СИЗО. Эти четыре буквы в голове у каждого рисуют ужасные картины – следствие и приговор, колючая проволока, охрана с собаками. Увы, сюда попадают и те, кто еще вчера и не думал о таком повороте событий. Причины и истории всегда разные, но за каждым случаем стоит драматическая человеческая судьба. Корреспондент «НМ» прошлась коридорами СИЗО, чтобы понять – это место ломает или дает новую надежду?
Вера спасает
Днепровское учреждение исполнения наказаний №4 – это одно из старейших зданий на улице Н. Алексеенко. Тут сейчас находятся 1735 человек, из них 91 женщина, 9 несовершеннолетних, 22 осужденных к пожизненному лишению свободы. После оформления аккредитации я приезжаю на КПП.
Тут меня встречает один из священников, который посещает СИЗО регулярно, иерей Илья Коротков. Молодой, с аккаунтом в Фейсбуке и красивым рингтоном на мобильном, он немного развеивает стереотипы о священниках. У батюшки есть пропуск с фотографией. Мне же выдают временный – в обмен на телефон и паспорт.
Вот так выглядел мой пропуск
О моем посещении знают заранее, поэтому все проходит быстро и слаженно, но я немного нервничаю. Территория очень большая, и тут множество контрастов – розы, ухоженные клумбы и колючая проволока. Люди в форме, слышится лай собак.
Мы идем в сопровождении батюшки и сотрудников отдела социально-воспитательной и психологической работы. Заключенные, встречая батюшку, просят благословения.
Первое место моей необычной экскурсии — двухэтажное общежитие, где живут осужденные хозяйственной обслуги. Тут очень чисто и светло. Дальше – церковь, в ней проходят службы, исповеди и причастия. Меня проводят в просторный зал, стены расписаны потрясающими картинами, это все труд и талант заключенных. Здесь проходят встречи, лекции, и просто общение осужденных с работниками СИЗО, волонтерами или священнослужителями, а также творческие вечера или игры.
Одна из часовен. Тут уютно и светло
— У нас есть четыре часовни и две церкви. В ближайшее время появится еще одна во дворе для сотрудников и гостей, духовное общение очень важно для тех, кто здесь находится. Служат тут сейчас, помимо меня, руководитель епархиального отдела по делам пастырской опеки пенитенциарной системы протоиерей Андрей Демидас, заместитель этого отдела протоиерей Валентин Дорощук, иерей Богдан Каплун, иерей Николай Купчинский. Все действия совершаются по благословлению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея. История у каждого осужденного своя – сюда попадают, совершив убийство или просто оказавшись не в то время не в том месте. Господь чудесным образом управляет человеческой жизнью. Но для этого нужно находиться с ним постоянно, а не только в стенах храма. Православие – это добровольно. Человека нельзя заставить верить и жить по заповедям, но, как показывает опыт, те, кто, выйдя на свободу, продолжают жить с Богом в сердце, не оступаются и больше не попадают в места лишения свободы, — рассказывает отец Илья.
Отец Илья верит, что каждый может обрести Бога
Человеческие судьбы
Осужденный С. садится напротив меня на стул. Молодой человек улыбается и вежливо спрашивает, не хочу ли чаю или кофе. Его история сложная, он уже пробыл в местах лишения свободы год и четыре месяца. Осталось еще четыре года восемь месяцев. «Я был в зоне АТО, однажды не успел вовремя уехать и сложилось так, что местный житель предложил остаться на ночь у него. Уже вечером, когда общались за ужином, возник конфликт – он всячески оскорблял нас, военных, говорил, что нас и наши семьи нужно уничтожать. Закончилось все дракой. А после, когда вернулся в часть, мне сказали, что мне светит статья за тяжкие телесные, повлекшие смерть», — рассказывает осужденный. Вся эта история только укрепила веру молодого человека в Бога. «Еще в 2014 году один капеллан подарил мне талисман, который я ношу всегда. Со мной по случайности не было его дважды – и дважды случилась беда. После окончания срока я хочу построить церковь у себя в поселке и заниматься фермерством», — делится парень. В его глазах уверенность в том, что все будет хорошо. Ведь дома его ждут жена и ребенок. На вопрос, бывают ли они тут, он просто отвечает: «Для них я до сих пор в АТО…»
Теперь осужденный С. с талисманом никогда не расстается
Осужденный А. с первых минут говорит о том, что ему очень стыдно, что он оступился и попал сюда. Этот 33-летний голубоглазый молодой человек – сын священнослужителя. «В семье я всегда вел себя согласно заповедям Божим. Но однажды я оступился и попал в компанию, где и попробовал наркотики. После, уже по пути домой, я шел с бутылкой пива, в кармане была доза наркотических средств, повстречал полицию и получил срок два года. Уже отсидел девять месяцев. Это не просто меня изменило, но и дало осознание того, как и ради чего нужно жить! Я хочу завести семью, жену, с которой мы проживем всю жизнь, детей, а также хорошую работу!», — эмоционально рассказывает парень. Он также подчеркивает, что для родителей это стало шоком, но без их поддержки ему бы дались эти месяцы очень сложно. Конечно, помогла и вера.
Осужденному А. помогает вера
Песни и проповедь
Мы двигаемся дальше. В женском блоке как раз время обеда – осужденным развозят еду. Пахнет вкусно и по-домашнему. В этом корпусе находится часовня в честь образа Божией Матери «Живоносный источник». Отец Илья как раз начинает тут обряд исповеди и причащения. Группа женщин ожидает его – все в с покрытыми головами, они разговаривают и улыбаются.
Отец Илья начинает службу
И вот начинается служба, женщины внимательно слушают батюшку. Параллельно в нескольких метрах от часовни в одной из камер женщины начинают петь. Просто так, известные песни разных лет. Среди них слышу слова песни моих школьных лет, а это значит, что девушкам за стеной может быть чуть больше тридцати. «Я рисую на асфальте, белым мелом слово «хватит», — звучат голоса. Для них это тоже своеобразная психологическая разгрузка. К камере уже спешит сотрудница в форме, чтобы поинтересоваться, все ли в порядке. Веселые голоса отвечают: «Мы просто поем!»
Я прохожу мимо и краем глаза вижу двух девушек, они замечают меня. В глазах вопрос и интерес, но дверь камеры закрывают….
Здесь очень много мест для общения с Богом: храм в честь преподобного Моисея Мурина, в женском корпусе часовня в честь образа Божией Матери «Живоносный источник», часовня при больнице в честь святого Николая Чудотворца. В корпусе для несовершеннолетних храм в честь святителя и исповедника Луки, архиепископа Крымского, еще две часовни святого преподобного Паисия Святогорца и Благоразумного Разбойника.
На этом месте скоро будет новая часовня для гостей и сотрудников
Служба – это не просто духовная часть жизни, но и важный аспект для сотрудников, ведь во время служений не должны пересекаться подельники или осужденные по одному делу. Для этого есть старосты общины, которые сотрудничают со священниками, всячески им помогают и следят за дисциплиной внутри общины.
В местах лишения свободы даже возможны венчания, но отец Илья говорит, что не всегда видит в этом смысл. «Венчанная пара должна проживать вместе, это духовный союз и монашество в браке. Если один человек за решеткой, то вся суть теряется», – говорит он.
Послесловие
Можно много говорить о том, что такие места меняют или не меняют людей. Но очевидно, что тюремные капелланы – это психологи и психиатры для осужденных. Они не просто духовно лечат, но и рассказывают простые истины, которые тут, в неволе, воспринимаются гораздо острее. Конечно, не каждый человек, выйдя на свободу, меняется и больше никогда не нарушает закон. Очень много тех, у которых случается рецидив. Но даже если один из десяти начнет новую жизнь, разве это не духовная победа?
Дарина Сухонос.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение
Метки: Днепр, заключенные, зэки в Днепре, сизо, сизо в Днепре