Site icon Наше Місто

Днепряне отвыкли от речного транспорта: куда пропали легендарные «Ракеты»

Днепряне отвыкли от речного транспорта: куда пропали легендарные "Ракеты". Новости Днепра

Еще на заре Независимости Украины из Днепра ходили «Ракеты» в Кременчуг, Запорожье, Киев. За 27 лет пассажирские перевозки реками сократились в 40 раз, а 98% украинцев полностью отказались от водного транспорта. Журналисты «НМ» решили выяснить, почему люди отвыкли от рек и куда делись знаменитые «Ракеты» на Днепре.

Упадок речного транспорта

Около 30 лет назад речной транспорт обслуживал более 18 миллионов пассажиров, но с каждым годом популярность теплоходов стремительно падала. «Ракеты», «Полесье» и «Кометы» на своих подводных крыльях летали по Днепру со скоростью до 80 км/час и стабильно заменяли украинцам автобусные и железнодорожные перевозки. Но речной транспорт всегда был дотационным, а «Ракеты» потребляли более 100 литров топлива в час.

С 1992 года речной транспорт начал проигрывать автомобилям. В Союзе никто не считал экономическую рентабельность перевозок по рекам, поэтому в независимой Украине от затратных «Ракет» и «Метеоров» решили отказаться. С этого момента украинцы остались без речного флота. Из 2500 кораблей на плаву осталось всего 150…

История «крылатых» на Днепре

На историческом фото — особый тип теплохода, судно на подводных крыльях (сокращенно СПК), типа «Ракета». За годы Советской власти разными заводами было выпущено около десятка наименований СПК, разнообразных систем. Многие были на слуху у жителей и тех, кто активно пользовался речным транспортом. Редко можно было услышать наименования: Восход, Метеор, Полесье, Заря, Комета. Все больше люди обобщали их, называя «Ракета». Данный тип теплохода был первенцем для СССР на пассажирских линиях и на редкость удачным. Общая численность построенных судов – около 400 в период с 1958 года по 1970-е. В 1959 году в Днепропетровскую ремонтно-эксплуатационную базу (ДРЭБ) поступила первая машина этого типа – «Ракета-9». Это был первенец на Днепре. Позже его переименовали в «Герман Титов». На фото того времени в период смены поколений было очень интересно сравнивать причаливающий дымящий пассажирский пароход «Богдан Хмельницкий» и изящную, с плавными обводами «Ракету-9». Годами позже порт Днепропетровск пополнился и другими «космическими» названиями: Н.Е. Жуковский, Марс, Космос, Зенит, Сергей Королев, Космонавт Пацаев. Для нашего «космического» города это было приятное совпадение!

За время работы речного флота «Ракеты» можно было встретить на маршрутах от Чернигова до Херсона. Каждое утро один теплоход уходил на междугородную линию по маршруту: Днепропетровск-Запорожье-Кременчуг-Днепропетровск. И два теплохода уходили на пригородную линию вдоль правого берега до села Войсковое и вдоль левого берега — до села Сухая Калина. По воспоминаниям капитана Владимира Свитко, порой мест на судне не хватало, и люди оставались на берегу.

Масштабный закат эксплуатации крылатого флота пришелся на 1991-1992 год. В дальнейшем основная часть была ликвидирована ради «металлолома». Однако, одному теплоходу удалось сохраниться. В 1983 году «Н.Е. Жуковский» установили в нашем городе, на ж/м Солнечный, около городка «Звездный». По рассказам днепрян, в салоне крутили мультфильмы для детворы. Это был своеобразный памятник. Просуществовал он до начала августа 2018 года и был разрезан. Подобная судьба была и у других «Ракет»-памятников — их резали на металлолом в погоне за цветным металлом. А ведь корпус для облегчения веса судна делался их дюральалюминия. Но несмотря на это, в Украине еще можно встретить «Ракету» — в Луцке и Миргороде, а в Николаеве всерьез взялись за восстановление «крылатого флота».

Возможно со временем речной флот сможет конкурировать с автомобильными перевозками, но в реки Украины нужно вкладывать средства. В 2017 году на поддержание речного флота выделили всего 39 миллионов гривен, которых катастрофически не хватает. Прежде всего, теплоходам и ракетам нужно заменить двигатели и уменьшить расход топлива, чтобы пассажиры выбирали речной транспорт из-за его экономичности.

Сейчас же цена билета на автобус в 3-4 раза меньше, чем на теплоход. Эксперты дают позитивные прогнозы на воскрешение речного транспорта Украины. Речные судна должны быть намного комфортнее, и тариф должен быть конкурентоспособным. Единственный способ возродить пассажирские речные перевозки – создать тариф меньше нынешнего и увеличить комфорт перевозок. Но все равно это будут либо короткие перевозки, либо туристические. Но украинские конструкторы не отчаиваются и продолжают искать выход из сложившейся ситуации.

Исторические фото и «история крылатых» — Вадим Пономаренко

Современные фото — Валерий Кравченко

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Метки: , , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також:

Exit mobile version