В Украине полным ходом продолжается декоммунизация. В связи с этим в Днепре переименовали множество улиц.
Сегодня речь пойдет об переименовании проспекта Карла Маркса в Дмитрия Яворницкого.
Проспект Дмитрия Яворницкого — центральная улица Днепра, как в административном, так и в культурном и коммерческом смысле.
Начинается от улицы «6-ї Стрілецької дивізії», заканчивается на «Вокзальній площі».
1760-е гг. – ориентировочное начало формирования торгового тракта, проходившего вдоль берега Днепра от Нового Кодака на Кичкасскую переправу. Известен под названием Крымского (Крюковского) тракта.
После 1775 г. тракт превращен в почтовый (Большая дорога, Кременчугский почтовый тракт, Петербургский почтовый тракт, а с 1806 г. – Верхнеднепровский почтовый тракт).
В 1787 г. именно по Большой дороге проследовал от Нового Кодака к месту закладки Преображенского собора кортеж императрицы Екатерины ІІ. Вероятно, именно для встречи императрицы на тракте (в районе перекрестка с современной улицей Столярова) были установлены «Триумфальные столбы».
Планами города, утвержденными 1890 г. и 1792 г. часть Большой дороги на участке между современными «Соборною площею» и улицей «Андрія Фабра» была включена в планировочную структуру города. За улицей «Андрія Фабра», против сада Лазаря Глобы, была выделена территория «для строения Фабрик», для которой планировка не разрабатывалась.
В 1793 г. формирование трассы проспекта было продолжено строительством вдоль почтового тракта комплекса Екатеринославской казенной суконной фабрики, который формально находился за пределами планных городских кварталов.
В первой половине XIX в. Проспект носил название «Большая улица».
На начало XIX в. застроенная часть Большой улицы ограничивалась современными улицей «Андрія Фабра» и «Катеринославським бульваром». На этом участке трассу Проспекта пересекало несколько малых рек (в просторечии – «канав»), которые серьёзно осложняли и проезд по нему, и застройку некоторых кварталов.
От улицы «Андрія Фабра» до городской заставы, расположенной у перекрестка с улицей Шмидта, располагался Верхний сад, а застройка противоположной стороны улицы началась только с 1805 г. с основания мельницы Тиссена. Впервые создание городских кварталов на этом участке было предложено в плане города 1806 года. С некоторыми изменениями планировка района была окончательно утверждена планом города 1817 года. Оба плана предусматривали сужение ширины Проспекта в районе современной улицы Столярова. В реальности сужение ширины оказалось зафиксировано у современной «Половицької площі».
У «Катеринославського бульвару» Большая улица оказалась перерезана обвалами грунта в устье «Довгої балки», произошедшими в 1790-х гг. Выше образовавшегося «провалья» по улице располагалось только три крупных усадьбы: Губернское казначейство, Губернаторский дом и Духовная семинария, которые достаточно условно фиксировали планируемые ширину и направление Проспекта в Нагорной части города. В первой половине XIX в. у перекрёстка Проспекта с современной улицей «Володимира Вернадського» располагалась Ярмарочная площадь. Формирование частной застройки в Нагорной части Большой улицы начинается с середины 1820-х гг. с основанием усадьбы Молчанова. В ходе застройки городских кварталов вдоль Проспекта Ярмарочная площадь была перенесена на вершину Горы.
Планом города 1806 года было впервые предложено создание участка Проспекта за современным «Соборним майданом». В дальнейшем прокладка этого участка была подтверждена планами города 1817 и 1834 годов. Формирование застройки этого участка началось в 1840-х гг. со строительством комплекса Богоугодных заведений Приказа Общественного Призрения (совр. ОКЛ им. Мечникова), которым был зафиксирован угол спуска и «Соборного майдану».
В 1834 г. на плане города Большая улица впервые названа «Екатеринославским (Екатеринославльским) проспектом». Это официальное название часто указывается на планах города и в дальнейшем, однако среди населения оно не получило распространения и практически не употреблялось.
С 1840-х гг. начинаются работы по благоустройству Проспекта. На пересекавших центральную часть Проспекта «канавах» было выстроено несколько каменных мостов. В конце 1840 – начале 1850-х гг., при губернаторе А.Я. Фабре, были выполнены крупные работы по созданию трассы Проспекта между современными Екатеринославским бульваром и улицей «Володимира Моссаковського». На участке от современных домов № 38 и 45 до улицы «Володимира Моссаковського» была создана выемка в склоне холма, а ниже этих зданий – земляная насыпь. Несмотря на примитивность технологии (склон в месте выемки вначале пахали, а затем стаскивали землю вниз специальным «грейдером» на волах) эти работы являются одними из наиболее масштабных единовременно проведенных работ подобного рода в центральной части города. Сразу по окончании этих работ было начато устройство бульваров в центральной части Проспекта.
В связи с созданием бульваров Большую улицу стали называть «Бульварной». Название использовалось в середине XIX в., и в дальнейшем не закрепилось. В 1860-х гг. Проспект официально получил название «Екатерининский» в честь императрицы Екатерины II. Данное название просуществовало вплоть до 1919 (1923) гг. Параллельно с официальным названием использовалось и название «Проспект». Причём это название до 1920-х гг. использовалось даже в официальных и юридических документах (купчие крепости) и городских справочниках. Как неофициальное оно сохраняется до современности. На 1850-е гг. Проспект протянулся уже от «Соборного майдану» до улицы «Василя Чапленка».
Формирование участка Проспекта от Крестовой («Василя Чапленка») улицы до Привокзальной («Вокзальної») площади было окончено в пер. пол. 1880-х гг. При этом, в ходе строительства железной дороги, Проспект стал тупиковым, т.к. потерял прямой выход на Верхнеднепровский почтовый тракт. Развитие Проспекта в этом направлении привело к появлению неофициального названия «Озерный проспект» для участка от улицы «Княгині Ольги» до «Вокзальної площі» (проходил через территорию Озёрной площади), которое иногда использовалось в справочниках и рекламе.
В 1852 г. Г.Г. Кажаия был приобретен участок на углу Проспекта и современного проспекта Гагарина. Однако освоение под застройку этой части Проспекта началось только в 1872 г. с расширением территории Губернской земской больницы, а окончилось в 1887 г. с окончанием строительства казарм Симферопольского полка. Первоначально этот участок Проспекта получил название Мандрыковского переулка (по другим сведениям он назывался Мандрыковским спуском). Несколько ниже современной улицы «Героїв Крут» крупный овраг разделял трассу на два проезда: 1-й Мандрыковский спуск (поворачивал влево вдоль ограды современной ОКЛ им. Мечникова) и 2-й Мандрыковский спуск (соответствует левому проезду совр. Проспекта).
В 1880 – начале 1890-х гг. были проведены работы по мощению Проспекта, окончательной ликвидации «канав» и расширению бульваров.
1897 г. – по всей длине Екатерининского проспекта открыто движение на трамвайной линии.
1899 г. – с выделением на территории Ярмарочной площади участка для строительства Екатеринославского высшего горного училища начинается формирование проезда, соединяющего Екатериниский проспект с Мандрыковским переулком. Во второй половине 1900-х гг. Мандрыковский переулок (спуск), был официально признан частью Екатерининского проспекта. Однако при этом была сохранена его отдельная адресация с номерами домов, начинающимися от «Соборного майдану» и проспекта Гагарина и создано специальное название «Продолжение Проспекта».
1913 г. – строительным подрядчиком К.П. Добролюбовым предложен проект полного асфальтирования мостовых Проспекта. Проект не принят Городской думой.
В 1914 г. состоялся перенос памятника Екатерине II.
1914 – 1916 гг. – в связи со строительством Мерефо-Херсонской железной дороги низинные части 1-го и 2-го Мандрыковских спусков оказались отрезаны от Продолжения Проспекта и превратились в самостоятельные улицы. Разработан проект размещения вокзала в районе выхода Продолжения Проспекта к линии железной дороги.
В 1919 г. Екатерининский проспект переименован в проспект им. Карла Маркса.
В 1923 г. это переименование было подтверждено новым решением горсовета.
Осенью 1941 г. оккупационные власти переименовали Проспект в Брейтенштрассе. Как правило, это название использовалось в переводе, как на русский (Широкая улица), так и на украинский (Широка вулиця) языки. В ноябре 1943 г. Проспекту, автоматически, возвращено имя Карла Маркса.
В 1945 – 1948 гг. был разработан комплексный проект застройки Проспекта на основе которого и велись работы в последующее десятилетие.
Во второй половине 1950-х гг. в состав Проспекта были включены «Продолжение Проспекта» и проезды через территорию Октябрьской площади с введением единой адресации домов.
1962 г. – проведено упорядочивание адресации.
Вторая половина 1960-х – начало 1970-х гг. – проведены работы по созданию памятника «Вечной Славы» и организации вокруг него транспортной развязки.
19.02.2016 г. – решением городского головы № 71 переименован в честь Дмитрия Яворницкого.
Следующая история об переименовании улицы К. Либкнехта в М. Грушевского.
По материалам днепровской городской энциклопедии.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: История Днепра, переименование улиц