: автовокзал, главное, Заммэра Днепра, Михаил Лысенко