Предприимчивые горожане реализуют товар «вторые руки» в Интернете.
Перед утренником в детском саду я искала нарядное платье для дочки. Хотелось, чтобы было красивым, пышным и недорогим. Нужное с розовыми цветами по лифу и белой фатиновой юбкой на хлопковой подкладке нашла на одном из сайтов в Интернете. Продавец написала, что платьице сшито на заказ, и ее дочка успела его надеть всего раз. За красоту женщина просила 200 гривен – по сравнению с другими предложениями, это выглядело более чем выгодно.
Посылку с покупкой я развернула прямо в редакции. От увиденного была, мягко говоря, в шоке: с внутренней стороны платья сбоку был заводской ярлычок. Так что индивидуальный пошив оказался враньем. Фатиновая юбка оказалась порвана в нескольких местах, на белом подъюбнике и на розовом поясе — желтые пятна. Расстроенная неудачной покупкой, я поплелась покупать пятновыводитель. Стирала обновку вручную и поражалась, насколько грязная вода текла с такого милого светлого платьица.
Коллеги подсказали, что, скорее всего, я попала на перекупщицу секонд-хенда. Такие люди покупают в день завоза хорошие вещи и продают их по более высокой цене на сайтах или в других магазинах. Что-то подобное я уже слышала от подруги. Тема показалась интересной, потому я выбрала один из магазинов секонд-хенд и отправилась смотреть, что же там происходит в день завоза.
У перекупщиков свои сферы влияния
Вторник, полвосьмого утра. На ступеньках одного из магазинов крупной сети секонд-хенд сидит парень, рядом — девушка со стаканчиком кофе. Я порадовалась – надо же, все рассказы о толпах покупателей в день завоза – пустой треп. Но ближе к восьми ситуация начала стремительно меняться. Люди подходили и подходили к магазину, у многих в руках были огромные сумки и пакеты.
— Сегодня чуть не проспала! – весело сказала девушка, подбегая к компании разговаривающих женщин. – Всем приветик! Ничего не пропустила?
Я насчитала четыре разные компании, в одной из них были только парни лет 20—25. Они стояли поодаль у машины и болтали о своем.
Я позвонила подруге Юле, которая ездит за одеждой в дни завоза и, кажется, знает об этой системе все.
— Во все магазины сети приходят одни и те же люди. Видишь пацанов? – спросила подруга. – Они сейчас станут первыми и побегут к обуви. Самая большая компания женщин заберет всю детскую одежду, несколько будут грести аксессуары на кассе.
Без пяти восемь. Толпа из 70 человек буквально втиснулась на крошечное крылечко перед дверью магазина. Парни, которые стояли поодаль, ринулись вперед, расталкивая возмущающихся женщин.
— Несколько забегут, а другие пару секунд будут сдерживать толпу, чтобы первые успели схватить все самое хорошее, — продолжала Юля. – Прошу тебя, не иди с толпой! В прошлый раз при мне упал мужчина и ему никто даже не помог подняться – перепрыгивали и топтались по рукам.
Толпа ворвалась в магазин молча. Три девушки сразу налетели на стоящие на кассе корзинки с бижутерией. Остальные подбегали к вешалкам, молниеносно просматривали вещи и тут же складывали понравившиеся в мешки. Несколько человек сбрасывали добычу прямо в кучи на пол. Полки с обувью пустовали – рядом сиротливо валялись четыре старых ботинка и домашний потрепанный тапок. Мне, обычному покупателю, было дико смотреть на всю эту вакханалию.
— Уважаемые покупатели, одежду класть на пол запрещается! – закричала продавец. – Пока вещь не куплена, это собственность магазина! Сейчас 8.04, через две минуты я приду сюда же, чтобы ни одной кофты на полу не было!
Подруга подсказала, что собранные с вешалок в первые минуты наряды через полчаса-час возвращают на место. Самые ценные экземпляры забирают, а то, что похуже, оставляют.
Так и получилось. Из магазина я вышла с семью обновками отличного качества и краем уха услышала, как один парень сказал другому: «Пойдем в соседний магазин, что-нибудь перекупим там». Получается, что перекупщики готовы покупать вещи у таких же перекупщиков? Юля подтвердила это:
— Когда-то наблюдала, как двое мальчишек лет 18—19 рассматривали футболку от футбольной формы, — рассказала она. – Один говорит: «Как думаешь, за сколько сможем продать?» — «Гривен за 150—200, наверное». Рядом крутился мужчина из тех, кто постоянно приходит на завоз. Говорит парням: «За сколько отдадите мне?» Те переглянулись: «За 450». Мужчина ответил: «Хорошо, беру. Идите на кассу, встретимся на улице». На кассе, кстати, футболка затянула на 19 гривен. Вот тебе и бизнесмены.
За отложенные вещи – увольнение
Бывшая управляющая одного из магазинов секонд-хенда (назовем ее Елена) рассказала о принципах работы огромной сети.
— Вещи привозят в баулах по 150—200 килограммов, — поделилась она. — Все они хорошо упакованы в пакеты, а потом в баулы. Из пакетов вещи сразу попадают на тремпеля. Каждый продавец накануне дня завоза имеет право купить одну единицу товара – что-то из одежды, игрушку, аксессуар, обувь или другое. Это очень строго контролируют. В день, когда завозят люкс, продавец может купить одну вещь люкс и одну единицу весового товара. В последующие дни — три вещи. Если продавца заметили за откладыванием одежды – сразу увольняют.
К перекупщикам продавцы относятся нейтрально – для них нет особых правил, это такие же покупатели, только берут много. Магазину выгодно, когда покупают много товара, потому что есть нормативы по продаже. «На пересмотр товара я давала перекупщикам 30 минут, — говорит Елена. — Но откладывать вещи или вешать их отдельно именно для перекупов нельзя. За это увольняют без разговоров».
Пятнадцатикратная выгода
Перекупщица Александра (имя изменено) согласилась рассказать о своем небольшом бизнесе на одежде секонд-хенд.
— Когда я вышла в декрет, денег катастрофически не хватало, — делится она. — Одежду малышу, да и нам с мужем я покупала, в основном, в секонде и видела, как другие гребут по двадцать платьев и кофт. Решила последовать их примеру. В первый раз успела выхватить джинсы американской фирмы и пару симпатичных новых бодиков на малыша. Хорошо все выстирала и продала в Интернете на 20 гривен дороже. Появился какой-то азарт – получается, можно заниматься любимым шопингом и зарабатывать этим.
Джинсы Саша решила больше не брать: они очень тяжелые и навар небольшой. «Я беру летние женские кофточки маленьких, самых ходовых размеров, — продолжает она. — Они весят немного, и цена, соответственно, небольшая. К примеру, покупаю прозрачную невесомую блузку за 10 гривен, а продаю за 150. Стираю все вещи дорогим порошком, чтобы запаха вообще не оставалось. Потом презентую продаваемую вещь. Лучшая подруга выступает в роли модели – позирует в одежде, фото мы выставляем на сайте. Очень важно красиво показать и преподнести товар, покупатель на это клюет».
Так что, если вы покупаете вещи на сайте olx.ua и других подобных, то, вполне возможно, берете секонд-хенд. Только платите в пятнадцать раз дороже.
От гаража к перекупке
В мире секонд-хенда есть «черные» и «белые» перекупщики. Первые стараются выдать далеко не новую вещь за дорогой товар и продать вам его по полной стоимости через Интернет. Вторые выполняют, скорее, роль персонального закупщика. Эти люди выстаивают очереди при завозе товара, ищут новые вещи или брендовый товар в хорошем состоянии, а после продают с небольшой наценкой.
— Я в этом бизнесе уже пять-шесть лет, — рассказывает днепрянка Ольга. — Сейчас все стало гораздо хуже – изменилось качество товара, а стоимость возросла, ведь она привязана к курсу доллара. И если раньше за год работы я могла собрать достаточную сумму, чтобы сделать масштабный ремонт на кухне под заказ с техникой, то сейчас в месяц я могу заработать не более минимальной зарплаты.
Женщина занимается честной перекупкой – ищет новые фирменные вещи или не новую одежду, но в отличном состоянии. Ее покупатели всегда знают, что перед ними стоковый товар с биркой или уже ношеная вещь.
По словам Ольги, в Украину больше всего привозят вещей из Англии. Частным лицам стало сложнее работать после того, как появились целые сети магазинов, специализирующихся на секонд-хенде. «Это очень тяжелый труд, — говорит она. – Раньше мы занимали очередь в магазин с ночи, стояли по пять-шесть часов. Человек пять, которым посчастливилось залететь первыми, получали лучший товар. Но одному открыть магазин в таком формате невозможно – когда-то у меня был мини-магазин в гараже, сейчас осталась база клиентов – 10—15 человек, с которыми я постоянно сотрудничаю.
Многие перекупщики не стесняются и скупают вещи в очень плохом состоянии, а затем реализуют их, например, на рынке. «Если я покупаю товар б/у, то обязательно приведу его в порядок, — заверяет Ольга. — Он может быть обработан каким-то средством. Иногда после первой стирки и глажки вещь становится, как новая. А бывает, что химия настолько въедается в волокна, что вывести запах почти невозможно, особенно если есть процент синтетики».
Женщина убеждена, в этом бизнесе главное – удача и смекалка. Если ты успеешь собрать хороший товар, то соцсети могут стать площадкой для его реализации. Далее многие уже снимают склады или арендуют специальные контейнеры, и бизнес идет в гору. Но в любом случае, спрос никогда не падает.
Секонд-миллионерша
Современные украинские перекупщики, конечно же, не изобрели велосипед. Оказывается, начав с перепродажи секонд-хенда через Интернет, можно хорошо подняться. А при наличии определенной хватки даже разбогатеть. Тому пример — американская бизнес-леди София Аморузо, основательница интернет-магазина Nasty Gal. Несмотря на то, что у Софии не было образования, денег и связей, она сумела стать одной из самых богатых и успешных американок. Опытом становления бизнеса она делится в книге «Girlboss», которая уже стала бестселлером.
София вовремя поняла, что стоящие копейки вещи из секонд-хендов при правильном подходе можно продавать в несколько раз дороже. Этим она и занялась на eBay. «Я покупала в секонд-хенде пиджаки Chanel за десять долларов, — пишет она. — Их можно было продать и за 11 долларов, но ваша задача в том, чтобы показать: этот пиджак стоит тысячу долларов». Экспериментируя с ценой и презентацией, изучая реакцию аудитории (готовы покупать или нет), рано или поздно вы найдете идеальную формулу для своих товаров. «eBay помог мне понять, что нужно моей аудитории и за какие деньги». Сейчас Nasty Gal — один из известнейших интернет-магазинов США с годовой выручкой 128 миллионов долларов.
Комментарий медика
— Химикаты, которыми обрабатывают одежду в секонд-хенде, даже если на них есть документы, очень токсичны. В Европе вещи перед поставкой в другие страны обрабатывают специальным газом при определенной температуре. Он не оставляет бактериям и микробам никаких шансов. Но вещь все равно нужно качественно выстирать. А вот нательное белье или купальники покупать не стоит — такая сомнительная экономия может привести к дорогому лечению. Также не рекомендую покупать детские мягкие игрушки – их сложно правильно обработать, и таким образом вы подвергаете риску здоровье ребенка.
Мария Матюшкина, Елена Мисник, Дарина Сухонос
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение
Метки: перекупщики, секонд-хенд